Имя прилагательное. Обобщение

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: русский язык, обобщение, Имя прилагательное


Урок проведен в 4 классе в рамках недели русского языка.

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщить полученные знания о прилагательном, совершенствовать умения находить в тексте имена прилагательные по значению и вопросу;
  • развивать умения в определении рода, числа и падежа прилагательных

Развивающие:

  • развивать речь, продолжить работу по обогащению словарного запаса;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать умение работать в парах, активность обучающихся, внимание, навыки самостоятельной работы

Воспитывающие:

  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, самостоятельность;
  • воспитывать гражданско-патриотические качества личности, уважение к старшему поколению.

Планируемые результаты:

  • Личностные результаты: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным;
  • Регулятивные результаты: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение
  • Познавательные результаты: умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану
  • Коммуникативные результаты: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

1. Организационный этап. Психологический настрой.

- Наш урок начнем с приветствия.

«Здравствуйте, дети!» (Здравствуйте)

Хором поздороваемся с друзьями. (Здравствуйте, друзья!)

Хором поздороваемся с гостями. (Здравствуйте!)

Что вы можете сказать о своем настроении? (Высказывания учащихся)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Прочитайте стихотворение. О чем оно?

В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Что за славный майский день? (Н.Иванова)

О каком дне идет речь? Почему мы говорим сейчас об этом празднике?

(Скоро праздник - 75-летие Победы).

Какие слова помогают автору передать настроение этого праздника? Какими эпитетами описывает поэт этот день? К какой части речи относятся эти слова? Так о чем же будет наш урок?

Какие учебные задачи мы поставим перед собой на этом уроке? (повторить все об имени прилагательном: как найти в тексте, на какие вопросы отвечает, как изменяется…).

- Молодцы. Мы поговорим сегодня об имени прилагательном. Вспомним все, что изучили о нем. Все задания, которые вы будете выполнять, тем или иным образом связаны с предстоящим праздником – Днем Победы.

В ходе урока вы будете оценивать себя. У вас на столах лежат листы самооценки. Они помогут вам оценить свою работу на уроке.

Лист самооценки

№ задания

1

2

3

4

5

Оценка

 

 

 

 

 

3. Актуализация знаний

Работа в группах. Прием «Кластер». Вспомнить все, что изучили об имени прилагательном.

Раскройте конверты, достаньте полоски, на которых написаны выражения.

Посовещайтесь в группе, выберите нужные для своей темы выражения. Изготовьте свой кластер и подготовьтесь его представлять.

Это часть речи, которая изменяется по падежам, связано с именем существительным, обозначает признак предмета, изменяется по родам, в предложении является второстепенным членом, отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?, изменяется по числам, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто?, что?, в предложении является сказуемым.

4. Работа по теме урока

1. Упражнения для разбора имен прилагательных.

Выписать из текста сочетания существительных с прилагательными, определить род и падеж имен прилагательных.

22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз, и началось великое сражение нашего народа за свою Родину. Путь к победе был долог – 1418 дней войны. И каждый день - это кровь и смерть, боль и горечь утрат, безмерное страдание людей, беспримерное мужество и доблесть народа, радость больших и малых побед.

2. Составление словосочетаний.

Игровой прием

Составь из данных слов словосочетания, подобрав к каждому существительному подходящее по смыслу прилагательное

Фронтальная работа

Военное                                            страна
Короткое                                           ветераны
Грозный                                             дороги
Доблестный                                       моряк
Могучая                                              время
Родная                                                держава
Боевые                                                враг
Седой                                                  затишье
Майский                                             праздник
Отважный                                           ранение
Тяжелое                                              капитан

3. Упражнение для закрепления написания родовых окончаний прилагательных.

Прием «Вставь пропущенные окончания»
Допиши окончания имен прилагательных, укажи падеж и род.

