Урок обучение грамоте по теме "Звуки /ф*/, /ф/, буква ф,Ф"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: обучение грамоте, звук и буква ф Ф


Цель: познакомить учащихся со звуками и буквой.

Задачи:

  • Обучающие: создать условия для формирования умений выделять из звуковой модели звук [ф], [ф’] и обозначать его буквой Ф ф; сравнивать согласные звуки, парные по глухости-звонкости, различать их буквы; формировать навыки плавного слогового чтения.
  • Развивающие: развивать речь, память, фонематический слух, мышление, т.е. способность к сравнению и обобщению, самоанализу, логическому изложению материала.
  • Воспитывающие: воспитывать прилежание, стремление к получению новых знаний, умение работать в паре, выслушивать ответы друг друга.

Универсальные учебные действия (УУД)

  • Личностные: высказывать свою точку зрения, уважать мнение собеседника.
  • Регулятивные: обобщать сведения о буквах на основе модели, формулировать их; контролировать и оценивать правильность и беглость своего чтения.
  • Познавательные:
    • сравнивать согласные звуки, парные по глухости-звонкости, различать их буквы; классифицировать, группировать буквы парных или непарных по глухости-звонкости согласных;
    • читать слова с изученными буквами, выявлять те, значение которых не совсем понятно, составлять, преобразовывать слова, в том числе путём замены одной буквы;
    • понимать смыслоразличительную роль звука и буквы на его месте.
  • Коммуникативные:
    • самостоятельно готовиться к чтению, делить для этого трудные слова на слоги;
    • отвечать на вопросы после текста;
    • формулировать вопросы о тех словах, значение которых непонятно.

Ход урока

1. ОНУ

Приветствие.

Мы гостей сегодня ждали и с волнением встречали?

Хорошо ли мы умеем: и читать, и отвечать?

Не судите очень строго, ведь учились мы немного!

- Сегодня на уроке присутствуют гости, и как гостеприимные хозяева поприветствуем их!

- Садитесь.

2. Речевая разминка

- Для чего выполняем речевую разминку?

У филина Фили
Два филиненка –
Филька и Филимонка.

- Работа со скороговоркой.

- Работа над выразительностью.

3. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы и задачи урока

На столах в конвертах буквы.

– Найдите лишнюю букву? (Буква А)

– По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы? (Согласные буквы)

– Скажите, чем отличаются согласные от гласных звуков?

– На какие группы можно разделить эти согласные? (На звонкие и глухие)

– По звонкости-глухости буквы могут образовывать пары. Образуйте пары. Что заметили?

- Какая тема урока? (Знакомство с новыми звуками и буквой)

- Поставим задачи урока. (На доске опорные слова: познакомимся, научимся, будем развивать)

4. Знакомство с новыми звуками и буквой

Отгадайте загадку.

Освещают ночью огнем,
Было, чтоб светло, как днем,
От зари и до зари
Светят ярко ….

(На доске рисунок)

- Звуко-буквенный анализ слова по плану:

1. Произнеси слово, сколько в слове слогов? (скандируем!)

2. Какой ударный?

3. Произнеси (интонируем!) первый слог. Сколько звуков произнесли, какие звуки (характеристика), что они образовали? (Одновременно у доски и на рабочем месте, используя кассу букв и звуковые схемы, дети составляют звуковую схему слова).

4. Произнесем второй слог, интонируем. Сколько звуков произнесли? Охарактеризуйте их. Что они образовали?

5. Аналогично и третий слог.

Отгадайте вторую загадку.

Есть сторож ночной у зеленого дома,
Как только на лес опускается дрема,
Он, ухая гулко, на вахту спешит,
И смотрит, и слушает:
Кто там шуршит?

- Звуко-буквенный анализ слова-отгадки, на доске схема и рисунок.

Произнесите первый звук в словах, дайте характеристику. Посмотрите друг на друга: как мы произносим эти звуки (нижняя губа смыкается с верхними передними зубками).

Игра «Лови звук». Учащиеся хлопают в ладоши, если в словах услышат /ф*/ или /ф/: валенки, фокус, кофта, повар, штраф, плащ, жираф.

Игра «Твердый, мягкий». Ребята сигнализируют карточками (зеленый, синий квадратик), какой звук они услышали в словах: фасоль, фея, фильм, шарф, кафе, картофель, сарафан.

Игра «Где звук?» (Ребята самостоятельно подбирают слова и определяют местоположение звуков /ф*/ или /ф/).

- Кто из ребят знает, какой буквой обозначаются твердый глухой согласный и мягкий глухой согласный звуки? Правильно, буквой ф, Ф. На что похожа эта буква? А почему две буквы? Сконструируйте букву из счетных палочек или карандашей.

