Профориентационный проект урока обществознание в 9 классе «Право и моя будущая профессия».

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 9

Ключевые слова: профессиональный выбор


Пояснительная записка

Изучая тему «Право» в курсе обществознания (УМК под ред. Л.Н. Боголюбова) учащиеся знакомятся с основными положениями Конституции РФ, отраслями права, правами потребителя, правовыми аспектами имущественных отношении; трудовым правом, правами несовершеннолетних. Всё это позволяет учащимся приобщиться к правовой культуре.

Содержание предмета позволяет также раскрыть роль изучения права с позиций профориентации, ведь право является основой многих профессий (судья, нотариус, юрисконсульт и т.д.). Это можно сделать через проведение специальных занятий профориентационной направленности, один из вариантов которых представлен в данной разработке. Для проведения урока можно использовать резервное время или урок повторения по теме «Право».

Профориентационные цели мероприятия: познакомить учащихся с существованием профессий, связанных с предметом «право»; показать актуальность данного предмета при выборе своей будущей профессии.

Технологическая карта урока

Планируемые результаты: Личностные: уважение к труду, представителям различных профессий, уважительное отношение к закону, чувство ответственности за свои действия.

Метапредметные УУД: развитие речи, умений сравнивать, обобщать факты, интерес к самопознанию, готовности и способности к саморазвитию; смысловое чтение учебных и познавательных текстов.

Предметные: знание профессий «Юрист».

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.

Оборудование и материалы: раздаточный материал «Профессиограммы», презентация.

Список использованных источников:

  1. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ под ред. Л.Н. Боголюбова и др.- М.: Просвещение, 2016.
  2. Профессиограммы //https://docviewer.yandex.ru/print.xml?uid=131631107&sk=0b5b446e4fe860aef6e3c5167c5dcb80&id=13wu85ort1muyagk5qx774ncnau1fcvcl2e5i38ccrd73teq6xr2t0i9psfpddxi6w3v02ycg3sqvz9m52nq8n98tmpavt63w8zbasg1

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Орг. момент

 Приветствие учащихся. Поверка готовности к уроку.

Приветствие учителя.

2. Постановка целей урока

 - Ребята, скажите, кто уже определился с выбором своей будущей профессии. Спасибо. Таких немного.

- А вы написали заявления о сдаче экзаменов ГИА по выбору?

Экзамены выбрали, а с профессиями не определились.

 -Каким предметам вы отдали предпочтение?

Обществознание выбрали многие ученики.

-А вы можете назвать профессии и специальности, где могут пригодиться знания по данному предмету?
(юрист, менеджер, экономист, социолог, психолог, учитель и др.)

-А какие профессии связаны с темой «Человек и его права»? (судья, адвокат, прокурор и др.)

-Кто из вас хочет связать свое будущее с юридическими специальностями?

-Исходя из сформулированных мной вопросов, догадайтесь, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Формулируется и записывается на доске тема урока, его задачи.

-Что бы вы хотели узнать о профессиях, связанных с правом?

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают предположения.
Записывают в тетрадь тему урока.

3. Актуализация знаний. Планирование деятельности и целеполагание

Работа с первой и второй графой таблицы «Знаю-Хочу узнать - Узнал»

Обсуждение результатов. Заполнение таблицы на доске по итогам фронтальной беседы. Постановка задач урока.

Выполняют задание в тетради.

 

4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

Сейчас я предлагаю вам познакомиться с презентацией «Юридические специальности».

СЛАЙД 2. Юрист – это общее название для многих профессий. Это такие профессии как адвокат, прокурор, следователь, пристав и т.д.

Профессия юриста является одной из самых древних в истории цивилизации. Она появилась вместе с правом. Ее роль возрастала по мере развития законодательства, повышения регулирующего значения права в жизни общества. Знание права и умение его применять стало важным условием для осуществления многих функций государства.

СЛАЙД 3 Профессии юриста принадлежит важная социальная роль. Юристы защищают интересы личности, ее права, свободы, собственность, интересы общества, государства от преступных и иных противоправных посягательств. Они призваны вести борьбу за справедливость, гуманность, законность, правопорядок. Социальная роль юриста особенно возрастает в правовом государстве, где соблюдению и исполнению юридических норм придается важнейшее значение.

