В современной педагогике можно наблюдать активное развитие инновационных процессов, с помощью которых педагоги пытаются добиться качественно новых результатов. Изменение системы образования обусловило необходимость использования новых технологий, которые будут развивать творческие способности учащихся.
Также сегодня по-прежнему остро стоит вопрос о характере обучения, методах и приемах (и технологиях), которые мы применяем в учебном процессе.
Одним из эффективных способов обучения является технология мастерских. Эта технология достойная альтернатива классно-урочной организации учебного процесса.
Технология педагогических мастерских решает множество задач: личностного развития, повышение интереса к процессу обучения, развитие культуры речи, а также развития коммуникативных навыков. Эта технология помогает изменить взгляд учителя на ученика и на сам процесс обучения.
Что же это за технология?
Мастерская, как и урок, объединяет три направления педагогической деятельности:обучающее, развивающее и воспитывающее.
Мастерская - это нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса. Она предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной карты мира и ценностного отношения к нему.
В мастерской можно использовать различные виды деятельности 6 игра, творчество, работа в парах, исследование, поиск.
Я пытаюсь совершенствоваться и применять различные методы и технологии в работе. Моя педагогическая мастерская «Совершенная квартира для…»-пример моей мастерской на уроках английского языка в школе.
Педагогическая мастерская по английскому языку для 4 класса (3 год обучения)
“The perfect flat for ...” («Совершенная квартира для...»)
Цель: создать условия для
- конструктивного общения на английском и русском языке с любым уровнем знания английского;
- закрепления знакомых учащимся грамматических конструкций;
- введения лексики по теме «Квартира. Мебель»;
- укрепления веры учащихся в себя при освоении иностранного языка.
Расположение учащихся: группами по 4 чел.
Оборудование:
- Классная (интерактивная доска), мел. Приложение №6.
- Карандаши, ручки, тетради, клеящие карандаши.
- Одинаковые планы двухкомнатных квартир на большом листе бумаги (А3). Каждый лист подписан – гость (половина групп) или хозяин квартиры (вторая половина групп). На плане квартир все комнаты подписаны. Приложение №7.
- Конверт №1 (для всех групп) со словами-названиями мебели на английском и русском языке ( каждое слово напечатано на отдельной карточке и заламинировано скотчем). Приложение №1.
- Конверт №2 с разными заданиями на группы OwnersилиGuests. Конверты должны быть обозначены словами OwnersилиGuests. На самом конверте №2 написано задание по-английски, а внутри конверта на отдельной карточке – оно же по- русски. Приложение №8.
- Для вывешивания планов квартир на стену - скотч или Blu-Tack.
- Карточки-жребии с предлагаемыми ролями Owner, Guest.
- DVD-проигрыватель, CD-проигрыватель или компьютер с экраном.
Алгоритм
1 этап.
Индивидуальное задание: нарисуйте каждый свою совершенную квартиру с мебелью, свой квартирный идеал. Выполните его как набросок, эскиз.
Мастер пишет тем временем на доске: “The perfect flat for ...”
2 этап.
Деление на группы по жребию: подойдите и вытащите каждый сам себе карточку с английским словом, сядьте в группу по 4 человека с одинаковой ролью. В группе определите, какова ваша роль на этом занятии.
3 этап.
Покажите друг другу в группе на своем плане, что делает вашу квартиру совершенной? Какая мебель делает ее идеальной? (Здесь все говорят по-русски, кроме мастера, возможен перевод. Нарисованные комнаты в начале мастерской предъявляются только в группе, они выполнены на листке из тетради, или можно прямо в тетради по английскому языку.)
Социализация: - представьте от группы ваше некоторое общее решение – какая мебель делает квартиру совершенной.
4 этап.
- Следующее задание написано на конверте. Выполните его.
Всем группам выдаются (на большом листе) одинаковые планы двухкомнатной квартиры с подписанными названиями комнат: кухня (kitchen), гостиная (living-room), спальная (bedroom) и ванная (bathroom); конверт №1 со словами - названиями мебели и на английском языке, и на русском (каждое слово напечатано на отдельной карточке, при вынимании карточек из конверта слова оказываются вразброс; см.Приложение 1 «Предлагаемый набор слов для конверта») и конверт №2 с заданием на группу. Конверты должны быть помечены словами OwnersилиGuests. На самом конверте №2 написано задание по-английски, а внутри конверта на отдельной карточке – оно же по-русски (об этом сообщить после небольшой паузы для возможной самостоятельной находки)
Задание для «Owners» (написано на конверте по-английски):
Dear owners! An English guest is coming. Make a perfect flat for him. Put all the furniture he needs . He loves comfort. Glue English and Russian cards on your plan.
