Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока:
знакомство с содержанием сказки;
формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные зачин и концовка, постоянные эпитеты, повторы и т.п.);
воспитание ценностного отношения к произведениям устного народного творчества.
Эпиграф к уроку: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.» А.С.Пушкин
1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
У: Что такое сказка? (Дети дают определение сказки: Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.)
У: Какие жанры сказок вы знаете? (Дети: Волшебные, бытовые, о животны).
У: Определите жанр сказки «Об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке».
У: Прочитаем эпиграф к уроку. Как вы понимаете смысл слов Пушкина?
У: Сегодня мы говорим об особенностях русских народных сказок на примере сказки «Об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке».
2. Групповая работа. (Класс делиться на группы для дальнейшей работы)
(Каждая группа получает задание на карточках)
Задание 1 группе. Вспомните, с каких слов обычно начинаются сказки («Жили-были…» и т.д.) и какими словами обычно заканчиваются? (зачин и концовка). Дайте определение и найдите в сказке эти элементы.
Задание 2 группе. Вспомните, как обычно называют, с кем или с чем сравнивают героев сказок. Например: Красивая девушка – красна девица, брови – соболиные и т.д. Как называются эти слова? (постоянные эпитеты). Дайте определение. Выпишите в тетрадь примеры из сказки.
Задание 3 группе. Вы знаете, что сказочное повествование — особенное. Мы c вами видели ритмичность сказки. Еще одна особенность сказочной речи — это повторы (не путать с повторениями!): если мы читаем жили, значит, следующее слово будет были; если в сказке есть путь, то это обязательно путь-дорожка. Найдите примеры таких повторов и выпишите их в тетрадь.
Задание 4 группе. При чтении сказки мы замечали, что некоторые явления и события повторяются три раза. Число три в древности считали волшебным, магическим числом, поэтому в сказках часто бывает три брата, события повторяются трижды и т.д. Какие троекратные повторения действий или явлений мы встретили в сказке «Об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке»?
Задание 5 группе. Найдите в прочитанном тексте «приметы» волшебной сказки. Запишите их в тетрадь.
3. Отчет групп
Вопросы:
У: Назовите положительных и отрицательных героев сказки.
У: Почему братья предали своего младшего брата?
У: Как ведет себя волк после того, как он съел коня Ивана-царевича?
У: Чему учит сказка? (Добро торжествует, зло наказывается. Что долг платежом красен. Учит доброте, что за добро платится добром, за зло и злом откликается. В сказке также народ показал, что не всё в жизни достаётся только трудом и упорством порой нужна хитрость и лукавство. Что отступление от советов более опытных наставников может приводить к печальным исходам. Учит никогда не сдаваться, никогда не терять самообладания, прислушиваться к сигналам, которые посылает нам природа, а также тому, что безвыходных ситуаций не бывает - выход есть всегда! В сложных жизненных ситуациях важно умение правильно мыслить и двигаться к поставленной цели, слушая добрые советы.)
4. Беседа по картине В.Васнецова "Иван-царевич на сером волке" и иллюстрациям И.Билибина
К сюжету сказки "Иван-Царевич и Серый Волк" в разное время обращались представители разных видов искусства.
Яркая и выразительная картина великого русского художника Виктора Васнецова "Иван-царевич на сером волке" изображает один из самых напряжённых моментов сказки. Посмотрите на репродукцию картины В. Васнецова «Иван-царевич на сером волке». Таким ли вы представляете себе Ивана-царевича и Елену Прекрасную? Найдите описание картины в сказке. Удалось ли художнику передать напряженность ситуации, тревогу Ивана-царевича?
Замечательный иллюстратор Иван Яковлевич Билибин создал целую серию работ к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Художественные образы в сказке "Иван-Царевич и Серый Волк" разнообразные, яркие и многогранные. Яблоня с золотыми яблоками, Жар-Птица, волк, злотогривый конь, Елена Прекрасная - в сказке много интересных персонажей, что даёт простор для воображения и широкое поле деятельности для художников.
5. Рефлексия
6. Домашнее задание
Нарисуйте свою иллюстрацию к сказке.