Этнокультурное образование школьников через организацию исследовательской деятельности

Разделы: География, Внеклассная работа

Ключевые слова: исследовательская деятельность, этнокультурная среда


Изучение этнокультурного наследия приобретает актуальное значение в нынешних условиях активизации межнациональных отношений и культурного обмена. Что может сделать школа для своего села? Современная школа получила возможность свободно обращаться ко всему ценному, накопленному национальной культурой. Из опыта прошлого следует брать все, что помогает формированию миропонимания и навыков учащихся соответствующих требованиям современности и будущего. Этнокультурный компонент в образовании - это не реставрация прошлого, а поиск и внедрение всего того, что способствует развитию творческих возможностей учащихся, их успешному вхождению в динамично развивающееся общество.

Большая роль в этом принадлежит и географии, которая позволяет познакомиться не только с разнообразием современных этносов, географическими условиями их проживания, но и с лучшими образцами общечеловеческой культуры. Но для изучения культуры, традиций нашего народа недостаточно только уроков. С 2002 г в БСШ №2 работает научное общество "Юнис", которое объединяет учащихся, желающих заниматься учебно-исследовательской деятельностью. В начале каждого учебного года школьники и их руководители выбирают темы для исследования, организуют поиск решения поставленных задач с помощью опроса, наблюдений, поиска литературы, работы со словарями и т. д. На конференциях по естественно-математическим и гуманитарным направлениям учащиеся анализируют и представляют результаты своих исследований, делятся опытом. Каждый год активно пишут работы по экологии, химии, географии, истории родного края, литературе.

Важно отметить, что в практической работе по формированию исследовательских навыков большую роль мы отводим умению обучающихся работать с информацией, в том числе и с интернет - ресурсами. Учащиеся активно встречаются с местными поэтами, художниками, композиторами. Встречи способствуют развитию коммуникативных способностей учащихся, умению располагать к себе окружающих, правильно проводить интервью и обрабатывать результаты.

В учебно-исследовательской работе участвуют учащиеся всех классов. Дети сами определяют объекты исследований, в зависимости от личных интересов.
В школе ведется межпредметный элективный курс «Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности» целью которого является развитие познавательной активности, творческих способностей, подготовка к написанию учебно-исследовательских работ.

Результаты работы учащиеся представляют на школьных, муниципальных, краевых и всероссийских конкурсах.

Работа Якуповой Алины «Бардымские домотканые полотенца тастамал» (Руководитель: Кантуганова М.Г.) отмечена Дипломом- спецприз на II краевом смотре-конкурсе творческих работ учащихся по сохранению культурно-исторического наследия и национально- культурной самобытности народов Пермского края.

Учащиеся под руководством Ишмуратовой Л.М. на П Краевом Дистанционном конкурсе научно-исследовательских работ школьников «Кто бывал в экспедициях...» с работой «Бардымская тюбетейка» удостоены Диплома II степени.

На IX всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Дмитрия Ивановича Менделеева была представлена работа Илькаевой Юлии «Демографический портрет Бардымского муниципального района» (руководитель: Ишмуратова Л.М.) которая была удостоена грамоты финалиста.
На Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо» была представлена работа Дускаевой Алины «Творчество фольклористки Ф.Н. Ильмакачевой» (руководитель: Раимова И.З.), которая была удостоена грамоты финалиста.

Активное участие принимаем в Фатыховских чтениях, проводимых Бардымским краеведческим музеем. Представляем работы на конкурсы, проводимые редакцией районной газеты «Рассвет», и занимаем призовые места.

В 2015-2016 учебном году принимали участие в V научной конференции школьников «Географические исследования и открытия», посвященной 100-летию Пермского университета и тоже стали дипломантами.

Принимаем участие и в Международном интернет-проекте «Мосты дружбы», который проводится в целях содействия воспитанию толерантного отношения к культуре и традициям национальностей, народов и стран.

Учащиеся и их руководители ежегодно принимают активное участие в региональном конкурсе рефератов среди учащихся образовательных учреждений по краеведению и этнографии «Мой Пермский край», где добиваются хороших результатов.

Изучая этнокультурные особенности своей «малой Родины» во внеурочное время учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общественного порядка и, по образному выражению Николая Николаевича Баранского «могут увидеть мир в капле воды».

Таким образом, в условиях введения нового стандарта образования такая система работы в школе открывает большие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности учащихся.