Урок по обучению грамоте в 1-м классе «Согласные звуки [Г], [Г’]. Буквы Г, г»

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: согласные звуки, звук [Г] буквы Г г


Задачи:

  • познакомить обучающихся с буквами Г, г, со звуками [г], [г’];
  • совершенствовать навыки чтения;
  • закреплять представление об однокоренных словах;
  • развивать фонематический слух, речь, мышление;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Формирование УУД: умение ставить учебную задачу и добиваться её выполнения; работать с различными видами заданий; оценивать свою учебную деятельность.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

- Кому из вас хочется научиться читать, чтобы прочитать много интересных книг? (В классе организована выставка книг, на обложках которых изображены птицы. Например, В.Чаплина «Крылатый будильник», В.Бианки «Лесные домишки», «Мастера без топора», Н.Чарушин «Птицы», Г.Скребицкий «Крылатые соседи»)

II. Актуализация знаний

На доске карточки

У: - Что изображено на карточках? (Буквы и математические знаки)

- Какое задание можно выполнить с предложенными карточками?

(Разделить на две группы: знаки и буквы)

- Придумайте задание с карточками, на которых буквы. (Сложим из них слово)

- Какое слово получилось? (Книга)

- В каком числе стоит данное слово? (В ед.ч.)

- Поставьте его во множественное число. (Книги)

- Обратите внимание на выставку книг.

- Какой темой они объединены? (Птицы)

- Как вы догадались? (Птицы изображены на обложках книг)

- Какую роль играют птицы в жизни человека?

- Как человек должен о них заботиться?

III. Постановка целей и определение темы урока

У: - Произнесем слово «книга».

- Какой новый звук в нём услышали? ([Г])

- Дайте его характеристику. (Согласный, звонкий, твёрдый)

- Произнесём слово «книги»

- Какой новый звук услышали? ([Г’])

- Дайте его характеристику. (Согласный, звонкий, мягкий)

- Кто знает, какой буквой на письме обозначаются эти звуки? (Буквой «г»)

- Сформулируйте тему урока. («Согласные звуки [Г], [Г’]. Буквы Г, г»)

- Определите цели урока.

  1. Познакомиться с новой буквой.
  2. Узнать, какие звуки она обозначает.
  3. Научиться печатать букву.
  4. Потренироваться в чтение слогов и слов с новой буквой.)

Физкультминутка

Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за парты все уселись

IV. Работа над новым материалом

У: 1) - Из каких элементов состоит заглавная и строчная буква «г».

- Напечатаем буквы «Г, г».

- Укажите место этой буквы в ленте памяти.

2) - Хором прочитаем прямые и обратные слоги с этой буквой.

га – аг

гу – уг

ги – иг

го – ог

гы –ыг

ге – ег


- Найдите слоги, в которых звук [Г’].

3) - Прочитайте строчки слогов по цепочке.

гра-гри-где-гну-гси

гры-гре-гды-гня-гсы

гро-гря-гдя-гне-гсу

гру-сги-гди-гна-гсе


4) Игра «Волшебные снежинки» (работа в парах). Прочитайте слоги, составьте из них как можно больше слов. Соедините линиями.

- Указывайте место нового звука в слове, когда называете слово.
(Нора, нога, гора, глаза, луга, гроза, грибы)

Физкультминутка для глаз

Руки за спину,
Головки назад,
Глазки пускай
В потолок поглядят.
Соседу по парте
Мы подмигнем
Правым глазком
И левым глазком.
Сильно зажмурьтесь,
Веки сомкните,
Глазки опять
Широко распахните

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа с текстом по карточке.

уси

Гуси – первые домашние птицы. В отличие от кур они не болеют. Гуси дают человеку мясо, пух, перья. Гусыни несут яйца.

В некоторых странах гусей используют в роли сторожей. У них острый слух. При виде незнакомого человека птицы начинают громко кричать.

Гусь, гусак, гусыня, гусёнок.

гусак –
гусыня –

У: - Прочитайте текст.

- Что нового узнали о гусях?

- Можно ли данный рассказ считать познавательным?

2. Работа с однокоренными словами.

У: - Выделите общую часть в словах «гусь, гусак, гусыня, гусёнок».

- Объясните смысл каждого слова.

- Можно ли назвать эти слова родственными?

- Мальчики составляют схему к слову «гусак»; девочки – «гусыня».

3. Работа с таблицей.

- Назовите слова, в которых есть звук [Г’].

- Как нужно относиться к животным?

VI. Итог урока

У: Составляем кластер

- С какой буквой познакомились? (Г)

- Какие звуки она обозначает? ([г], [г’])

- Дайте их характеристику. ([г] – согл., звонк., тверд.; [г’] – согл., звонк., мягк.)

- Найдите слова и слоги, в которых встречается данный


Примечание: кластер составляется по ходу ответов на вопросы учителя. Для характеристики [г’] используются зелёные таблички, для [г] – синие.

VII. Рефлексия

У: - Раскрасьте букву в заголовке текста:

  • зелёным – урок понравился, всё понятно
  • синим – допускались ошибки, буду внимательнее
  • красным – было трудно

- Рекомендую прочитать книги о птицах, которые представлены на классной выставке.