Цель:
- приобщение школьников к традициям и обычаям русского народа;
- формирование любви к природе, чувства ответственности за «братьев наших меньших», расширение знаний о многообразии птиц;
- развивать творческие способности у детей.
(Слайд №1) Презентация
…Рыбе – вода, птице – воздух,
зверю лес, степь, горы.
А человеку нужна Родина.
Охранять природу – значит
охранять Родину.
М.М.Пришвин
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Вступительное слово учителя
Нет на свете такого человека, который не любил бы свою родную землю.
Не зря говорят: «Одна у человека мать, одна у него и Родина». Наша русская природа трогает и волнует душу каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, спокойствие и здоровье. Когда-то на Руси наши предки отмечали замечательный, добрый и мудрый праздник, который призывал бережно относиться к природе, заботиться о птицах в трудный для них период. Праздник этот назывался Синичкиным днём и приходился он на 12 ноября.
(Слайд № 2)
В народе даже говорили: «Невелика птичка-синичка, а свой праздник знает».
С этим праздником связаны народные обряды кормления синиц и других птиц. Именно в этот день прилетали синички из лесов и жались поближе к домам, к людям, в то время как многие другие, более тёплолюбивые птицы улетали в тёплые края. Синицы же, как и воробьи, круглый год с нами. Если в тёплое время года они обитают больше в лесу, то с наступлением холодов прилетают поближе к людям, надеясь на их помощь.
(Слайд № 3)
А сейчас вашему вниманию мы предлагаем небольшой фрагмент из книги Г.Снегирёва.
«Птицы наших лесов»:
(Под музыкальное сопровождение «Звуки чистой природы №14)
«…Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с ёлки. Но как налетит стайка синиц, лес оживёт. Синицы с писком, с пиканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево – осматривают каждую тропинку в коре: нет ли деревянного семечка, не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке: и лазоревки, и московки, и гренадёрки с полосатыми хохолками на голове.
Летом весь лес звенит птичьими голосами, и синиц не видно да и не слышно с их скромной песенкой. Но синицы не улетают на зиму в тёплые страны и звонко перекликаются в зимнем лесу.
В лютую стужу синицы прилетают к избам, и ребята сыплют для них зерно или кладут кусочки хлеба на кормушку, а то голодные синицы замёрзнут в лесу…»
Учитель. Птицы всегда живут рядом с жилищем человека. Люди научились наблюдать за птицами и даже понимать их. Они создали «Синичкин календарь», по которому можно было предсказать погоду. Я хочу познакомить вас с некоторыми его приметами.
(Слайд №4)
«Синичкин календарь»
- Птицы вечером садятся ближе к стволу дерева – ночью ожидаются заморозки.
- Воробьи вялые, сидят на веточках нахохлившись – это к непогоде.
- Если в зимнее время воробьи расщебетались – это к оттепели.
- Если воробьи зимой перелетают с места на место стаями – жди сильных морозов.
Учитель. Ребята, а как вы помогаете птицам пережить холодную и тяжёлую для них зиму?
(Ответы детей)
Ваша помощь не останется без ответа. Птицы обязательно по-своему отблагодарят человека за заботу и внимание.
У известного детского писателя Николая Сладкова есть небольшая сказка, которая так и называется:
«Зимние долги»
Действующие лица: Воробей, Ворона, Синица, Дятел.
(Слайд весеннего леса №5)
Ворона (хриплым, простуженным голосом). Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?
Воробей (нахохлившись, сжимает кулаки). Страсть драться охота. А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!
Ворона (невозмутимо). А вот испорчу! Как задам вопрос…
Воробей (беззаботно). Во напугала!
Ворона (руки в боки). И напугаю! Ты крошки зимой в птичьей столовой у школы клевал?
Воробей. Ну, клевал. Спасибо ребятам, подкармливали…
Ворона (радостно каркнув).
То-то! А чем ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чириканьем?
Воробей (растерянно).
А я один, что ли, пользовался? И Синица там была, и Дятел, и Галка.
И ты, Ворона, была…
Ворона (с самодовольным видом расхаживая взад-вперёд).
Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких вредителей выбираю. Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя, и другие птицы стараются.
Воробёй (упираясь). Другие, может, и думать забыли…
Ворона (не унимаясь). А ты слетай да проверь!
(Ворона важно уходит. Воробей «летит» в сад, где встречает Синичку.)
(Слайд весеннего сада №6)
Воробёй (остановившись перед Синицей). Поздравляю с новосельем! Небось, и про долги забыла?
Синица. Не забыла, Воробей! Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Я сад стерегу от плодожорок и листогрызов. (Улетает)
(Воробей летит дальше в лес. Около дерева стоит Дятел. Он внимательно через лупу всматривается в кору дерева. Увидев Воробья, Дятел удивлённо спрашивает.)
(Слайд берёзового леса №7)
Дятел. По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?
Воробей (чирикнув). Да вот расчёт с меня требуют… А ты, дятел, как расплачиваешься?
Дятел (важно). Уж так-то стараюсь… Лес вот от короедов оберегаю…
Так, это дерево здорово. Очень хорошо. Займёмся следующим больным.
Ну, будь здоров. Извини, у меня дела…
(Дятел уходит. )
Воробей (в задумчивости протягивает). Ишь ты, а я думал…
(Неторопливо входит Ворона и, подкравшись к задумавшемуся Воробью, громко каркает.)