СЛАЙД 4 Юридическая работа - это весьма многогранная деятельность. Она осуществляется во всех сферах социальной жизни. Юристы работают в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуре и адвокатуре. Юристы работают в юридических отделах, бюро и т.п. предприятий и социально-культурных учреждений, в общественных объединениях, в органах, осуществляющих международные связи, в образовательных и научно-исследовательских учреждениях. Специалисты юридического профиля используются в контрольных и инспекционных органах (торговли, финансов и др.), в комиссиях по защите прав несовершеннолетних и других комиссиях, состоящих при органах исполнительной власти и местного самоуправления, в аппарате отделов и управлений исполнительных органов. Юристы возглавляют комитеты по законодательству и другие комитеты законодательных органов.

СЛАЙД 5. В зависимости от содержания юридической работы, сферы ее применения, форм и методов ведения она делится на следующие виды: правосудие, прокурорский надзор, оказание юридической помощи гражданам и организациям (адвокатская деятельность), совершения нотариальных действий, правовая работа в государственных органах, на предприятиях в учреждениях и организациях. Существование различных видов юридической работы обусловливает специализацию юристов, без которой квалифицированное и успешное выполнение того или иного вида работы маловероятно. Соответственно рассмотрим юридические специальности: прокурор, судья, следователь, адвокат, нотариус, юрисконсульт.

СЛАЙДЫ 6 Судья.

СЛАЙДЫ 7 Прокурор.

СЛАЙДЫ 8 Адвокат.

СЛАЙДЫ 9 Нотариус.

СЛАЙД 10 Следователь

СЛАЙД 11 Юристконсульт

СЛАЙД 12 Судебный пристав

СЛАЙД 13 Средняя зарплата юристов.

СЛАЙД 14 Востребованность юристов на рынке труда.

СЛАЙД 15 Региональная специфика.

Просмотр презентации

5. Физкультминутка

 Зрительная гимнастика

Выполняют упражнение.

6. Выражение решения, применение нового знания

 Работа с третьей графой таблицы «Знаю-Хочу узнать - Узнал». Обсуждение результатов.

Заполнение таблицы на доске по итогам фронтальной беседы.

Деление на пары. Ученики знакомятся с профессиограммами (раздаточный материал представлен в приложении) и готовят устные выступления по плану:

  1. Каково содержание работы?
  2. Знание каких отраслей права необходимо в первую очередь?
  3. Привлекает ли вас эта профессия?

Выступления групп.

Наше знакомство с юридическими специальностями было далеко не полным. Предлагаю вам продолжить его в ходе самостоятельной работы.

Задание на дом (по выбору):

  1. подготовить творческую работу о профессии, связанной с правом (презентация, эссе-размышление, рисунок).
  2. Взять интервью у специалиста юридической специальности, подготовить видеоотчет.

Работают с таблицей.

Зачитывают ответы.

7. Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока.

Работа с третьей графой таблицы «Знаю-Хочу узнать - Узнал».

Обсуждение результатов. Заполнение таблицы на доске по итогам фронтальной беседы.

- Чем была полезна сегодняшняя работа на уроке?

- Какие формы работы на уроке понравились? Не понравились?

Учитель высказывает свое мнение об уроке, активности учеников.

Работают с таблицей.

Зачитывают ответы.


Приложение. Профессиограммы

АДВОКАТ

Слово “адвокат” в переводе с латинского языка означает “призываемый на помощь”. Адвокаты - лица, избравшие своей профессией оказание юридической помощи нуждающимся в ней людям, предприятиям, учреждениям.

1. Содержание работы.

Адвокаты - знатоки права. Они дают консультации и советы по правовым вопросам, разъяснения и справки по законодательству: составляют жалобы, заявления и другие документы правового характера. Адвокаты выступают в качестве защитников подсудимых или представителей интересов потерпевшего, истца, ответчика. В ряде случаев они принимают участие непосредственно в судебном процессе (по всем делам о преступлениях несовершеннолетних). Адвокат может участвовать в качестве защитника с момента предъявления обвинения лицам, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту. В нашей стране каждый адвокат состоит членом коллегии адвокатов, через которую он и принимает все поручения по ведению дел и оказанию юридической помощи. Так, с учреждениями, организациями и т.д. коллегии адвокатов могут заключать договоры на ведение дел в судах, арбитражах.
Адвокат обязан использовать все предусмотренные законодательством средства и способы защиты в целях выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность. Он не имеет права разглашать сведения, сообщенные ему обратившимся за помощью.

