Экспертиза творческой деятельности учащихся (из опыта работы А.А.Лукояновой)
По моему мнению «главное в творчестве можно понять и оценить, но нельзя измерить».
Поэтому оценка творчества — всегда экспертиза (где можно измерять, там эксперт, то есть понимающий человек, вообще не нужен). Это в полной мере относится и к художественному развитию детей.
Для оценивания практической изобразительной, творческой и исследовательской деятельности учащихся на занятиях дополнительного образования (во внеурочной деятельности) я использую:
- МАТРИЦЫ ОЦЕНИВАНИЯ (Приложение 1).
- КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ (Приложение 2).
Я ТАКЖЕ считаю, что частично можно измерить понимание искусства — но только те его проявления, которые можно проконтролировать с позиции объективных знаний об искусстве. Например, верно или неверно ученик относит произведение к той или иной эпохе или направлению в искусстве.
1. На мой взгляд, один из принципов оценивания, в равной мере относящийся и к маленьким, и к взрослым художникам: представляет собой не измерение, а «понимающую» экспертизу; приоритет имеет не количественный, а качественный подход.
По мнению педагога А.А.Мелик-Пашаева измерять творчество ребенка, или его «сотворческое» индивидуальное восприятиеконкретного произведения («диалог с автором») — все равно, что ковать «деревянное железо», и чем скорее мы оставим это бесперспективное занятие, тем лучше будет и нам, и детям.
2 . Второй важнейший принцип экспертизы – это потенциал развития ребенка. К тому или иному уровню достижений ученики могут прийти разными путями. К примеру, один ребенок занимается искусством дома или в объединениях дополнительного образования, растет в семье художников, а другой добивается сопоставимых результатов, не имея даже благоприятной среды и элементарных условий для своего развития.
Творческие неудачи могут быть следствием каких-то различных, часто неизвестных нам причин, зачастую легко устранимых; поэтому придавать им значение важного, тем более главного и единственного показателя успешности художественного развития особенно опасно.
Потенциал ребенка определяется не тем, что он сегодня может и чего не может делать в искусстве ладает ли он таким отношением к жизни, которое роднит его с художниками и, развиваясь, порождает, питает и поддерживает его творческую активность в искусстве.
С другой стороны, при благоприятном ходе развития, на основе собственного творческого опыта у ребенка — начинающего читателя, зрителя, слушателя — складывается новое отношение к произведениям искусства. Он учится видеть произведение как выразительную форму, как результат преобразования жизни, осуществленный автором для воплощения его замысла.
3. Еще об одном принципе оценивания, без соблюдения которого бессмысленно было бы говорить о возрастном подходе, и значение которого, на мой взгляд - тем больше, чем младше дети.
Детское творчество надо рассматривать именно как детское, т.е. отвечающее специфике возраста, хотя и вовлеченное в процесс взросления. Этот принцип я бы хотела сформулировать утверждением из древнегреческой мудрости: «Рисунок любого ребенка – гениален!» По моему мнению, ни один взрослый не сможет так необычно изобразить окружающий мир, как ребенок, поэтому каждую детскую работу - нужно рассматривать как «чудо». Творчество ребенка зачастую резко отличается от того, что делают в искусстве взрослые люди, но в этом возрастном своеобразии проступает настоящая художественная ценность, которая, вопреки очевидным различиям, роднит «взрослое» и «детское» искусство в каком-то существенном отношении. Но нам редко открывается ценность детской художественности; легче и привычнее видеть другую ее сторону: беспомощность, неумелость, что-то такое, от чего надо побыстрее отучить, чтобы чему-нибудь «взрослому» научить. Человек, не преодолевший эту установку, не может адекватно и справедливо оценивать художественное развитие детей.
По мнению педагога А.А.Новлянского: «надо уметь работать с парадоксальным явлением «детской художественности», где «детскость» неотделима от самой художественности» (что не означает, конечно, намерения искусственно сохранять эту детскость, вопреки взрослению детей).
Понятно, что все сказанное относится не только к оценке перспективы развития отдельного ребенка, но и к оценке самого труда педагога и того, насколько хороша та или иная система преподавания или учебная программа, решает ли она важнейшие задачи художественного развития детей.
Я считаю, что все же главным «оценщиком» - экспертом выступает сам педагог. И поскольку художественное развитие доступно не только детям, но и взрослым людям, то мне приходится иногда вставать на «место ребенка», осваивая практику своеобразной экспертной деятельности.
Результаты этого творчества могут отвечать критериям профессионального искусства или быть весьма скромными в любом случае сам этот опыт чрезвычайно ценен для понимания того, как зарождается и как воплощается художественный замысел у другого автора - том числе и у ребенка. Один из приемов, который я использую – это показ своих творческих работ ученикам, совместное создание картин, мини-панно, разделяю свое художественное и педагогическое творчество. Личный опыт «пребывания» в позиции автора делает нас более прозорливыми в отношении замыслов и возможностей детей.
Иногда, для меня полезно сознательно поработать в позиции зрителя (слушателя, читателя) — постараться почувствовать атмосферу произведения, его господствующий «эмоциональный тон»: понять, какими конкретными средствами автор достиг выразительности. И, в конечном счете, увидеть все произведение не просто как изображение (описание) жизни и не просто как конструкцию из форм, звуков или слов, а как особый мир, организованный автором для воплощения замысла, для выражения своих мыслей, чувств оценок, не до конца определимых словами, но воплощаемых в самом произведении.