Цель: познакомить учащихся со звуками и буквой.
Задачи:
- Обучающие: создать условия для формирования умений выделять из звуковой модели звук [ф], [ф’] и обозначать его буквой Ф ф; сравнивать согласные звуки, парные по глухости-звонкости, различать их буквы; формировать навыки плавного слогового чтения.
- Развивающие: развивать речь, память, фонематический слух, мышление, т.е. способность к сравнению и обобщению, самоанализу, логическому изложению материала.
- Воспитывающие: воспитывать прилежание, стремление к получению новых знаний, умение работать в паре, выслушивать ответы друг друга.
Универсальные учебные действия (УУД)
- Личностные: высказывать свою точку зрения, уважать мнение собеседника.
- Регулятивные: обобщать сведения о буквах на основе модели, формулировать их; контролировать и оценивать правильность и беглость своего чтения.
- Познавательные:
- сравнивать согласные звуки, парные по глухости-звонкости, различать их буквы; классифицировать, группировать буквы парных или непарных по глухости-звонкости согласных;
- читать слова с изученными буквами, выявлять те, значение которых не совсем понятно, составлять, преобразовывать слова, в том числе путём замены одной буквы;
- понимать смыслоразличительную роль звука и буквы на его месте.
- Коммуникативные:
- самостоятельно готовиться к чтению, делить для этого трудные слова на слоги;
- отвечать на вопросы после текста;
- формулировать вопросы о тех словах, значение которых непонятно.
Ход урока
1. ОНУ
Приветствие.
Мы гостей сегодня ждали и с волнением встречали?
Хорошо ли мы умеем: и читать, и отвечать?
Не судите очень строго, ведь учились мы немного!
- Сегодня на уроке присутствуют гости, и как гостеприимные хозяева поприветствуем их!
- Садитесь.
2. Речевая разминка
- Для чего выполняем речевую разминку?
У филина Фили
Два филиненка –
Филька и Филимонка.
- Работа со скороговоркой.
- Работа над выразительностью.
3. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы и задачи урока
На столах в конвертах буквы.
– Найдите лишнюю букву? (Буква А)
– По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы? (Согласные буквы)
– Скажите, чем отличаются согласные от гласных звуков?
– На какие группы можно разделить эти согласные? (На звонкие и глухие)
– По звонкости-глухости буквы могут образовывать пары. Образуйте пары. Что заметили?
- Какая тема урока? (Знакомство с новыми звуками и буквой)
- Поставим задачи урока. (На доске опорные слова: познакомимся, научимся, будем развивать)
4. Знакомство с новыми звуками и буквой
Отгадайте загадку.
Освещают ночью огнем,
Было, чтоб светло, как днем,
От зари и до зари
Светят ярко ….
(На доске рисунок)
- Звуко-буквенный анализ слова по плану:
1. Произнеси слово, сколько в слове слогов? (скандируем!)
2. Какой ударный?
3. Произнеси (интонируем!) первый слог. Сколько звуков произнесли, какие звуки (характеристика), что они образовали? (Одновременно у доски и на рабочем месте, используя кассу букв и звуковые схемы, дети составляют звуковую схему слова).
4. Произнесем второй слог, интонируем. Сколько звуков произнесли? Охарактеризуйте их. Что они образовали?
5. Аналогично и третий слог.
Отгадайте вторую загадку.
Есть сторож ночной у зеленого дома,
Как только на лес опускается дрема,
Он, ухая гулко, на вахту спешит,
И смотрит, и слушает:
Кто там шуршит?
- Звуко-буквенный анализ слова-отгадки, на доске схема и рисунок.
Произнесите первый звук в словах, дайте характеристику. Посмотрите друг на друга: как мы произносим эти звуки (нижняя губа смыкается с верхними передними зубками).
Игра «Лови звук». Учащиеся хлопают в ладоши, если в словах услышат /ф*/ или /ф/: валенки, фокус, кофта, повар, штраф, плащ, жираф.
Игра «Твердый, мягкий». Ребята сигнализируют карточками (зеленый, синий квадратик), какой звук они услышали в словах: фасоль, фея, фильм, шарф, кафе, картофель, сарафан.
Игра «Где звук?» (Ребята самостоятельно подбирают слова и определяют местоположение звуков /ф*/ или /ф/).
- Кто из ребят знает, какой буквой обозначаются твердый глухой согласный и мягкий глухой согласный звуки? Правильно, буквой ф, Ф. На что похожа эта буква? А почему две буквы? Сконструируйте букву из счетных палочек или карандашей.
