«Не воспитывайте своих детей,
все равно они будут похожи на Вас.
Воспитывайте себя»
Цель: повышение уровня психологической компетентности отцов в воспитании детей.
Задачи:
- Активизировать роль отца в процессе организации общения в семье.
- Активизировать значение общения в семье для благоприятного психического развития детей.
Мотивационный блок
От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Значение периода школьного детства неоценимо в целом для развития личности ребенка. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в младшем школьном возрасте.
Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.
Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу "так, как воспитывали меня".
Роль папы в становлении и развитии психики ребенка абсолютно равнозначна роли мамы. И при этом в подавляющем большинстве семей уходит на второй план. Одна из главных причин - это привычные представления о том, что должны делать мама и папа для ребенка.
Приветственное слово
Доброе утро, уважаемые папы и дорогие ребята, сегодня в субботнее утро мы собрались для встречи в папиной школе, меня зовут… Я работаю с ребятами 1-2, (3-4) классов, провожу развивающие занятия для ребят, консультации для родителей, родительские занятия. Позвольте представить коллег (с какими классами работаю).
Изменившиеся политические и экономические условия в последние десятилетия, привели к социальным изменениям, многие социологи говорят о кризисе современной семьи, о том, что современные семьи менее социально защищены, чем предыдущее поколения, вынуждены больше работать, особенно это касается пап. Потому что большинство современных семей вынуждены выплачивать ипотеку, кредиты, оплачивать учебу старших детей в колледжах, институтах.
В итоге социально благополучные папы, к сожалению, мало времени проводят с детьми. Очень редко ходят с ними в театр или просто погулять. А дети растут, роль отца в воспитании ребенка значимо и весомо, влияние отца на развитие девочки и мальчика не одинаково.
Из девочки вырастет самодостаточная, успешная, уверенная в себе женщина, если в ее детстве рядом с ней будет любящий, внимательный, заботливый, обожающий свою маленькую принцессу папа.
Из мальчика вырастит умеющий нести ответственность и принимать решения мужчина, если рядом с ним в детстве будет достойный пример отца.
Сегодня мы с вами сделаем маленький шаг.
Сегодня Вы, уважаемые папы, будет иметь возможность посвятить своему ребенку, ему и только ему какое-то количество времени, что поможет вам лучше понимать своего сына или дочь, общаться, взаимодействовать, просто вместе замечательно провести время.
Блок саморазвития
Упражнения «Визитная карточка»
Ресурсы: листочки, шаблоны визиток, ручки, цветные карандаши, булавки, музыка.
Ход работы
Для того, чтобы нам было удобно общаться друг с другом давайте сделаем визитные карточки. Каждый участник подписывает свою визитную карточку тем именем, которым хотел бы, чтобы его называли и дополнить визитную карточку любым символом (цветок, звезда, круг, треугольник, облако, прямоугольник, лист). У вас есть возможность походить по классу, познакомиться друг с другом, посмотрите на визитки друг друга.
Обсуждение
— Чья визитка запомнилась вам больше всего и чем запомнилось?
(Если возникла пауза и нет желающих ответить, кидаем мяч)
Упражнения «На разном уровне»
Ход работы
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитие и становление разумного и культурного поведения. Через общение с психологически развитым и психически здоровыми людьми, благодаря большим возможностям к научению, ребенок развивается и превращается в личность.
Работа в парах. Родитель и ребенок разговаривают на разных уровнях. Выберете тему для разговора. В течении одной минуты расскажите о чем-либо своему партнеру по общению, после сигнала поменяйте позу. (Примеры тем: Обсудите планы на предстоящие выходные, как вы провели лето, осенние каникулы и т.д.)
- Папа стоит спиной к ребенку, ребёнок смотрит в спину
- Папа стоит, ребенок сидит (и наоборот)
- Лицом друг другу
Обсуждение
- Трудно или легко было понять друг друга?
- Что помогало и что мешало понять партнера?
- Бывают ли в жизни такие ситуации как в этом упражнении? Приведите примеры.
Упражнения «Варежки»
Ресурсы: Изображение варежек в виде силуэта, цветные карандаши, музыка. Начало работы- сигнал колокольчика, время работы 3 минуты. После упражнения варежки нужно прикрепить на веревку с помощью скрепок.
Ход работы
Очень важно, чтобы люди умели обсуждать и договариваться и вдвойне это важно если это папа и его ребенок. Каждая команда папа и ребенок выбирают себе пару варежек, берут цветные карандаши, фломастеры и не произнося ни одного слова придумывают узор и рисуют его на варежках. Помните, что узор должен быть одинаковым на одной варежек.
Обсуждение
- Скажите трудно или легко было рисовать одинаковый узор не обсуждая вслух?
- Что было самым сложным в процессе работы?
Упражнения «Герб семьи»
Ресурсы: листы бумаги, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, клей-карандаш, музыка. Сигнал к началу и окончанию упражнения звонок колокольчика.
Ход работы: Работа в парах.
Во время Средневековья зародилась традиция изображать герб своей семьи. Герб – это особый символ, отражающий основную информацию о его владельце в виде символического рисунка, иногда вписанного в него изречения – девиза.
Прежде всего, герб использовали для печати, а также обозначения собственности. В эпоху поголовной неграмотности герб был единственной понятной, а также доступной подписью.
Всемирно известный герб английских королевских династий – три золотых леопарда, был придуман еще во времена восхождения на престол Ричарда I Львиное сердце.
Значительную лепту по распространению семейных гербов внесли рыцари. Герб на доспехах – это был единственный признак различия их принадлежности к тому либо иному роду. В эпоху Крестовых походов фамильные гербы стали широко распространяться повсеместно. Со временем каждый город, церковь, цех, производство и т.п. имели свой герб.
Мы вам предлагаем совместно со своим ребенком нарисовать герб своей семьи. Выберите форму, материал. Это может быть аппликация или рисунок.
Помните, с помощью символов вы расскажете всем нам, что является для вас самым ценным в семье. Если подойти со всей ответственностью к этому заданию, можно не только многое узнать о своей семье, традициях и обычаях, но также создать мощное объединяющее средство для всех членов своей семьи. Если герб получился интересным и полностью оправдал ваши ожидания, его можно использовать в качестве вашего отличительного семейного знака и в дальнейшем. Например, сделать футболки с его изображением, использовать его для различных семейных конкурсов или викторин.
- После завершения каждая команда представляет свою работу, что хотели рассказать о своей семье. Выслушать мнение из зала.
Выслушав мнение участников встречи, отвечает папа:
- Да, я согласен.
- Я согласен, но еще хочу сказать
- Хорошо, я об этом подумаю.
Мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!
Мы желаем Вам построить добрые, теплые взаимоотношения с сыном или дочерью. Мы желаем Вам быть самым замечательным папой для вашего ребенка. Спасибо за внимание!
В конце встречи предложить забрать варежки и герб с собой.
Блок самопознания: (буклет)