- Ребята подготовили для Вас авторские стихотворения Александра Шибаева и Григоре Виеру об этой букве:

- С буквой этой на носу
Филин прячется в лесу.

Федя ходит руки в боки,
Значит, выучил уроки!

Всем известно без подсказки,
Буква Ф, - как ключ от сказки,
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.

- Спасибо. А где на «Ленте букв» мы разместим букву Ф? Почему?

5. Чтение слогов, слов

- Чтение (на доске напечатаны слоги и слова) хором, индивидуально, выборочно и т.д.

Фа

 аф

 фа фа-ра

 са-ра-фан

 

Фо

 оф

 фо фо-кус

 фо-нарь

 

Фи

 иф

 фи фи-кус

 ке-фир

 фи-алка

Фу

 уф

 

 

 

Фы

 ыф

 

 

 

Фе

 еф

 

 

 

Фё

 ёф

 

 

 

- Значение какого слова непонятно? Есть такие слова? (рисунок, знать толкование)

6. Работа со звуковыми схемами и кассой букв

Ребята, отгадайте загадки:

- Мяч по травке шустро скачет от ворот и до ворот.
Бьют ногами – он не плачет, кто игру мне назовет?

- Кто из ребят играет в футбол? А для чего? Да, занятия спортом укрепляют наше здоровье, мы развиваем силу, ловкость логику и др. качества.

- Есть копытный великан.
Шея как подъемный кран,
С рожками, пятнистый,
Но не очень быстрый.

- Какие слова Вам помогли отгадать загадку?

1 вариант составляет схему отгадки-слова, напечатать слово, 2 вариант – второе слово-отгадку. (Двое учащихся работают у доски, проверка)

7. Работа с иллюстрациями в Азбуке с.70-71

- Что изображено? На какие группы можно разделить эти корабли, суда?

- Какие суда отнесем к старинным? Почему? Парусники используют силу ветра для движения. Существуют они и в наше время, курсанты военно-морских училищ перед окончанием обучения обязательно выходят в море на парусниках. В нашей Калининградской области курсанты в плавание выходят на Крузенштерне, который был построен почти 100 лет назад. (Фото на доску)

- Современные корабли бывают подводные, найдите изображение подводной лодки. Надводные корабли бывают военные и гражданские. Военные корабли бывают такие большие, что на их палубу может сесть военный самолет. Гражданские суда служат для перевозки людей – пассажирские, либо для перевозки грузов – грузовые.

- Прочитайте отрывок из произведения А.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», (ребята готовят текст к чтению, выразительно читают). На каком корабле на рисунке могли плыть герои сказки?

8. Физминутка

9. Продолжение работы по теме урока

- Более трехсот лет назад страной правил российский император Петр 1. Он стремился сделать Россию мощной морской державой. Он создал армию, построил флот. Но выхода в европейские страны по морю не было. Основав город Санкт-Петербург, он начал строить корабли для Балтийского флота. Вот как писал об этом А. Пушкин (Учитель читает «Природой здесь нам суждено…»)

- Что такое флот? Это объединение военных или торговых судов. Вы слышали сочетание военно-морской флот. Он служит для защиты Родины.

- Ребята, на каждом корабле есть флаг, русский флот ходит под Андреевским флагом. Он представляет собой белое полотнище с двумя диагональными полосами синего цвета, образующими наклонный крест (рисунок). Назван, Андреевским, в честь апостола Андрея Первозванного, который считается святым покровителем России.

- Какие суда на рисунке принадлежат России?

- Что еще Вас удивило? Да, это Роза ветров – компас, ориентир в водном пространстве, где лучи определяют направления сторон света – север, юг, запад, восток. (Все новые слова напечатаны, по ходу объяснения – на доску плюс фото)

10. Работа с текстом

- Чтение на карточках слов: завтракает, фарфоровая, кофейник, бутерброд.

- Учащиеся готовят текст к чтению: «Утором вся семья завтракает. На столе стоит фарфоровая посуда. Мама ставит на стол кофейник, кефир, салфетки, фрукты, конфеты. Федя больше всего любит фрукты и конфеты. Но мама ставит перед Федей тарелку с овсяной кашей и горячий чай. Папа пил кофе с бутербродом».

- Что делала семья?

- Что стояло на столе?

- Что любит Федя?

- Что полезно есть на завтрак детям и взрослым?

- Озаглавьте текст.

Повторное чтение текста по цепочке.

11. Итог урока

- Что было интересного на уроке? В чем испытывали трудности?

- Чему учились на уроке? (Возвращение к задачам урока и формулирование ответов)