Мои способности обнаруживались лишь тогда,
когда умственный процесс шел от меня, когда я
был в активном, творческом состоянии …
Н.А.Бердяев «Самопознание»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ. КАК ЭТО ДЕЛАЮ Я
1. Планирование учителем проектной деятельности
Учитель выступает руководителем и организатором проектной деятельности учащихся: обеспечивает учебно-материальную базу, распределяет и координирует работу учеников, ориентирует на достижение конечного результата и т.д.
Это требует от учителя больших затрат времени, так как приходится пополнять свои знания в той или иной области, связанной с конкретным проектом, организовывать консультации учащихся со специалистами в соответствующей области, согласовывать свою работу с работой других учителей-предметников, непрерывно анализировать проекты учащихся, чтобы вовремя внести корректировку в практические занятия по проектной деятельности.
При планировании проектной деятельности учителю необходимо:
- Определить время работы над проектом;
- Определить тему проекта с учетом того, что проект должен соответствовать обязательному минимуму содержания образования в соответствующей образовательной области;
- Выяснить знания и умения учащихся, которыми они владеют для выполнения проекта;
- Наметить, какие знания и умения, должны получить учащиеся в процессе работы над проектом;
- Определить материальные возможности и ограничения при создании проекта;
- Определить число разработчиков проекта;
- Продумать варианты использования межпредметных связей;
- Разработать методические рекомендации по выполнению проекта;
- Поставить перед учащимися цели и задачи, формирующие творческие навыки и развивающие инициативу.
2. Примерные этапы работы над проектом
Работать над проектом учащиеся могут на стандартных или интегрированных уроках, а также на кружковых занятиях по проектной деятельности.
Особенностью проектного метода, является реализация межпредметных связей, так как при работе над проектами реализуются знания и умения при работе с пакетом офисных программ и конкретной образовательной области.
Независимо от темы создаваемого проекта вся деятельность по его выполнению делится на следующие этапы:
- Выдвижение идей, выбор темы и планирование работ;
- Оценка интеллектуальных и материальных возможностей, необходимых для выполнения проекта;
- Сбор и обработка информации;
- Организация и поэтапное выполнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики;
- Оценка проекта;
- Защита проект
3. Методические рекомендации по деятельности учителя и учащихся в процессе подготовки проекта
Стадия работы над проектом
|
Содержание работы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
1. Подготовка |
Определение темы и целей проекта, его исходного положения. |
Обсуждают тему проекта с учителем и получают по необходимости дополнительную информацию.
|
Знакомит со смыслом проектного подхода. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников. |
2. Планирование |
1. Определение источников необходимой информации;
|
Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. |
Предлагает идеи, высказывания, предположения.
|
3. Исследование |
1. Сбор и уточнение информации
|
Поэтапно выполняет задачи проекта. |
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся. |
4. Выводы |
Анализ информации. Формулирование выводов. |
Выполняет работу над проектом, анализируя информацию. Оформляет проект. |
Наблюдает, советует (по просьбе учащихся). |
5. Представление (защита проекта) и оценка его результатов.
|
Подготовка паспорта проекта. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. |
Представляют проект, выполняют самоанализ. |
Слушает, задает вопросы. Оценивает усилия учащихся, качество паспорта проекта, креативность, использованные источники, потенциал проекта. |
Этапы совместной деятельности учителя и учащихся можно изобразить в виде схемы