Конспект урока по ОПК. Тема: "Пасха"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: Пасха


Цель урока: продолжить знакомство детей с русскими народными традициями, познакомить с обрядовым праздником — Пасхой, с его значением в жизни наших предков.

Задачи урока:

  • воспитывать уважительное отношение к православным традициям русского народа, любви к природе, к людям, к родному фольклору;
  • способствовать формированию и развитию чувства сострадания, милосердия, любви к ближнему через практический опыт участия в благотворительной акции;
  • совершенствовать умение работать со словарём

Ключевые понятия: Светлое Христово Воскресение, благотворительность, Великий пост.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, выставка детских рисунков «Пасхальное яйцо», выставка пасхальных открыток, видеофильм о Пасхе.

Формы и виды деятельности: беседа о традициях пасхальной благотворительности, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, слушание пьесы П.И.Чайковского «Утренняя молитва», работа со словарём.

Предварительная работа: в рамках подготовки к уроку дети самостоятельно изучают материал по учебнику к уроку №8 по ОРКСЭ «Пасха», разучивание театральной миниатюры «Пасхальный сюрприз».

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- В нашей жизни много праздников: общественные, народные, семейные, личные.

- А какие праздники у вас самые любимые, расскажите?

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии:

- К этому уроку вы должны были очень хорошо подготовиться и прочитать материал из учебника по теме «Пасха.»

- Так что же такое Пасха? (ответы детей)

- Заполните самостоятельно таблицу опираясь на знания полученные после прочтения материала из учебника:

Что я знаю о Пасхе

Что я хочу узнать о Пасхе

 

 

 

 

(Дети самостоятельно заполняют таблицу, а затем делятся своими мыслями с классом))

- Итак, вы много знаете об этом празднике, но много ещё вам предстоит об этом празднике узнать...

- Каждый праздник имеет свой определённый смысл, свои традиции.

- Пасха считается одним из главных праздников христианской церкви. В этот день празднуют победу жизни над смертью, добра над злом. Произошло чудо: Христос умер и воскрес, и жизнь торжествует! (СЛАЙД №1) Произошло это весной, когда природа пробуждается от зимнего сна, воскресает. Тепло побеждает тьму. Радость пробуждения природы совпала с христианской радостью воскрешения к новой жизни.

Слушание пьесы Чайковского «Утренняя молитва» (http://www.piter.fm/artist/)

- Сейчас прозвучит музыка Петра Ильича Чайковского, «Утренняя молитва». (СЛАЙД №1 вкл. звук)

- Сам композитор вспоминает так: «В утренней молитве мы, ещё ученики младших классов, просили Бога дать нам внимание и силы в учении, чтобы вырасти на утешение родителей и на пользу страны».

- Послушайте и скажите, как она звучит — с радостью или с оттенком грусти. (ответы детей)

- Звучит она тихо, передавая тишину раннего утра, звучит медленно, спокойно как молитва. Эта музыка располагает слушателя к размышлению. Мелодия светлая, пронизанная чувством тихой радости, ожиданием нового дня.

- А как вы думаете, почему именно на сегодняшнем уроке звучала «Утренняя молитва»? (Потому что все празднуют Пасху)

- «Утренняя молитва» передаёт настроение праздника Пасхи: тихую радость, надежду на лучшее, ожидание только хорошего. Молитва, Пасха и Храм — слова, которые неразделимы.

Работа по учебнику:

- Найдите по учебнику и прочитайте как празднуют Пасху?(Чтение детьми отрывка по учебнику)

Беседа:

- В Светлое Христово Воскресение верующие радостно приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе!»- и ответным: «Воистину воскресе!»

- На Пасху разрешалось всем желающим, в том числе детям, звонить в церковные колокола.

Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.

Давайте и мы с вами послушаем запись звона колоколов. (СЛАЙД №2 включается запись)

- Что вы ещё знаете о традициях русской Пасхи? (Готовят пасхальные блюда: кулич и крашенные яйца, обмениваются с близкими)

- Что является символом Пасхи? Найдите ответ по учебнику и прочитайте.

3. Выявление места и причины затруднения

- А почему яичко и почему именно красное, вы не задумывались?

(СЛАЙД №3)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Это обычай очень давний. Христос дал нам жизнь, а яйцо — это символ жизни. Из яйца выходит живое существо. Окрашивается оно в красный цвет потому, что Христос своей кровью освятил жизнь. Вот христиане с тех пор на Пасху приветствуют друг друга красным яйцом как знаком вечной жизни.

Беседа по картине

- Красоту пасхального стола мы можем увидеть и на картинах художников. Перед вами пасхальный натюрморт. Давайте внимательно рассмотрим картину и расскажем, что же изобразил художник? (Дети  с учителем рассматривают натюрморт на слайде №3)

- Какое настроение у вас вызывает данная картина? Почему?

- Какие краски использует художник?

- Что самое главное в картине?

- Да, картина вызывают у нас радость, весёлое настроение, потому что здесь много красного, жёлтого, зелёного цвета. Эти краски и создают ощущение праздничности, торжественности. Художник обращает наше внимание на то, с какой любовью готовятся в доме встретить Пасху люди.

Беседа о традициях пасхальной благотворительности.

- С давних пор пасхальным яйцом в России называли не только крашеное яйцо, но и любой пасхальный подарок. В царской России в пасхальные дни состоятельные люди старались порадовать заключённых в темницах, детей-сирот, одиноких стариков. Во время Первой мировой войны были образованы благотворительные комиссии на фронтах и раненым воинам. «Красное яичко — фронту» - под таким девизом собирались и отправлялись на фронт пасхальные подарки с бельём, продуктами питания, мылом и другими вещами, необходимыми в армии. Всё это — традиционная в России пасхальная благотворительность. А что обозначает это слово?

- Благотворительность — это помощь нуждающимся, лечение бедных больных, воспитание сирот и бесприютных детей. (Слайд №4)

5. Реализация построенного проекта

- К сожалению и в наше время очень много детей-сирот, которые живут в детских домах, очень много одиноких стариков. Давайте и мы с вами поддержим старую русскую традицию и попробуем передать своё тепло и заботу этим людям. Подумайте, что мы можем сделать для них? (Дети договариваются приготовить пасхальные открытки. Принять участие в благотворительной акции «Пасхальный сюрприз)

6. Первичное закрепление

  • Урок №8. №1 и №2
  • Рабочая тетрадь. Урок 8 №1

Пасха

Когда к тебе обращаются с радостной вестью: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Надо ответить:

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

(Работа в тетради Урок 8 №2)

- Пасха – самый радостный праздник. Вокруг нас множество образов и явлений, напоминающих о ней. В учебнике приводится пример – гусеница становится красивой бабочкой.

- Какие еще образы напоминают нам о Пасхе?

8. Включение в систему знаний и повторение

- Ребята, спасибо вам за урок, вы очень хорошо сегодня работали.

- Что нового вы для себя взяли из нашего урока?

9. Рефлексия учебной деятельности

- В завершение урока я хочу вам подарить песню о таком замечательном празднике «Пасхе», давайте посмотрим, послушаем и попробуем спеть все вместе (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)

Подведение итогов

Сообщение о домашнем задании. (Общее и индивидуальное)

Домашнее задание

Задание: изготовление пасхальной открытки, участие в школьной благотворительной акции «Пасхальный сюрприз».