Общие подходы к организации методической работы городского методического объединения учителей химии

Разделы: Химия, Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: труд, учитель химии


Гибкий ум, терпение и труд...
Химики творили чудеса.
Будем славить их нетленный труд,
Будем помнить эти голоса.

Сейчас много говорят о модернизации образования, в котором ключевая роль отводится учителю. Бесспорно, если учитель не поддержит реформы, то они не состоятся. Но каким же должен быть учитель, обеспечивающий ту самую модернизацию образования? Наряду с готовностью к самообразованию и саморазвитию, существенная роль в его профессиональном развитии отводится методической работе. Необходимо обсуждать цели и задачи, структуру методической работы, варьировать и корректировать ее темы, сверять позиции и подходы. Выбор форм организации методической работы в конечном счете осуществляет коллектив городского методического объединения (в дальнейшем – ГМО) учителей химии.

36 лет бессменным председателем ГМО учителей химии являлась Ибраева Л.И., заслуженный учитель РМЭ, заслуженный учитель РФ. В 2016 году во всероссийском научно-методическом журнале «Химия. Все для учителя» (№4, с. 39 – 40, авторы – Малькова Н.В., Михеева О.В.) вышла статья «Учителями славится край Марийский», посвященная 75-летию Ибраевой Л.И.

Проработав десять лет председателем ГМО учителей химии, методическую работу нашего методического объединения рассматриваю как:

  • внутреннюю форму повышения профессиональной компетентности учителя без отрыва от практической деятельности,
  • условие творческой активности,
  • школу мастерства учителя химии.

Мы бережно храним традиции, заложенные Ибраевой Л.И., по предоставлению реальной действенной помощи учителям химии в развитии их мастерства как сплава профессиональных ЗУН и необходимых для современного учителя свойств и качеств личности. Сегодня методическая работа в ГМО - это важная и трудная, но вместе с тем интересная и творческая деятельность. В нашем ГМО она включает работу по развитию культуры, организацию взаимодействия и творчества учителей, диалогическое общения. Главное для нас – поддержать саморазвитие учителя, объединить единомышленников для решения назревших в образовательном процессе проблем, разбудить заинтересованность в тех, кто еще не занял активной позиции, помочь тем, кто нуждается в поддержке. Мы понимаем, что профессиональная компетентность учителя химии в условиях реализации ФГОС определяется не только компетентностью в конкретной предметной области. Так, через разные разделы стандарта красной нитью проходят требования к педагогу к владению современными образовательными технологиями.

Признаем, что существующая до недавнего времени система повышения квалификации не отвечала в полной мере современным требованиям, особенно если принимать во внимание задачи, сформулированные в ФГОС. Да и сами учителя ГМО стали «другими»:

  • активно используют для подготовки к урокам, для получения информации и самообразования Интернет-технологии;
  • при прохождении курсов предъявляют практико-ориентированные требования к содержанию курсов, более жестко соотносят КПД от курсов и затраты времени;
  • стремятся к повышению квалификации не только по преподаваемому предмету, но и по вопросам работы с одаренными детьми или имеющими ограниченные возможности здоровья, к взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, достижению метапредметных результатов.

Все это обуславливает развитие таких форм повышения квалификации, как участие в вебинарах, видеоконференциях, республиканской НПК по теме «Актуальные проблемы экологии, биологии и химии» (выступали с докладами Березина Е.Н., Лапыгина Е.Н., Малькова Н.В., март, 2013 г.), V международной НПК по теме «Принципы и способы сохранения биоразнообразия» (выступала с докладом Малькова Н.В., декабрь, 2013 г.), VI всероссийской НПК с международным участием по теме «Принципы и способы сохранения биоразнообразия» (выступали с докладами Лапыгина Е.А., Малькова Н.В., март, 2015 г.), повышение квалификации в рамках ШЦВ, участие в работе Всероссийского съезда учителей химии в МГУ им. М.В. Ломоносова (Логинова М.В., Безденежных О.Г., Березина Е.Н., Малькова Н.В., февраль, 2012 г.), Всероссийского съезда учителей и преподавателей химии (Логинова М.В., Безденежных О.Г., февраль, 2019 г.), Дня учителя химии в рамках Всероссийского педагогического марафона учебных предметов, который традиционно проводят ИД «Первое сентября» совместно с Московским педагогическим государственным университетом и проч. С этого учебного года введен новый курс в систему повышения квалификации по теме «Разработка рабочей программы учителя-предметника в соответствии с требованиями «Профессионального стандарта педагога» на базе ГБУ ДПО РМЭ «Марийский институт образования», где трудились 9 учителей химии ГМО в течение трех дней. Всего обучились на данных курсах 31 учитель биологии и химии РМЭ.

