Сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом без изучения всего обширного арсенал образовательных технологий. Учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений. Наиболее часто применяются технологии развивающего обучения.
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно- иллюстративному способу. Развивающее обучение способствует совершенствованию познавательных, творческих способностей личности.
Общеизвестно, что история и обществознание являются важнейшими предметами учебного плана образовательных учреждений с точки зрения нравственно- патриотической, идеологической и культурологической направленности. Поэтому, одной из главных задач учителя истории и обществознания является как можно интереснее, разнообразнее, содержательнее сделать свои уроки. Полноценное содержание, богатое фактами и связями (но без перегрузки), при ярком, эмоциональном изложении дает для развития прекрасную основу.
Цель работы: смоделировать интегративный вариант использования технологии развивающего обучения и синергетического подхода для развития творческих способностей учащихся.
Для этого ставятся следующие задачи:
- рассмотреть теоретическую базу технологии развивающего обучения;
- раскрыть значимость использования синергетического подхода для развития учащихся;
- показать опыт работы по развитию творческих способностей учащихся на основе использования технологии развивающего обучения и синергетического подхода.
Актуальность доклада обусловлена пересмотром используемых методов и форм обучения, который связан с наступлением новой образовательной эпохи.
Научное обоснование технологии развивающего обучения дано в трудах Л.С.Выготского. Свое дальнейшее развитие оно получило в работах Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Н.А.Менчинской и других. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса.
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Зона ближайшего развития- это возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве.
Несомненно, что целью любого образовательного учреждения является чертами которой являются творческие, креативные качества. Каждый предмет школьной программы нацелен на воспитание вышеуказанных качеств. История и обществознание, будучи предметами необходимыми для успешного функционирования учащихся в современном неидеальном мире, дают очень много возможностей для свободного, созидательного, творческого процесса обучения, как для учащихся, так и для учителей. В данном случае, учащиеся являются непосредственными субъектами процесса творчества.
Для развития творческих способностей и креативных качеств учащихся на уроках истории и обществознания можно использовать следующие технологии: технология эвристического обучения, технология развития критического мышления, технология дебатов.
Методы и приемы:
1.Приемы, направленные на развитие гибкости мышления:
- «Обсуждаем домашнее задание»
- «Лови ошибку!»
- «Повторяем с контролем»
2.Приемы, направленные на развитие памяти
- «игра в случайность»
3.Приемы, направленные на развитие внимательности:
- игра «Да-нет-ка»
Наступление информационной эпохи, выражающееся в массовой компьютеризации, внедрении и развитии новейшей информационной базы радикально изменило не только сему передачи знаний, но и методы и приемы обучения.
Сопутствующие изменения проходят во всех сферах общественной жизни, затрагивают интересы и род деятельности всех масс людей. Не секрет, что не все нововведения имеют только положительные стороны. Все что связано с системой образования, со школой в частности, вызывает неравнодушные отклики.
Требование сегодняшнего дня - соответствие современным условиям и критериям качества. Каждый школьный предмет должен дать учащемуся часть необходимых знаний и умений, с помощью которых он и должен найти свое место в жизни. Необходимой чертой человека, идущего в ногу со временем является его творческое нутро, способное в разных нелинейных условиях современного мира искать и находить выходы.
Всему вышеперечисленному способствует использование технологии развивающего обучения, которые нацелены на гармоничное формирование в человеке творческих. креативных качеств. Для успешной реализации этой задачи необходимо также выбрать сопутствующие методы и подходы, которые при грамотном и системном подходе могут привести к наилучшему результату.
В процессе преподавания истории и обществознания с использованием технологии развивающего обучения и синергетического подхода, становятся заметны индивидуальные, личностные особенности к труду, обучению, развитию каждого ученика. Не все могут дойти до уровня саморазвития, но так или иначе, все учащиеся значительно улучшают свои показатели.