Групповая работа как форма совершенствования коммуникативных навыков студентов на уроках физики

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: физика, групповая работа, коммуникация


«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться
и развить собственные идеи».
И.Г. Песталоцци

Наиболее востребованный в настоящее время уровень образования – это среднее профессиональное образование. На современном этапе развития общества государство направляет запрос – подготовить конкурентоспособную личность. Для успешной самореализации в современном российском обществе человек должен обладать следующим набором ключевых компетентностей: готовность делать осознанный и ответственный выбор, готовность к самообразованию, информационная компетентность, социальная компетентность, коммуникативная компетентность. От выпускников колледжей требуются хорошо отработанные конкретные умения и навыки, быстрота и точность выполнения действий, ответственность и способность к самоконтролю. Это значит, что каждый студент должен ответственно относиться к учебе. Коммуникация сегодня является одним из наиболее важных процессов, происходящих в любой организации или на предприятии. Для того чтобы научить студентов общаться я использую различные формы работы, такие как индивидуальная, фронтальная и групповая, основанная на личностно-ориентированной педагогике и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. Часто я организую работу студентов в малой группе, что позволяет чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Деление на группы рассматривается в качестве одного из самых важных признаков дифференциации. Различие в построении процесса в группах – другой важный момент. Во время дифференциации обучение должно подвергаться изменениям, что является обязательным условием.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что современным требованиям образования соответствует коммуникативно-деятельностный подход в обучении, в котором инициативны все стороны учебного процесса. Именно групповое взаимодействие позволяет развивать необходимые качества для дальнейшего формирования компетенций. Группа – это общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью. Групповая работа, с моей точки зрения, способствует формированию всех вышеперечисленных ключевых компетенций, учит студентов к совместной работе и, следовательно, ведет к созданию команды. Создание команды в будущем будет помогать ребятам в нескольких видах деятельности. К ним относятся умения определять проблемы и искать возможности их решения; отстаивать свою точку зрения через дискуссию; достигать согласия-компромисса при выполнении работы; достигать определенной гибкости в принятии решения.

Примером такой технологии могут быть уроки изучения нового материала, уроки-закрепления, зачетные уроки, которые проводятся после изучения целого раздела дисциплины. Организуя работу в группе, ставлю цель научить всех без исключения студентов в группе активно общаться, где каждый участник одновременно выступает в роли «генератора идей», «понимающего», «критика». Поэтому считаю, что наиболее эффективна работа в группах из 3-4 человек с разным уровнем знаний и темпом работы. Данные группы обязательно формируются с учетом психологической совместимости участников группы. Работа студентов с разным уровнем знаний, умений и навыков в одной группе ведет к их взаимному обогащению: одних учит быть успешными лидерами, другим дает возможность получить дополнительные знания от более подготовленных студентов и высказать свое мнение. Заключительным этапом групповой работы является презентация полученного результата в виде проекта, подготовленного делового письма или презентации. Публичная презентация результатов деятельности, сделанная всеми членами группы или ее отдельными представителями. Развитию умения слушать и слышать партнера по команде служит и такой вид работы, как опрос лидером остальных студентов в группе и выставление им оценок. Лидеры групп всегда опрашиваются преподавателем, а затем идет работа в группе. При проведении групповой работы в малых группах лидер начинает опрос с более сильного студента, затем опрашивает более слабых. Таким образом, используя групповые формы работы, меняя распределение ролей в одной группе или состав групп, я получаю положительный результат – сформированные коммуникативные навыки.

В зависимости от типа выполняемого задания и характера организуемой деятельности могу выделить несколько способов работы, позволяющих одновременно обеспечить взаимодействие студентов в малых и крупных группах:

  • Малые группы получают одно и то же задание, выполняют его, представляют в устной или письменной форме (или заносят результаты в общую таблицу), соотносят с результатами деятельности других групп, дополняя друг друга, исправляя ошибки, оценивая эффективность групповой работы.
  • Группы получают разные задания. Выполнив задание, группы представляют результаты работы на общее обсуждение.
  • Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. По окончании работы результаты сводятся вместе, происходит групповое взаимообучение.
  • Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. По окончании работы результаты сводятся вместе, происходит групповое взаимообучение.

В своей работе я применяю такие приемы групповой работы как, обсуждение, обучение, проверка, совместное изучение.

Обсуждение

В первой паре вначале прочитайте полностью текст, затем охарактеризуйте такой вид работы в паре, как обсуждение по пунктам:

1) позиции (роли) обучающихся,

2) цели работы,

3) предмет деятельности,

4) техники работы,

5) результаты, продукты.

Обсуждать можно какую-либо тему, вопрос, выраженные как в тексте некоторого автора, так и в высказываниях друг друга. Во время обсуждения позиции обучающихся не отличаются.

Прочитав или услышав (например, объяснение преподавателя) одно и то же, каждый из напарников что-то понимает по-своему (на рис. 1 это обозначено серым цветом), а в чем-то их мнение совпадает. В диалоге представления каждого из партнеров по поводу предмета обсуждения расширяются, углубляются, уточняются.

Рис.1

Таким образом, цель обсуждения в том, чтобы понять, где и в чем все мнения совпадают, а затем свои представления расширить.

Учитывая особенность этого вида работы в паре, предлагаю студентам тексты со спорными идеями, с неоднозначным ответом, с логической незавершенностью, требующими субъективной оценки и т.п. Например, по предмету естествознание можно предложить выдвинуть различные гипотезы.

Задание для работы во второй паре: воспроизведите схему, фиксирующую сущность обсуждения, вначале составив алгоритм того, как вы будете её обсуждать, затем придумайте вопросы по тексту, которые вы зададите в третьей паре.

Задание для работы в третьей паре: задайте вопросы, оформленные во второй паре, и ответьте на вопросы напарника.

