Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Космос. Составление рассказа с опорой на графический план»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: логопедическое занятие, составление рассказов с опорой


Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.

Тип занятия: фронтальное.

Цель занятия: обобщить знания детей по лексической теме «Космос».

Задачи занятия:

  • побуждать детей к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;
  • закрепить активный словарь по теме;
  • совершенствовать умение детей составлять рассказ с опорой на графический план;
  • закрепить умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
  • формировать умение подбирать родственные слова;
  • развивать внимание, логическое мышление.
  • развивать координацию речи с движением (физминутка);
  • воспитывать умение слушать ответ товарища и не перебивать.
  • формировать умение выстраивать логические цепочки, опираясь на полученные ранее знания.
  • устранять аграмматизмы, связанные с использованием в речи распространенных предложения.

Речевой материал: космос, космонавт, космическая, солнце, солнечные, солнечная система, Земля, земляне, планета, ракета, Луна, звездочка, звездочет, звездолет, звездное и т.д.

Оборудование: предметные картинки, рисунки детей, схема графического плана, воздушный шар, видеоматериалы, ноутбук, карточки к игре «Я возьму с собой...», простой карандаш, лист-таблица.

Предварительная работа:

- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Космос».

- Рассматривание  альбомов, иллюстраций и фотографий, глобуса по теме «Космос».

- Чтение книг и энциклопедий для дошкольников.

- Разучивание стихотворений и загадок по теме.

- Подбор дидактических игр в соответствии с темой.

- Рисование по теме «Космическое пространство».

Ход занятия

1. Оргмомент

- Отгадайте, о чем мы сегодня будем говорить:

Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный,
И необычайный,
В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть, планеты.
(Космос)

- Верно, мы сегодня будем говорить о космосе. Ребята, поднимите руку, кто хотел бы полететь в космос? А что для этого необходимо? (Много знать, быть здоровым и смелым).

- Ребята, для чего проводятся занятия?

- Верно. На занятии мы закрепляем те знания, которые уже получили и узнаем что-то новое. Значит, какая цель нашего занятия?

- Верно, закрепить полученные знания о космосе.

- Чтобы исполнилась наша мечта-полет в космос, мы можем уже сейчас сделать первые шаги. Для этого мы сегодня определим, какие вещи необходимы в полете, посмотрим, как происходит запуск ракеты в космос и почему именно ракета взлетает в космос, поиграем в игру на внимание, поговорим о том, что можно увидеть в космосе, составим рассказ и изобразим план-схему к этому рассказу, проведем физкультминутку. Работать будем подгруппами и индивидуально. Предлагаю оценивать работу на занятии звездами.

2. Игра «Собираемся в полет»

- Мы ракету смастерили,
А багаж собрать забыли.

- Для того, чтобы отправиться в путешествие, космонавт должен взять с собой вещи. На космическом корабле нет ничего лишнего и случайного. Поэтому мы возьмем только те вещи, которые полезны во время космического полета. Сейчас, вы будете работать по подгруппам. Попробуем собрать рюкзак для нашего путешествия. Вы будете выкладывать на карточке только те предметы, которые возьмете в полете.

- Поменяйтесь местами. Проверьте друг друга. Вы согласны с выбором ребят?

- Какие предметы возьмем в полет? (Мы возьмем в полет ….).

- Оцените себя.

3. Запуск ракеты

- Ребята, посмотрите, какую поделку сделал Петя (показываю ракету).

- Почему только на ракете люди смогли полететь в космос?

- Как называется место, где запускают ракеты?

- Как называется космодром, на котором запускают Российские ракеты в космос?

- Подойдите к компьютеру и посмотрите на старт ракеты.

Видеостарт ракеты.

- Хотите узнать, как происходит, что ракета взлетает в космос?

- Смотрите, я надуваю воздушный шарик, а потом разжимаю пальцы и наш шарик резко вырывается вверх. Это происходит потому, что из шара выходит воздух - газ. А когда воздух закончится, то шарик упадет. Вот примерно по такому же принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем. Это пламя помогает двигаться ракете быстрее.

4. Игра «Ракета, Земля, Солнце»

- Вставайте в круг. Сейчас мы поиграем в игру «Ракета, Земля, Солнце». Если я произношу слово ЗЕМЛЯ, то вы опускаете руки вниз; если СОЛНЦЕ, то руки вверх; если РАКЕТА, то «заводим мотор». Будьте внимательны, я буду вас специально путать. Посмотрим, кто самый внимательный.

- Оцените себя двумя звездами за игру и беседу.

5. Игра «Что я увижу в космосе?»

- Недавно вы рисовали с Натальей Александровной космическое пространство. Посмотрите на свои рисунки и скажите, что вы увидели в космосе?

(Ответы детей: «Я увидел в космосе много ярких звезд», «Я увидел в космосе созвездие Большой медведицы» и т.д.)

- Данила, посмотри на рисунки ребят и выбери картинку, которую никто из ребят не нарисовал и не увидел в космосе.

(Изображение земли на слонах)

- Как ты думаешь, почему никто из ребят не увидел черепаху со слонами на которых лежит плоская как тарелка Земля?

(Потому, что такого нет в космосе).

- Верно, когда люди еще ничего не знали о космосе, они думали, что в космосе плавает большая черепаха, на которой стоят слоны и держат на своих спина Землю.)

- Оцените свою работу.

6. Составление рассказа на тему «Космос»

- Послушайте мой рассказ.

КОСМОС

Раньше люди думали, что Земля плоская, как тарелка, лежит на слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе. Теперь мы знаем, что наша планета вращается вокруг Солнца, а в Солнечной системе девять планет. На небе видны созвездия Большая Медведица и Малая Медведица и другие. Человек всегда мечтал полететь к звездам. Сначала на ракете в космос отправились собаки-испытатели Белка и Стрелка.

Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавтом Юрий Гагарин.

7. Физминутка

«Космос»

Один, два, три, четыре, пять,
(ходьба на месте)
В космос мы летим опять.
(соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли,
(подпрыгнуть)
долетаю до Луны.
(руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим,
(покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим.
(ходьба на месте)

(Спрашиваю рассказ двух-трех детей.)

- Чей рассказ вам понравился больше и почему?

- Пока звучит музыка, вы должны нарисовать схему, по которой вы сможете составить рассказ и рассказать его на логочасе детям и своим родителям.

- Оцените себя.

8. Игра «Семейка»

- Какие родственные слова можно подобрать к слову ЗВЕЗДА? (звездопад, звездочет, звездочка, звездолет, звездное, созвездие, звезды).

- Оцените себя.

9. Итог

- О чем мы сегодня говорили?

- Что нового вы узнали сегодня?

- Какие задания вам понравились больше всего?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Посмотрите на свое космическое пространство и оцените свою работу на занятии большими звездами.

- Почему ты выбрал синюю звезду? И т.д.

- Ребята, я хотела обратить ваше внимание на то, что вы не просто оценивали свою работу звездами. Вы располагали звезды в определенном порядке и у вас получилось созвездие Большая медведица. Это вам на память о нашем занятии. Занятие окончено. Вы свободны.