Обобщение опыта подготовки учащихся к публичному выступлению на примере защиты проектной работы

Разделы: Руководство учебным проектом

Ключевые слова: учебный проект


Статья предназначена для учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования, родителей.

В современном мире необходимость в публичном выступлении появляется уже в начальной школе. Мы поделимся своим опытом подготовки учеников третьего класса к публичному выступлению. Расскажем о методах, которыми пользовались при подготовке, с какими трудностями столкнулись и как их преодолевали.

Проектная деятельность имеет в современном мире огромное значение. Всё большее количество учеников принимают участие под руководством учителей, родителей или самостоятельно в исследовательской деятельности.

Одним из важнейших этапов проекта является подготовка к публичному выступлению группы учеников или одного учащегося. Ни для кого не секрет, чтобы получить заветную грамоту, мало провести работы, написать проект, снять видеоролик, подготовить презентацию. Решающим станет публичное представление этих трудов. И чтобы труд ребят был оценен по достоинству, наша задача помочь юным ораторам выступить так, чтобы и слушатели и выступающие остались довольны.

Ученики нашего класса стали участниками, а затем и победителями конкурса «Ресурсосбережение. Инновации и таланты 2020», который проводит городской методический центр.

Перед нами стала сложная задача: подготовить детей к публичному выступлению. Так как ученики нашего класса провели огромную работу: презентация, видеоролик, участие в экологических акциях, мастер-класс по росписи экосумок, экскурсии. И всё это нужно было сократить до небольшого выступления, донести до жюри нашу идею!

Для себя мы наметили алгоритм работы:

1. Подготовка материала выступления (текст, регламент, распределение текста между детьми)
2. Разучивание текстов выступления детьми.
3. Подготовка презентации к тексту
4. Подготовка раздаточного материала для жюри.
5. Психолого-эмоциональная работа с учениками
6. Индивидуальная работа с каждым учеником, продумывание образа.
7. Подготовка к возможным вопросам.
8. Репетиция.
9. Выступление
10. Рефлексия (анализ выступления)

Подготовка материала выступления (текст, регламент, распределение текста между детьми)

На данном этапе основной задачей стало составление текста выступления, который должен был отвечать ряду требований.

Требования к тексту публичного выступления:

1. Временные рамки (ограничения по времени 5-7 мин.)

2. Составление композиции (вступление, основная часть, завершение)

3. Продумывание времени на показ образцов.

Мы тщательно продумывали каждое слово. Задачей было с первых же минут привлечь внимание.

Во вступительной части обязательно обращение к слушателям и проявления уважения к жюри, сообщение темы нашего выступления (приложение 1).

Мы выбрали яркого ученика с выразительной, эмоциональной речью.

В основной части постарались кратко изложить информацию всего проекта.

Основная сложность была в выделении главного.

Ярко смотрятся в тексте риторические вопросы, цитаты, лозунги, призывы

В заключение обязательно должны быть выводы. Чтобы добавить яркости и поставить точку в нашем выступлении, было решено прочитать стихи о природе. Для визуализации, добавили в выступление глобус (наши стихи были о природе) приложение 2

Разучивание текстов выступления детьми

Были распределены между детьми абзацы выступления, даны рекомендации по заучиванию. Детям была предложена следующая работа дома: репетиция перед зеркалом, запись речи на диктофон или видео для последующего просмотра. Дети дома при помощи родителей подготовили тексты.

Подготовка презентации к тексту

Следующей задачей стала адаптация уже существующей презентации под выступление детей. Вместе с ребятами мы думали, какие слайды наиболее удачные, проверяли соответствие слайда и текста, произносимого учеником. Отбирали слайды хорошего качества, редактировали текст на слайдах.

Подготовка раздаточного материала для жюри

Так как в проектную работу был включен мастер-класс по росписи экосумок. Нам нужно было продумать, как и каким образом продемонстрировать нашу дизайнерскую работу. Было решено раздать жюри образцы наших сумочек.

Психолого-эмоциональная работа с учениками, навыки поведения во время выступления

Это оказался наиболее трудоёмкий этап работы. Поэтому мы поставили перед собой задачи.

1. Помочь ученикам преодолеть страх и волнение перед публикой.

2. Работать над эмоциональностью и выразительностью речи, применять элементы ораторского мастерства.

3. Дать рекомендации, как держаться на выступление, умение показать себя с выгодной стороны.

В процессе работы с нашими учениками мы поняли, что залог успешного выступления кроется в мастерстве.

Индивидуальная работа с каждым учеником, продумывание образа

На этом этапе важно уделить внимание каждому ученику. Продумать его роль в групповом выступлении. Обратить внимание на движения, эмоциональный настрой.

Подготовка к возможным вопросам со стороны слушателей

Важно настроить ребят, что им могут задавать вопросы. Мы дали нашим ученикам следующие советы:

1. Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать.

2. На поставленный вопрос следует отвечать кратко.

3. Если ответа нет, лучше ответить прямо на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».

4. Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе».

5. После всех вопросов, нужно не забыть поблагодарить жюри.

Приложение 1

Приложение 2