Совместное изучение

В первой паре вначале прочитайте полностью текст, затем разберитесь в схеме. Составьте план текста.

В паре можно совместно что-либо изучать. Совместно можно изучать то, чего никто из двоих еще не знает. Оба напарника находятся в позиции изучающих. Предмет совместного изучения – это тексты третьего. В этом уже есть отличие изучения и обсуждения; предмет последнего вида работы – как тексты третьего, так и друг друга. В результате специально организованной коммуникации должно появиться общее поле понимания. Общее должно быть, с одной стороны, в представлениях обоих студентов, с другой – общее должно быть материализовано, например, в совместной формулировке плана или схеме (см. рис. 2.)

Рис. 2

Задание для работы во второй паре: с партнером изучите следующий абзац (используя способ работы, описанный выше); оформите законченный абзац по какой-либо теме своего предмета. Составьте план, по которому учащиеся могут изучать оформленный вами абзац.

Задание для работы в третьей паре: совместно с напарником проиграйте предложенный вами план изучения фрагмента.

Задания для работы в малой группе: проследите свою  работу в паре: что вам удалось, а что нужно было делать по-другому.

Обучение

В первой паре вначале прочитайте полностью текст, затем охарактеризуйте такой вид работы в паре, как обучение по пунктам:

1) позиции обучающихся,

2) цели работы,

3) предмет деятельности,

4) техники работы,

5) результаты, продукты.

Обучение в паре может быть организовано как в одну сторону, так и взаимно.

Во время обучения участники выступают в разных позициях: один – обучающий, другой – обучаемый. За счет организованного взаимодействия второй становится носителем того, чем владеет первый (рис. 3.) Таким образом, предмет обучения – информация (знания) или способы действования, которыми владеет напарник.

Рис. 3

Необходимые условия для осуществления взаимообучения:

– Ребята, объединившиеся в пару, должны знать разные фрагменты содержания: один ученик знает одно, второй – другое. Обеспечить взаимообучение можно только на новом материале!

– Эти фрагменты не должны зависеть друг от друга.

– Обучать нужно малыми порциями.

Процесс пошагово:

1. Нацеливание на то, чему будет посвящено обучение, как оно будет проходить, какой должен быть получен результат.

2. Изложение материала небольшими фрагментами.

Во время объяснения важно фиксировать основные моменты, понятия, схемы и т.п. в тетради обучаемого.

3. Инициирование ученика на задавание вопросов на понимание.
Важно приучать обучающихся заботиться о собственном знании: «Как я могу проверить, что текст мне понятен?»

4. Восстановление студентом изложенного ему материала.

5. Проверка и закрепление усвоенного.
Понятно, что после изложения всех фрагментов следует задать вопросы, позволяющие проверить понимание всей темы.

6. Анализ и рефлексия действий, которые осуществляли «преподаватель» и «студент».

Задание для работы во второй паре: воспроизведите схему, фиксирующую сущность обучения, придумайте вопросы по тексту, которые вы зададите в третьей паре.

Задание для работы в третьей паре: задайте вопросы, оформленные во второй паре, и ответьте на вопросы напарника.

Проверка как вид работы в паре

Когда важно за счет закрепления получить не автоматизированные действия, а сформировать осознанные умения, то хорошо подходит такой вид работы в паре, как проверка. Она может быть взаимной или односторонней. При проверке в паре различаются две позиции: проверяющего и проверяемого. Подчеркну, что работа в паре здесь используется не с целью обучения, не с целью оценивания, а с целью обнаружения и исправления ошибок. Достоинства такой проверки –  во-первых, в ходе комментирования, объяснения своих действий студент часто сам обнаруживает ошибки; во-вторых, проверка осуществляется «здесь и сейчас»; если ошибка обнаружена, то здесь же и  исправляется.

В заключение хочется отметить, что при организации познавательной деятельности студентов необходим дифференцированный подход. Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока: при проверке домашнего задания, при закреплении изученного на уроке материала, при самостоятельной работе. Для обеспечения включенности каждого ребенка на занятии необходимо сочетание организационных форм обучения: групповой, коллективной, парной и индивидуальной. Такая организация работы позволяет запустить мышление, речь и действия у каждого ученика по поводу определенной учебной задачи. Любой материал, даваемый преподавателем, необходимо проработать в парах, важные темы и понятия студенты должны прорабатывать в парах сменного состава, закрепляя их индивидуальной работой.

Итак, на уроке можно использовать вариант четырёхтактной структуры урока:

  • Фронтальная работа – необходимый минимум учебного материала;
  • Постоянные пары – тренаж, повторение, закрепление того, что зафиксировано во время только что предшествовавшей фронтальной работы;
  • Пары сменного состава – глубокая проработка отдельных моментов фронтальной подачи материала;
  • Индивидуальная работа – самостоятельная работа.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П.Аникеева. – Москва: Сфера, 2012. – 224 с.

2. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом / сост. С.А.Багрецов, В.М. Львов. – Санкт-Петербург: «Лань», 2011. – 640 с.

3. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности: учеб. пособие / А.И.Донцов. – Москва: изд-во МГУ, 1979. – 128 с.

4. Донцов А.И. Психологическое единство коллектива: учеб. пособие / А.И.Донцов. – Москва: МГУ,1982. – 156 с.

5. Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления / А.Л.Журавлев // Прикладные проблемы социальной психологии. – 2012. – № 2. – С. 173-185.

6. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учеб. пособие / Я.Л.Коломинский. – Минск: Тетра-Системс, 2011. – 141 с.

7. Неймер Ю.Л. Сплоченность как характеристика первичного коллектива и ее социологическое измерение // Социологические исследования. – 2010. – № 2. – С. 23-30.