Задание для Хозяев (Owners) (внутри конверта на карточке по-русски):
«Уважаемы владельцы данной квартиры! У вас остановится ваш английский гость. Он приедет один. Меблируйте данную квартиру для приема гостя (разложив в нужном порядке карточки с русскими и английскими названиями предметов мебели из конверта). Обустройте вашу квартиру так, чтобы ему было комфортно и понравилось у вас гостить. Приклейте их на план квартиры.»
Задание для «Guests» (написано на конверте по-английски):
You are an Englishman. You are visiting St.Petersburg. Create a perfect flat you like to live in St.Petersburg. Make a perfect flat using the words you have to glue them on your plan.
Задание для Гостей «Guests» (внутри конверта на карточке по-русски):
«Представьте, что Вы - англичанин и едете в Россию. Создайте свою совершенную квартиру, в которой вы хотели бы остановиться. На плане покажите, какие у вас есть пожелания относительно мебели (разложив в нужном порядке карточки с русскими и английскими названиями предметов мебели из конверта.) Приклейте их на план».
5 этап.
Через некоторое время Мастер прерывает учеников и объявляет:
- Вы можете усовершенствовать пространство квартиры за счет посещения мебельного магазина. У нас проходит акция - 2 предмета мебели можно взять бесплатно.
- В качестве рекламы наш магазин использует веселую песню «There's a room in my house”, где вы услышите названия предметов мебели. Пока звучит песня можно выбрать по 2 предмета мебели на каждую группу.
- Если вы хотите получить еще один предмет мебели на группу, надо заработать бонус после окончании акции - правильно рассказать, что из мебели в вашей квартире есть, используя There is /There are.
- Итак, начинается рекламная акция (звучит песня «There's a Room in My House»;
см. Приложение 2, список «FURNITURE STORE» см. Приложение 3).
7 этап.
Афиширование – группы вывешивают свои проекты квартир.
Задание:
- выберите наиболее подходящий для себя проект и встаньте около нужного листка (гости выбирают планы подходящих квартир, а хозяева выбирают план квартиры, который нарисовал гость, наиболее подходящий под их квартиру). Происходит перемена группового состава. Группы могут быть по 3-5 человек.
- образуйте новые группы, сняв выбранный проект.
Этап 8.
Задания в новых группах.
Гостям:
- напишите письмо домой в Англию про квартиру, в которой Вы (англичанин) остановились.
(Позаботьтесь о том, что при озвучивании письма будет участвовать каждый участник группы. При этом надо использовать новые слова на карточках и грамматические структуры, которые написаны на доске.)
Хозяевам:
- напишите письмо в английское туристическое агентство про то, как устроена Ваша квартира для приглашения в гости.
(Позаботьтесь о том, что при озвучивании письма будет участвовать каждый участник группы. При этом надо использовать новые слова на карточках и грамматические структуры, которые написаны на доске.)
Этап 9.
Перед прочтением ваших писем посмотрите видео, послушайте внимательно, как звучат нужные вам слова и грамматические структуры.
Видео: Furniture
www.youtube.com
Надо нажать ctrl +щелчок
Этап 10.
Озвучивание писем.
- Каждый должен прочитать хотя бы по предложению с использованием новых слов на карточках и грамматических структур, которые написаны на доске.
Этап 11.
Рефлексия
- Какие чувства вызвал урок?
- Сегодня на уроке я узнал______________
- Сегодня на уроке я научился ___________
- Меня заинтересовали задания__________
В конце урока назовите цифру от 1 до 10 соответствующую вашему настроению (т.к. всех не успеть спросить устно, можно предложить всем показать на пальцах цифру от 1 до 10, соответствующую настроению к концу занятия).
Используемая литература:
- Н.И.Белова, О.В.Орлова «По меркам добра». Педагогические мастерские ценностно-смысловой ориентации. Ковров. ООО»Медиа-Пресс» 2013.
- Интернет-ресурсы.