2. Знания, умения.

Должен знать: историю и современное состояние гражданского и уголовного права, психологию, логику, структуру и функции таких государственных органов, как суд и арбитраж, быть досконально знакомым с Конституцией РФ.

3. Профессионально важные качества.

Особенности работы адвокатов требуют от них таких качеств, как честность, высокое чувство ответственности, гражданственности, умения хранить профессиональные тайны. Очень важно для адвоката умение логично мыслить и четко, грамотно, языком понятным для окружающих, излагать свои мысли в устной и письменной форме. В своей деятельности адвокат постоянно опирается на организованную структуру знаний, поэтому ему необходима хорошая долговременная структурированная память, а также память эмоциональная, так как апеллируя к суду, он в эмоциональной форме воспроизводит эпизоды из жизни обвиняемых, характеризует их переживания. Помогают адвокату в работе и способность к концентрации внимания, выдержка, эмоциональная устойчивость.
Профессию адвоката можно получить в юридических институтах и на юридических факультетах университетов.

АРБИТР

В настоящее время в нашей стране насчитывается более миллиона хозяйственных организаций и предприятий. И каждое из них не производит изделие от начала до конца самостоятельно, а зависит от других предприятий. Поэтому между предприятиями образуется сложная цепочка взаимоотношений, которые оформляются хозяйственными договорами поставок продукции. Однако в силу тех или иных причин зачастую бывает так, что предприятия выполняют не все пункты договора или не выполняют их вообще. В таких случаях страдают другие предприятия, зависящие от них.

1. Содержание работы.

Органом, на который возложено разрешение хозяйственных споров, возникающих при заключении, изменений, расторжении и исполнении хозяйственных договоров, является государственный арбитраж. Споры рассматриваются на заседании арбитража с участием государственного арбитра и представителей предприятий. Арбитр не ограничивается разрешением конкретных хозяйственных споров. Он обязан при этом выявлять нарушения законности и дисциплины в хозяйственной деятельности, вносить предложения об их устранении и предупреждении. В случаях выявления грубого нарушения законности в деятельности предприятий и должностных лиц арбитр направляет материалы в прокуратуру.

2. Должен знать:

Конституцию РФ, гражданское и уголовное право, хозяйственное законодательство, структуру умения и функции суда и прокуратуры, быть знакомым с соответствующими отраслями промышленности.
Государственный арбитр несет ответственность за соблюдение законности при рассмотрении споров, поэтому он должен быть принципиальным, настойчивым, честным, ответственным человеком.

3. Профессионально важные качества

Целеустремленность, инициатива, решительность помогают ему принимать очень трудные решения при разрешении споров. Хорошо развитое логическое мышление, большой объем долговременной памяти позволяют ему квалифицированно вести заседания в арбитраже, опираясь на юридические знания. Наконец, умение ладить с людьми, ораторское искусство облегчают ему выход из конфликтных ситуаций в общении с представителями противоборствующих сторон.

4. Медицинские противопоказания:

Выраженные неврозы, психические заболевания, высокая степень тугоухости.
Получить профессию арбитра можно в юридических институтах и на юридических факультетах университетов.

НОТАРИУС

Профессия нотариуса существовала еще в древнем Риме. Так называли писца, который составлял проекты сделок, различных договоров. Нотариальные органы удостоверяют бесспорные права или бесспорные факты, имеющие юридическое значение. Они юридически закрепляют права и законные интересы граждан, государственных учреждений, предприятий и организаций, предупреждая тем самым возможные правонарушения.

1. Содержание работы.

Нотариусы удостоверяют завещания, устанавливают право на наследство, решают вопросы о праве собственности, удостоверяют договоры о купле-продажи, обмене, займе, найме и пр. В деятельности нотариуса неразрывно переплетаются работа с документами и общение с людьми. Он обязан оформлять документы четко и грамотно, строго соблюдая все формальности. Он несет ответственность за все дело производство. Первая заповедь нотариуса - совершать действия только основанные на законах государства. Все работники нотариальной конторы обязаны соблюдать тайну совершаемых по поручению каких-либо граждан или организаций нотариальных действий.

2. Знания, умения.

Он должен знать законодательство, особенно в гражданской, брачно-семейной, земельной и трудовой части. В арсенале технических средств нотариальной конторы - копировальные машины, светоанализаторы, автоматизированные справочные устройства. Современному нотариусу необходимо уметь пользоваться этими средствами.

