Всекубанский классный час "Год памяти и славы" к 75-летию Великой победы

Разделы: Классное руководство, Коррекционная педагогика, Краеведение, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: День Победы, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цель урока:

  • формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников;
  • воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, на примере трудового подвига их родных и земляков в суровое военное время;
  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.

Задачи проведения урока: способствовать воспитанию семейно-родственной, локально региональной, этнокультурной идентичности обучающихся на ярких примерах, связанных с историей Великой Отечественной войны.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ход урока

(Слайд 1) Учитель: ребята, сегодня во всех школах нашей страны проводится Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Презентация

(Слайд 2) Учитель: Скажите, пожалуйста:

1. Что означает лично для вас любить Родину, быть патриотом? (ответы учащихся)

(отвечает Кристина Безуглова) «Патриот - тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины»

(Мой ответ): тот, кто любит то место, где родился и вырос; знает историю своей страны, гордится своими предками; знает и бережет свой родной язык; готов встать на защиту Отечества;

(Слайд 3)

2. Почему патриотизм в нашей стране преимущественно воспринимается как военно - героический? (ответы учащихся) Истинный патриот не просто любит родину, а без заветно предан ей, гордится ею, стремится служить ее интересам, защищать от врагов. Верен в самые тяжелые минуты.

(Слайд 4) Учитель: Давайте с вами окунемся в историческую память – которая является одной из главных богатств человеческой культуры. Пока люди помнят прошлый опыт, человеческое общество имеет возможность развиваться и совершенствоваться. Память войны призывает к ответственности за мир на земле. (читает стихотворения Кирносова Анастасия):

Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить, Только не забыть бы это,
Лишь бы не забыть.
Эта память, верьте, люди,
целой земле нужна.
Если мы войну забудем -
Вновь придет она.

(слайд 5 Учитель: ребята, именно нам предстоит донести эту память следующим поколениям. Как можно забыть весь этот ужас…..!? (Демонстрация слайдов) В те страшные годы речь шла о том, быть или не быть нашей стране, выжить или погибнуть нашему народу. Советский народ ценой неимоверных усилий сумел разгромить врага, однако заплатил за это огромную цену. Общие людские потери СССР в ходе войны составили 27 млн. человек. Из них более 9 млн. погибли на полях сражений, 7 млн. человек были истреблены нацистами на оккупированных территориях, более 4 млн. погибли от жестоких условий оккупационного режима.

5 млн. человек были угнаны на каторжные работы в Германию и сопредельные с нею страны, пребывавшие также под немецкой оккупацией. Из них вернулись на родину чуть больше половины - 3 млн. человек, 450 тысяч эмигрировали, 2 млн. человек погибли и умерли в плену...

(слайд 6) первые потери в ВОВ наша страна потеряла беззащитных детей. В начале ВОВ, в июле 1941 года, из Ленинграда началась эвакуация мирного населения. В первую очередь отправлялись дети. Никто не мог предусмотреть ход военных действий… Детей вывозили из Ленинграда, чтобы спасти, от смерти и страданий. Но оказалось, их везли навстречу войне. На ст. Лычкова самолеты фашистов разбомбили эшелон из 12 вагонов.

(Слайд 7) Каждый день войны стоил жизни более чем 18-ти тысячам человек на фронтах войны, от рук карателей в зоне оккупации и в гетто, в подполье и в партизанских отрядах, на каторжных работах и в газовых камерах лагерей смерти... Это 782 человека ежечасно, 13 человек ежеминутно...

(Слайд 8) Представьте себе: каждые 5 секунд на войне погибал один человек... Это страшные цифры. За ними - миллионы изломанных и искалеченных судеб, горе и страдания сирот, вдов, матерей, невест... Нет такой российской семьи, которую война обошла бы стороной...

(слайд 9-10) слайд могилы детей. на данном слайде памятник матери.

«Терпи мать, Береги силы, Встречай, мать девятого сына…» это подвиг матери Марии Матвеевне Фроловой. Вырастить 12 детей – уже подвиг. Воспитать их Людьми с большой буквы – подвиг вдвойне. Этот подвиг совершила Мария Матвеевна, простая русская женщина из Задонска, которая потеряла на войне 8 сыновей (Михаил, Дмитрий, Константин, Тихон, Василий, Леонид, Николай, Петр…)

(слайд 10) Моисей Пинкензон. В начале ВОВ Муся Пинкензрн со своими родителями эвакуировался из города Бельцы Молдавской ССР на Кубань, в станицу Усть-Лабинскую. Он играл на скрипке. Когда станица Усть-Лабинская была занята фашисткими оккупантами, семья Пинкензона была арестована и брошена в тюрьму. Пытки, издевательства, побои не миновали маленького Моисея. Моисей часто играл на скрипке, которую взял с собой. Семью Моисея вместе с другими арестованными советскими гражданами погнали на расстрел. Перед смертью Моисей вышел из группы арестованных и заиграл «Интернационал». Взбешённый фашистский офицер прервал мелодию «Интернационала» автоматной очередью. Так погиб юный патриот своей Родины.

На окраине города Краснодара, в уютном домике жила семья Жени Дороша. Мальчик учился в соседней школе № 66. Друзья любили его за дружелюбный характер, смелость. Перед приходом фашистов в город у мальчика был день рождения. Друзья поздравляли егос 16 летием и желали долгих, долгих лет жизни. К сожалению, их пожелания не сбылись. В партизанском отряде Женя был связным. Он приносил партизанам собранные им сведения о фашистах. Мальчика арестовали. Допрашивали его в том же классе, в котором он учился. Его долго и зверски мучили. Эсесовский офицер не мог понять, прочему этот маленький, худенький мальчик так упорно молчит. Женя не выдал никого. Разъяренный офицер выстрелил. Так оборвалась короткая, но героическая жизнь Жени.

(стихотворение читает Соколов Никита)

«Погибшие живут среди живых,
Ушедшие ушли, чтобы вернуться.
Во всех сердцах, во всех домах людских
Неслышные шаги их раздаются.

Забыть их – значит их предать!
Стать равнодушным хуже, чем убийцей
И не чугун, не бронза, не гранит,
Которые не раз бывали лживы,
А память поколений их хранит
Вот почему посмертно они живы.

Мы учимся сегодня, чтоб завтра строить,
Чтоб небосвод был вечно голубой,
Нет, не забудем никогда героев,
Что ради жизни шли в бессмертный бой.

(Слайд 11) Учитель: Все семьи были затронуты войной - если не воевали, то работали в тылу, в госпитале, в колхозе…Живых свидетелей уже очень мало, и семейные истории превращаются в легенды, отрывочные сведения. Мы обязаны ПОМНИТЬ их - ибо: «Кто умер, но не забыт – тот бессмертен».

(Слайд 12 Просмотр фильма «Темрюк – город воинской доблести»

Учитель: Провести поисково-исследовательскую работу по теме «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны», в ходе которой вы подробно познакомились с жизнью своих родных в годы войны, с вкладом членов своей семьи или рода в Великую Победу. (Результатами этой деятельности могут быть презентации с фотографиями из семейных альбомов, видео- и аудиозаписи интервью с близкими и дальними родственниками, соседями, земляками, которые были свидетелями и участниками исторических событий, подборки старых газет, в которых отражены подвиги ветеранов или участников войны на полях сражений или на трудовых вахтах, грамоты и поощрения, наградные документы, устные воспоминания родных о ярких фактах семейных историй, а также изготовление транспарантов с фотографиями фронтовиков для дальнейшего участия в акции - шествии «Бессмертного полка»)