- Ребята подготовили для Вас авторские стихотворения Александра Шибаева и Григоре Виеру об этой букве:
- С буквой этой на носу
Филин прячется в лесу.Федя ходит руки в боки,
Значит, выучил уроки!Всем известно без подсказки,
Буква Ф, - как ключ от сказки,
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
- Спасибо. А где на «Ленте букв» мы разместим букву Ф? Почему?
5. Чтение слогов, слов
- Чтение (на доске напечатаны слоги и слова) хором, индивидуально, выборочно и т.д.
Фа |
аф |
фа фа-ра |
са-ра-фан |
|
Фо |
оф |
фо фо-кус |
фо-нарь |
|
Фи |
иф |
фи фи-кус |
ке-фир |
фи-алка |
Фу |
уф |
|
|
|
Фы |
ыф |
|
|
|
Фе |
еф |
|
|
|
Фё |
ёф |
|
|
|
- Значение какого слова непонятно? Есть такие слова? (рисунок, знать толкование)
6. Работа со звуковыми схемами и кассой букв
Ребята, отгадайте загадки:
- Мяч по травке шустро скачет от ворот и до ворот.
Бьют ногами – он не плачет, кто игру мне назовет?
- Кто из ребят играет в футбол? А для чего? Да, занятия спортом укрепляют наше здоровье, мы развиваем силу, ловкость логику и др. качества.
- Есть копытный великан.
Шея как подъемный кран,
С рожками, пятнистый,
Но не очень быстрый.
- Какие слова Вам помогли отгадать загадку?
1 вариант составляет схему отгадки-слова, напечатать слово, 2 вариант – второе слово-отгадку. (Двое учащихся работают у доски, проверка)
7. Работа с иллюстрациями в Азбуке с.70-71
- Что изображено? На какие группы можно разделить эти корабли, суда?
- Какие суда отнесем к старинным? Почему? Парусники используют силу ветра для движения. Существуют они и в наше время, курсанты военно-морских училищ перед окончанием обучения обязательно выходят в море на парусниках. В нашей Калининградской области курсанты в плавание выходят на Крузенштерне, который был построен почти 100 лет назад. (Фото на доску)
- Современные корабли бывают подводные, найдите изображение подводной лодки. Надводные корабли бывают военные и гражданские. Военные корабли бывают такие большие, что на их палубу может сесть военный самолет. Гражданские суда служат для перевозки людей – пассажирские, либо для перевозки грузов – грузовые.
- Прочитайте отрывок из произведения А.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», (ребята готовят текст к чтению, выразительно читают). На каком корабле на рисунке могли плыть герои сказки?
8. Физминутка
9. Продолжение работы по теме урока
- Более трехсот лет назад страной правил российский император Петр 1. Он стремился сделать Россию мощной морской державой. Он создал армию, построил флот. Но выхода в европейские страны по морю не было. Основав город Санкт-Петербург, он начал строить корабли для Балтийского флота. Вот как писал об этом А. Пушкин (Учитель читает «Природой здесь нам суждено…»)
- Что такое флот? Это объединение военных или торговых судов. Вы слышали сочетание военно-морской флот. Он служит для защиты Родины.
- Ребята, на каждом корабле есть флаг, русский флот ходит под Андреевским флагом. Он представляет собой белое полотнище с двумя диагональными полосами синего цвета, образующими наклонный крест (рисунок). Назван, Андреевским, в честь апостола Андрея Первозванного, который считается святым покровителем России.
- Какие суда на рисунке принадлежат России?
- Что еще Вас удивило? Да, это Роза ветров – компас, ориентир в водном пространстве, где лучи определяют направления сторон света – север, юг, запад, восток. (Все новые слова напечатаны, по ходу объяснения – на доску плюс фото)
10. Работа с текстом
- Чтение на карточках слов: завтракает, фарфоровая, кофейник, бутерброд.
- Учащиеся готовят текст к чтению: «Утором вся семья завтракает. На столе стоит фарфоровая посуда. Мама ставит на стол кофейник, кефир, салфетки, фрукты, конфеты. Федя больше всего любит фрукты и конфеты. Но мама ставит перед Федей тарелку с овсяной кашей и горячий чай. Папа пил кофе с бутербродом».
- Что делала семья?
- Что стояло на столе?
- Что любит Федя?
- Что полезно есть на завтрак детям и взрослым?
- Озаглавьте текст.
Повторное чтение текста по цепочке.
11. Итог урока
- Что было интересного на уроке? В чем испытывали трудности?
- Чему учились на уроке? (Возвращение к задачам урока и формулирование ответов)