Ворона. Карр-карр!
(Воробей, испуганно чирикнув, подпрыгивает от неожиданности.)
Воробей. Тьфу ты, Ворона, опять меня напугала! Права ты была. Все зимние долги отрабатывают…
Ворона (самодовольно выпятив грудь). А я что тебе говорила?
Воробей. А я что – хуже других? Как начну вот комаров, слепней да мух ловить! Чтобы эти кровососы ребят не кусали! Мигом долги верну!
(Выходят все действующие лица. Взявшись за руки, они говорят по очереди.)
Ворона. Мы благодарим, ребята, вас …
Синица. За вашу помощь в трудный час!
Дятел. За заботу, понимание…
Воробей. А главное – внимание!
Все вместе. Спасибо, спасибо, спасибо!
(Уходят)
Учитель. Ребята, понравилась вам сказка?
А о каких долгах говорили птицы?
А сейчас я предлагаю вам поиграть в одну старинную игру, в которую когда-то в далёком детстве играли ваши бабушки и дедушки, а может даже прабабушки и прадедушки.
Игра называется:
«Воробушки и хитрая Ворона»
При помощи русской народной считалочки мы выберем «хитрую ворону», а остальные будут воробушки.
Катилось яблочко мимо сада,
Мимо огорода,
Мимо частокола.
Кто его поднимет,
Тот вон выйдет!
Кладётся на пол обруч – это «гнездо» «вороны».
«Воробушки» должны «летать» вокруг «вороньего гнезда», и подразнивать «ворону»:
«Карр-карр-карр – воровка!
Карр-карр-карр – плутовка!
Высунь нос ты из гнезда,
Не догнать нас никогда!»
Таким образом «воробушки» стараются выманить «ворону» из «гнезда».
Но ворону не зря в народе прозвали хитрой: едва прозвучали последние слова дразнилки, она, не выходя из круга, хватает зазевавшегося дразнилку.
Выигрывает тот, кто спасся от «вороны» и не попал в её «гнездо».
(Играют.)
Учитель. Понравилась вам игра, ребята?
А сейчас мы будем проверять домашнее задание. Дома вы читали рассказы о зимующих птицах. Что интересного вы о них узнали, внимательно ли вы читали, мы выясним с помощью викторины.
Викторина «Знаешь ли ты птиц?»
Слайд №8
1. Что самое главное для зимующих птиц? (Слайд № 9)
2. Какой птице дали снежное имя и почему? (Слайд №10)
3. Чем питаются синицы летом? А зимой? (Слайд № 11)
4. Какая птица проводит всю осень и зиму в компании с синицами? (Слайд №12)
5. Какая птица выводит птенцов в лютые морозы? (Слайд № 13)
6. Какая птица запасает на зиму корм? (Слайд №14)
7. Под деревом рябины выеденные плоды. Кто здесь обедал? (Слайд №15)
8. Какую птицу можно спутать с поползнем? (Слайд №16)
9. Кто носом деревья сажает? (Слайд №17)
10. По какой примете можно узнать самца дятла? (Слайд №18)
11. Назовите самую крошечную зимующую птицу. (Слайд № 19)
12. Какое дерево дятла поит? (Слайд № 20)
13. Кто ни разу шага не сделал? (Слайд №21)
14. Чем можно подкармливать зимующих птиц? (Слайд № 22)
(Жури подводят итоги викторины.)
Учитель. А сейчас я предлагаю всем встать в круг, взяться за руки и спеть весёлую песенку про воробья.
Воробьиная песенка (Слова П.Синявского, музыка З.Компанейца)
1.
Мне не нужно ни игрушек,
Ни цветных карандашей,
Потому что у кормушки
Поселился воробей.
Чтобы слушался получше
Этот хитрый озорник,
Я решил на всякий случай
Птичий выучить язык.
Припев:
Чирик, чик-чик, чирик, чик-чик,
Всем нужны друзья.
Чирик, чик-чик, чирик, чик-чик,
Даже воробьям.
2.
Интересная работа -
Дрессировка воробья, -
Сколько вкусных бутербродов
Искрошил в кормушку я!
Но зато в селенье нашем
Удивляется народ –
Воробей вприсядку пляшет,
Бьёт в ладоши и поёт.
Припев:
3.
Оттого, что эту птицу
Я в обиду не даю,
Стали кошки относиться
С уваженьем к воробью.
Я готов, как говорится,
Поручиться за него,
Что теперь он не боится
Никого и ничего.
Учитель. Молодцы, ребята! Садитесь на свои места.
Наш час общения подходит к концу. И в заключение вот что хочу сказать.
(Под музыкальное сопровождение «Звуки чистой природы №1)
Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. И как хорошо, если этот великан будет добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не спугнёт птицу, не оставит после себя мусора…
К природе надо относиться исключительно бережно, не вредить ей, а помогать. Помните, если будет хорошо нашей природе, то будет хорошо и нам жить на нашей Родине.
Необходимо как можно чаще устраивать для птиц благотворительные «обеды». А для этого, конечно, же нужна «столовая».
Учитель. Сейчас ещё 1 конкурс на лучшую (модернизированную) кормушку «столовую».
Голосование жетонами (дети, гости, учитель).
Пока жюри подводит итоги проводится игра «Третий лишний».
Награждение участников.