3. Профессионально важные качества.

Нотариус должен обладать большим объемом долговременной памяти, способностью к анализу (анализ обстоятельств дела). Государственного нотариуса отличают логичность мышления, принципиальность, твердость характера, честность. Он должен уметь войти в положение клиента не нарушая при этом дистанции, не поддаваясь уговорам и эмоциям.
Гуманность, терпеливость, выдержка, корректность, усидчивость при работе с документами, собранность, дисциплинированность, аккуратность - необходимые профессионально-важные качества нотариуса.

Получить профессию нотариуса можно в техникуме, либо в ВУЗе.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

1. Содержание работы.

Главная задача следователя - раскрыть преступление, найти и изобличить преступника. Главное средство для этого -собирание и закрепление доказательств. Собираемые доказательства должны быть убедительными для суда, объективными и должны давать возможность в случае необходимости их перепроверить. Преступник, как бы он ни старался, всегда оставляет следы. Важное значение для выявления этих следов имеет осмотр следователем места происшествия. Часто бывает так, что уже в процессе осмотра обнаруживаются решающие улики. На вооружении следователей имеется новейшая криминалистическая техника; для выездов на места происшествий используются передвижные криминалистические лаборатории. Следователи снабжены магнитофонами, видеомагнитофонами, кино- и фотоаппаратурой. Найденные улики следователь отправляет на экспертизу, в зависимости от результата которой улика становится или не становится доказательством. Далее следователь обязан снять показания с обвиняемых, потерпевших, свидетелей. Для этого он должен провести допрос, наладить психологический контакт с человеком, получить от него максимум нужной информации и правильно ее оценить. Закончив расследование по делу и раскрыв преступление, следователь представляет его прокурору с обвинительным заключением. Если прокурор утверждает обвинительное заключение, он направляет дело в суд.

2. Знания, умения.

Должен знать: Конституцию РФ, гражданское и уголовное право, методы криминалистики, психологию, основы физики, химии, биологии и медицины.

3. Профессионально важные качества.

Следователь должен быть человеком честным, порядочным, высоконравственным. Постоянный поиск и сличение доказательств требуют напряженной работы ума, большого объема внимания; необходимость выбора из поступающих сведений нужной информации невозможна без избирательности внимания, а постоянная смена различных версий - без его переключаемости. Важное качество следователя - долговременная структурированная память, позволяющая ему помнить факты, улики, доказательства, процедуры ведения дел, которые происходили со многими годами раньше. Необходимость постоянно сравнивать, анализировать требует хорошо развитого логического мышления. Раскрытие преступлений требует личной инициативы, упорства, настойчивости и ответственности за свои поступки.

4. Медицинские противопоказания.

Нервно-психические заболевания, выраженные формы гипертонии.

Получить профессию следователя можно на юридических факультетах университетов, в юридических институтах, а также в учебных заведениях и академии МВД РФ.

СУДЬЯ

Основной принцип правосудия в нашей стране - единый и объективный суд, независимый от расовой и национальной принадлежности подсудимого, его социального и служебного положения. Результат деятельности суда - вынесение приговора по делу на основании глубокого и всестороннего исследования доказательств в соответствии с действующим законодательством.

1. Содержание работы.

Профессия судьи является одной из наиболее сложных юридических профессий. Судебные дела, рассматриваемые народным судьей, чрезвычайно разнообразны и по его объему, и по своему характеру (уголовные, гражданские дела, дела об административных нарушениях и т.д.). В ходе судебного следствия проводится подробнейший анализ и проверка объективности всей информации, собранной по данному делу. Судья наделен властными полномочиями, т.е. может применять власть от имени закона. Вся добытая в ходе процесса информация представляется в специальной форме: протокол, приговор, определение и пр.

2. Знания, умения.

Должен знать: гражданское и уголовное право, психологию, логику, Конституцию РФ, структуру и функции суда, прокуратуры, арбитража.

3. Профессионально важные качества.

Особенности работы судьи требуют от него таких профессионально важных качеств, как объективность, принципиальность, выдержанность, умение слушать, эмоциональная устойчивость, умение управлять чужой эмоциональной сферой. Судья также должен обладать избирательностью и переключаемостью внимания, большим объемом долговременной памяти, а также эмоциональной памятью, позволяющей воспроизводить пережитое преступником, жертвой. Необходимость анализировать в ходе судебного процесса, а где-то и догадываться интуитивно требует от людей этой профессии развитого логического и интуитивного мышления.

