Проектно-исследовательская деятельность на уроках информатики (из опыта работы)

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии, Дополнительное образование, Мастер-класс

Классы: 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: информатика


Мои способности обнаруживались лишь тогда,
когда умственный процесс шел от меня, когда я
был в активном, творческом состоянии …
Н.А.Бердяев «Самопознание»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ. КАК ЭТО ДЕЛАЮ Я

1. Планирование учителем проектной деятельности

Учитель выступает руководителем и организатором проектной деятельности учащихся: обеспечивает учебно-материальную базу, распределяет и координирует работу учеников, ориентирует на достижение конечного результата и т.д.

Это требует от учителя больших затрат времени, так как приходится пополнять свои знания в той или иной области, связанной с конкретным проектом, организовывать консультации учащихся со специалистами в соответствующей области, согласовывать свою работу с работой других учителей-предметников, непрерывно анализировать проекты учащихся, чтобы вовремя внести корректировку в практические занятия по проектной деятельности.

При планировании проектной деятельности учителю необходимо:

  • Определить время работы над проектом;
  • Определить тему проекта с учетом того, что проект должен соответствовать обязательному минимуму содержания образования в соответствующей образовательной области;
  • Выяснить знания и умения учащихся, которыми они владеют для выполнения проекта;
  • Наметить, какие знания и умения, должны получить учащиеся в процессе работы над проектом;
  • Определить материальные возможности и ограничения при создании проекта;
  • Определить число разработчиков проекта;
  • Продумать варианты использования межпредметных связей;
  • Разработать методические рекомендации по выполнению проекта;
  • Поставить перед учащимися цели и задачи, формирующие творческие навыки и развивающие инициативу.

2. Примерные этапы работы над проектом

Работать над проектом учащиеся могут на стандартных или интегрированных уроках, а также на кружковых занятиях по проектной деятельности.

Особенностью проектного метода, является реализация межпредметных связей, так как при работе над проектами реализуются знания и умения при работе с пакетом офисных программ и конкретной образовательной области.

Независимо от темы создаваемого проекта вся деятельность по его выполнению делится на следующие этапы:

  • Выдвижение идей, выбор темы и планирование работ;
  • Оценка интеллектуальных и материальных возможностей, необходимых для выполнения проекта;
  • Сбор и обработка информации;
  • Организация и поэтапное выполнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики;
  • Оценка проекта;
  • Защита проект

3. Методические рекомендации по деятельности учителя и учащихся в процессе подготовки проекта

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения.

Обсуждают тему проекта с учителем и получают по необходимости дополнительную информацию.
Определяют цели проекта.

Знакомит со смыслом проектного подхода. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

2. Планирование

1. Определение источников необходимой информации;
2. Определение способов сбора и анализа информации
3. Определение способы представления результатов (формы проекта)
4. Установка процедур и критериев оценки результатов проекта

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывания, предположения.
Наблюдает за работой учащихся.

3. Исследование

1. Сбор и уточнение информации
2. Выявление и уточнение альтернатив, возникающих по мере выполнения проекта.
3. Выбор оптимального варианта хода проекта.
4. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

Поэтапно выполняет задачи проекта.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.

4. Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов.

Выполняет работу над проектом, анализируя информацию. Оформляет проект.

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся).

5. Представление (защита проекта) и оценка его результатов.
Создание портфолио ученика

Подготовка паспорта проекта. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Представляют проект, выполняют самоанализ.

Слушает, задает вопросы. Оценивает усилия учащихся, качество паспорта проекта, креативность, использованные источники, потенциал проекта.

Этапы совместной деятельности учителя и учащихся можно изобразить в виде схемы

См. продолжение статьи