Майск… праздник -
День Победы
Отм…чает вся страна.
Над…вают наши деды
Боев… ордена.
Их с утра зовет дорога
На  торжественн… парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки гл…дят .
Т.Белозеров

Проверка работы.

Физминутка (проводится под песню «Бравые солдаты»)

Бравые солдаты с песнями идут,
А мальчишки следом радостно бегут.
Эх! Левой, левой! С песнями идут,
Хочется мальчишкам в армии служить,
Хочется мальчишкам подвиг совершить.
Эх! Левой, левой! В армии служить,
Хочется мальчишкам подвиг совершить!
Храбрые мальчишки, нечего тужить,
В армию пойдете тоже вы служить.
Эх! Левой, левой! Нечего тужить,
В армию пойдете тоже вы служить!
Будем мы границы зорко охранять!
Будем мы на страже Родины стоять!
Эх! Левой, левой! Зорко охранять!
Будем мы на страже Родины стоять!

4. Индивидуальная самостоятельная работа. Творческая работа.

Теперь вам предстоит самостоятельная работа в тетради с использованием дифференцированного задания трех уровней сложности. Уровень сложности вы можете выбрать сами.

На карточках:

1-й уровень: расположить предложения так, чтобы получился связный рассказ. Дополнить рассказ двумя своими предложениями, используя имена прилагательные. Подчеркнуть главные члены.

2-й уровень: расположить предложения так, чтобы получился связный рассказ. Дополнить рассказ двумя своими предложениями.

3-й уровень: расположить предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Парке, в, стоит, памятник, воинам, павшим
В, бою, они, они, погибли, не, пустили, но, врагов
Отдали, за, бойцы, жизнь, Родины, свободу, нашей
Часто, к, съезжаются, родные, памятнику, их

Контроль и оценка результатов.

Проверяем выполнение самостоятельного задания.

5. Рефлексивно-оценочный этап

1. Прием «Синквейн»

1 группа: «Ветеран»

2 группа: «День Победы»

На партах лежит памятка «Как составить синквейн».

В синквейне должны быть:

  • Одно существительное, выражающее главную тему синквейна
  • Два прилагательных, выражающих главную мысль
  • Три глагола, описывающие действия в рамках темы
  • Фраза, несущая определенный смысл
  • Заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Ветеран                                                              День Победы
Храбрый, седой                                                 Радостный, долгожданный
Сражался, выстоял, победил                            Празднуем, помним, благодарим
Он жизни не щадил                                           Никто не забыт
Герой                                                                   Праздник мира

2. Итог. Дополнить фразы прилагательными.

Мы повторили все, что знаем об имени прилагательном.

Урок для меня был ___________ и __________

У меня ___________настроение

Мои одноклассники были____________

За работу на уроке я получил (а)____________

Оцените свои достижения на уроке

6. Домашнее задание

Творческая работа по группам:

1. «Письмо солдату»

Здравствуй, солдат! Пишет тебе твой внук. Я хочу, чтобы ты победил на этой войне. Будь мужественным и сражайся за тех, кто погиб….

2. Письмо ветерану.

Здравствуй, солдат! Пишет твой младший современник. Я горжусь тем, что могу поблагодарить тебя за подвиг, который ты и твои товарищи совершили семьдесят пять лет назад. Спасибо тебе за мирное небо над нашей головой, за спокойный сон наших мам и счастливую страну, в которой мы живем.

Учитель: Тех, кто видел войну своими глазами и пронес ее тяготы на своих плечах, осталось в живых немного. Мы должны всегда хранить память о них, чтить и уважать их великие дела и подвиги.

Читает ученик (Сергеева Эвелина)

Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!

Учитель. Спасибо за урок.

Список используемой литературы

  1. Materinstvo.ru
  2. https://nsportal.ru/audio/detskie-pesni/2017/02/pesnya-bravye-soldaty-minus (дата обращения 02.02.2020г.)
  3. http://vokrugknig.blogspot.com/2017/05/60.html?m=1 (дата обращения 03.02.2020г.)