Работа нашего ГМО сориентирована на тему: «Совершенствование профессионального мастерства учителя как основа формирования ключевых компетенций учащихся». Цель ее - развитие творческой активности педагога с помощью рефлексивно-инновационных технологий. Миссия методической работы ГМО учителей химии в условиях перехода на ФГОС – это:

  • создание условий смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования в школе к «деятельностной», для успешной работы коллектива ГМО в режиме развития;
  • создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности.

Методическая работа ГМО в условиях введения ФГОС выстраивается в соответствии со следующими принципами:

    • принцип «зоны ближайшего развития». В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» выступает та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности.

ГМО учителей химии вместе с Управлением образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» организовали городской практический семинар по теме «Обучая, удивляй» (14.10.2014г.), в содружестве с ГБУ ДПО РМЭ «Марийский институт образования» провели республиканский практико-ориентированный семинар для учителей химии по теме «Актуальные проблемы развития школьного химического образования» (19.11.2015 г.), организовали секции для педагогов по темам «Патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время» в рамках республиканской НПК «Наука ковала Победу» (16.04.2015 г.), «Экологическое образование и воспитание на уроках и (или) во внеурочное время» (11.04.2018 г.) и «Интеграция знаний на уроке в условиях современной школы» (8.02.2019 г.) в рамках III и IVреспубликанского Малого фестиваля наук «Интеллектуал».

    • Принцип стимулирования творческого роста учителя требует создания условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов можно выделить следующие: мотив успеха, преодоления профессиональных затруднений, профессионального признания и др.

Творческая группа учителей химии – Березина Е.Н., Губина Г.В., Малькова Н.В., Ефимова Г.В., Лапыгина Е.А. - обобщили опыт работы в форме публикаций в сборнике статей Всероссийской научной конференции «Современные проблемы медицины и естественных наук» (апрель, 2017 г.), а также во всероссийском научно-методическом журнале «Химия. Все для учителя» (№3, 2014 г.) - Лапыгина Е.А., Петухова Н.В., Колосова Л.Г., Малькова Н.В., Басевич Н.Е., Лысова Т.В., Анисимова Т.А., Зверева О.В.

    • Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы предполагает, что каждый учитель может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп.

Ефимова Г.В. – Лапыгина Е.А.- проведение этапа «Д.И. Менделеев и художники» на IV городском «Ломоносовском турнире» по химии, а также публикации конспекта урока по теме: «Растворы. Вычисление массовой доли растворенного вещества» на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок»), проведение этапа «Химия и поэзия» на V городском «Ломоносовском турнире» по химии, проведение мастер-класса по теме «В раствор погружена пластинка: практикум» в рамках городского IV Слета научных обществ обучающихся общеобразовательных учреждений «Мы вместе…» , проведение мастер-класса по теме «В раствор погружена пластинка: решение задачи» в рамках республиканского малого фестиваля наук «Интеллектуал», выступление с докладом «Его величество мастер-класс. Из опыта проведения» на городском семинаре учителей химии «Обучая, удивляй», а также публикация статьи по теме «Из опыта проведения мастер-классов» в //Химия. Все для учителя и мн.др.; Ефимова Г.В. – Логинова М.В. -выступление с докладом перед учащимися 8 класса по теме «Д.И. Менделеев по страницам периодической печати» в рамках IVгородского «Ломоносовского турнира» по химии, мастер – класс по теме «Электролиз своими руками» в рамках Республиканского Дня науки, посвящённого XXII зимним Олимпийским играм в Сочи – 2014); Малькова Н.В. – Игнатьева Э.Е. - проведение мастер-класса по теме «Удивительный мир индикаторов» в рамках республиканского Малого фестиваля наук «Интеллектуал»); организация и проведение мастер-классов в рамках Республиканского конкурса «День Моля»; Анисимова Т.А. - Зверева О.В. – организация секции «Химия» в рамках республиканской олимпиады им. А.М. Красникова; Вострецова Г.Б. - Светлова Л.П. в рамках республиканской НПК «Александровские чтения». При поддержке Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» 12 апреля 2011 г. ГМО учителей химии провзаимодействовало с ГМО учителей физики и биологии в рамках городского конкурса электронных презентаций среди обучающихся «В содружестве наук», где работали три секции – «Физика космоса», «Космическая химия», «Жизнь на орбите или человек и космос». Через восемь лет, 1 марта 2019 г., мы снова вместе – на I городском конкурсе научного творчества «Вместе с наукой». ГМО учителей химии надеется на дальнейшее сотрудничество с ГМО учителей биологии, физики и географии.