4. Медицинские противопоказания.

Выраженные неврозы и сердечно-сосудистые заболевания, психические заболевания.

Профессию судьи можно получить в юридических институтах и на юридических факультетах университетов.

ЮРИСТ

Слово “Юрист” в переводе с латинского означает правовед, законник, законовед. Человек, получивший данную квалификацию, может работать адвокатом, юрисконсультом, следователем, прокурором, нотариусом, государственным арбитром и т.д.

При этом он должен знать:

Конституцию РФ.

Действующее законодательство: гражданское право; трудовое; уголовное; финансовое; административное и т.д.

Психологию.

Этику.

Логику.

Основы экономики, организации труда, производства и управления.

Правила ведения служебной документации.

1. Содержанием труда является:

Толкование и применение законов; обеспечение законности государственных органов, предприятии, учреждений, должностных лиц и граждан; вскрытие и установление фактов правонарушений; определение меры ответственности и наказания виновных; оказание населению юридической помощи.

2. Профессионально- важные качества:

Высоким чувством ответственности, гражданственности; организованностью; честностью; инициативностью; настойчивостью; развитой оперативной памятью (слуховой, зрительной); концентрацией, распределением и переключением внимания; долговременной памятью; общей интеллектуальной способностью; эмоциональной устойчивостью; способностью к анализу; логическим и концептуальным мышлением.

3. Медицинские противопоказания

Нервно-психические заболевания. Выраженные формы гипертонии. Высокая степень тугоухости.

Возможна частная практика.

ЮРИСКОНСУЛЬТ

1. Общая характеристика профессии

Работает на предприятиях и в организациях различной ведомственной принадлежности, в производственной и непроизводственной сфере, а также в юридических консультациях.

На предприятиях и в организациях, главным образом, осуществляет претензионно- исковую деятельность. Участвует в урегулировании претензий в досудебном порядке, составлении обоснованных ответов на претензии и отзывов на исковые заявления. Готовит исковые документы для передачи арбитражный суд.

Участвует в рассмотрении дел в суде в качестве представителя истца или ответчика.

На основании вынесенного судом определения и изданного приказа о взыскании с ответчика убытков составляет служебную записку с перечнем мероприятий по реализации решения суда.

Анализирует и обобщает результаты рассмотрения дел в суде.

Ведет учет и хранение находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел.

Успешность деятельности юрисконсульта оценивается по соотношению выигранных и проигранных дел, а также по соотношению сумм, полученных предприятием и удержанных с него по результатам судебных разбирательств.

Дает справки и консультации структурным подразделениям предприятия, общественным организациям и работникам по текущему законодательству, оказывает им помощь в подготовке документов по имущественно-правовым и трудовым вопросам.

Осуществляет справочно-информационную работу по законодательству и нормативным актам, делает записи об их отмене, изменениях, дополнениях. Проверяет и визирует выпускаемые руководством предприятия нормативные материалы на предмет их соответствия государственных и ведомственным нормативным актам.

Участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины, обеспечению охраны собственности предприятия, борьбе с хищениями и растратами. Рассматривает и оформляет материалы о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности.

В юридических консультациях оказывает консультационную помощь физическим лицам по вопросам гражданского, административного, трудового, уголовного законодательства. Помогает в составлении правовых документов.

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности необходимы хорошая оперативная память, развитое вербально-логическое мышление, эмоционально-волевая устойчивость, общительность, находчивость, ответственность, организованность.

3. Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям с тяжелыми заболеваниями сердечно-сосудистой системы, нервно-психическими расстройствами.

4. Требования к профессиональной подготовке

Необходимо знание гражданского, финансового, трудового, административного, уголовного права, основ управления экономикой, производственно-хозяйственной деятельности предприятия, осведомленность в вопросах социологии, психологии и этики, навыки ведения справочно-информационной и архивной работы с помощью компьютера.

5. Пути получения профессии

Профессию можно освоить на юридическом факультете университета.

6. Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности

Возможно создание частной юридической консультации. Практикуется индивидуальная трудовая деятельность по юридическому обслуживанию частных лиц.

7. Родственные профессии (специальности)

Адвокат, народный судья, прокурор, следователь.