На сегодняшний день студенты не могут представить свою деятельность без смартфона: постоянное использование социальных сетей, электронных книг и поисковых систем, игр. Они не представляют жизнь по-другому – без смартфонов, планшетов и всемирной сети. Развитие мобильных технологий бросает образованию определенный вызов.
В связи со сложившейся ситуацией, от педагога требуется максимум задействовать мобильные устройства для обучения. При составлении учебного процесса, для его оптимизации часто педагоги стараются запретить, а иной раз даже наказать студентов за пользование мобильных телефонов во время занятия. Нужно взглянуть на эту проблему с другой стороны и рассмотреть мобильное устройство, как эффективный способ обучения.
Мобильное обучение (mLearning) — это деятельность, которая выполняется регулярно с помощью смартфонов и технологий. Технологии позволяют студентам стать более продуктивными, при общении получать или создавать информацию. Мобильное обучение дает возможность получать или предоставлять информацию любого формата на мобильные устройства каждого студента.[2]
mLearning используют достаточно давно. Уже с появлением первых мобильных телефонов, а это начало 90-х годов прошлого века, зарубежные педагоги заговорили об их образовательных ресурсах. С 2002 года начали проводиться первые международные конференции, где рассматривали вопросы об использовании мобильных устройств в педагогической деятельности. В России мобильные технологии стали использовать лишь в последние несколько лет. Тем не менее, практически все педагоги, являющиеся активными сторонниками мобильного обучения, сходятся во мнении, что главной задачей mLearning является его способность не только усовершенствовать дистанционное и смешанное обучение, но и сделать эффективней традиционное обучение, сохранив при этом все принципы.
Также, мобильное обучение позволяет в любое время использовать учебный материал, студентам дается возможность самостоятельно изучить пропущенный материал, при этом приобретение персонального компьютера не требуется (достаточно смартфона, либо планшета) и бумажной учебной литературы, т.е. не требует лишних денежных затрат. Учебными материалами можно легко обмениваться между пользователями с помощью современных беспроводных технологий: Bluetooth, Wi-Fi, мобильный интернет. При мобильном обучении используется мультимедийный контент, то есть информация дается в различных формах: звуковой, текстовой и графической. Материал лучше усваивается и запоминается, повышается интерес к обучению. Группа студентов оживляется, появляется мотивация к работе, повышается качество усвоения знаний.
Мною на уроках информатики используются такие приложения, как: Blogger и интернет-сервис Google Диск. Мобильная версия приложения Blogger, в отличие от компьютерной, выглядит более удобной. В приложение можно публиковать сообщения, редактирование и настройки сообщения, прикрепление фото и картинки, студенты могут оставлять свои комментарии под публикацией. Если есть необходимость, студент всегда может открыть веб-версию и осуществить дополнительные действия. Blogger имеет ряд функций: доступность, интерактивность, возможность поделиться учебной информацией. Студенты с большим интересом выполняют домашние задание, которое я выкладываю сразу после занятия, активно участвуют в обсуждение задания. В приложении можно проконтролировать сроки выполнения.
Приложение Google Диск является «облачным» хранилищем файлов в различных форматах. Например, Word, Excel, презентации PowerPoint, можно преобразовывать в формат Google Документов и обратно. Память мобильного телефона не переполняется файлами, необходимые файлы всегда под рукой у студента, даже без подключения к интернету. С помощью Google Диск студенты выполняют совместные проектные работы, доделывают задания из практических работ дома, а также проходят тестовые задания, при этом им не нужно быть привязанными к компьютеру или ноутбуку, им достаточно иметь смартфон.
Таким образом, можно выделить основные положительные характеристики мобильного обучения:
1) мобильное обучение — процесс личностно-ориентированный, ситуативный и протекающий в удобное время и в удобном месте;
2) мобильное обучение является инновационным процессом в системе образования;
3) мобильное обучение — это учебно-познавательная деятельность, требующая осознанных усилий: студенты должны активно заниматься в процессе мобильного обучения;
4) отличием мобильного обучения является ориентация на активную и сознательную самостоятельную работу студентов;
5) использование мобильных технологий в учебном процессе должно опираться на системный подход, обеспечивать реализацию определенных дидактических задач и целей и в целом сделать более интенсивным учебный процесс.
Мобильные технологии являются мощным и зачастую недооцененным средством, которое способно вывести образование на новую ступень.
Литература
- Шишковская Ю.В. Использование мобильных устройств в педагогической практике // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1519-1521. — URL https://moluch.ru/archive/91/19608/ (дата обращения: 27.01.2020).
- https://multiurok.ru/files/mobil-noie-obuchieniie-kak usoviershienstvovaniie.html