    • Принцип непрерывности и преемственности предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, а также учет уровня их реальной профессиональной готовности к внедрению ФГОС. Здесь мы сохраняем традиции ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедряем новые, учитываем опыт, уровень подготовленности учителя.

Уже стали традиционными республиканские семинары для учителей химии, а именно: «Актуальные проблемы развития школьного химического образования» (19.11.2015 г.), «Мастер – класс как рефлексия профессионального мастерства учителя химии» (15.12. 2016 г.), «Особенности школьного химического эксперимента в системе развивающего обучения» (6.12.2017 г.), «Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения химии и биологии» (4.12.2018 г.); городская НПК обучающихся «Менделеевские чтения», с 2010 г. проводим городской «Ломоносовский турнир» по химии, с 2015 г. проводим мастер-классы в рамках республиканского Малого фестиваля наук «Интеллектуал», с 2016 г. организован республиканский конкурс «День Моля» (по решению расчетных задач по химии). В 2018 г. данное мероприятие внесено в план работы Министерства образования и науки РМЭ и будет проводиться 29 октября, в день рождения д.х.н., профессора Ившина В. П.
Исходя из вышесказанного, одним из важных направлений развития содержания методической работы ГМО учителей химии в новом учебном году является:

  • вводить в практику диагностический инструментарий, например:
  • методика проведения диагностики индивидуального стиля деятельности,
  • диагностика уровня владения технологией проектирования гуманитарного пространства культурного самоопределения личности,
  • методики диагностики познавательных процессов – диагностика мышления, методика «Обобщение», методика исследования критичности мышления.
  • Реализовать творческий проект «От чего зависит успех на уроке».

Новый стандарт задает высокую планку к требованиям качества школьного образования. Он ориентирован на такие результаты учащихся, как личностные, метапредметные и предметные. Этих результатов невозможно достичь без изменений как на уровне целей, содержания, методов, так и самой информационно-образовательной среды в целом. Надо понимать, что важно взаимодействие науки и практики. Предлагаю пять стратегий для учителей нашего ГМО (для неравнодушных, умных и думающих педагогов):

    • начинайте учиться, если хотите изменить традиционный процесс обучения.
    • Оглянитесь вокруг, найдите единомышленников.
    • Развивайте методическую культуру учителя.
    • Ищите, внедряйте и разрабатывайте новые образовательные практики и новые методики!
    • Развивайте культуру применения новых инструментов и средств.

Тем не менее, необходимо решить проблему развития творческой активности педагога с помощью рефлексивно-инновационных технологий: организационно-деятельностных игр, разработки авторских программ, участия в различных формах повышения квалификации, которые личностно-ориентированы на активные технологии обучения, педагогические мастерские, тренинги. На технологическом уровне это можно обеспечить с помощью создания ситуаций сотрудничества между коллегами, вовлечения педагогов в исследовательскую работу на экспериментальной и инновационной площадках школы, апробацию своей авторской программы, оценку ее целесообразности и эффективности. А также в результате обмена идеями, ценностями, подходами, традициями – всем тем, что мы называем культурой профессиональной жизнедеятельности, а значит, влияния, которое может привести к профессиональному росту учителя химии.

Литература

  1. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141 с.
  2. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. – М.: Центр педагогического образования, 2010. – 448.
  3. Организация методической работы в условиях введения стандарта второго поколения/ Под общ.ред. Р.Г. Чураковой. – 3 изд., испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2013. – 112 с.