Цель: возможность освоить основные концептуальные положения МИП через участие в блиц-проектировании.
Задачи:
- передать опыт по проектированию МИП путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности в логике системно-деятельностного подхода;
- включить участников мастер-класса в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии;
- обеспечить формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
- провести рефлексию собственного педагогического мастерства участниками мастер-класса.
Ожидаемый результат мастер-класса:
- практическое освоение умения моделировать деятельность в режиме представленной технологии с целью применения транслируемого опыта в собственной деятельности.
Структура мастер- класса:
- Выделение проблемы.
- Актуализация знаний в данном проблемном поле.
- Постановка целей и задач мастер-класса.
- Краткое изложение концептуальных основ технологии МИП и описание собственной системы работы в режиме презентуемой технологии.
- Самостоятельное проектирование МИП.
- Представление и описание авторской модели «погружения».
- Рефлексия.
Тип мастер-класса: погружение в проблему.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Ход мастер- класса
№ |
Этапы работы |
Содержание этапа |
1 |
Организационный момент. Цель: создать эмоциональный фон для работы |
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на Вашу помощь и сотрудничество - Каким бы Вы хотели видеть наш мастер-класс? - Спасибо. Пусть сегодня случится для нас необычное педагогическое «Со-бытие» |
2 |
Включение в работу. Цель: самоопределение к деятельности |
-Чтобы включиться в работу, предлагаю Вам назвать ассоциации, которые могут вызвать у Вас следующие изображения (слайд): (забота, доброта, не передавать знания в готовом виде). - Спасибо. Вот и мне хотелось бы сегодня передать опыт не в готовом виде, а создать в ходе мастер-класса атмосферу сотворчества. Тема моего мастер-класса «МИП как средство формирования метапредметных результатов». Для более эмоционального выражения его сути подобрала имя: «От яица до яблок» (Ab ovo usque admala) Буквально это выражение означает: «начинать с яйца и заканчивать яблоками». Другими словами: «подробно исследовать дело». Это и будет целью нашего мастер-класса. Предлагаю работать по следующему плану: (слайд) |
3 |
Введение в тему. Актуализация проблемного поля исследования. Цель: создать условия для уточнения вопросов |
-Как бы вы прокомментировали следующий слайд? (у детей отсутствует понимание целостности окружающего мира, дети не схватывают общих для многих наук понятий, «лоскутное» восприятие предмета). |
4 |
Основная часть |
-На самом деле парадокс в том, что науки, двигаясь по разным направлениям, все более стали сходиться. - Насколько мы к этому готовы? Один из ответов на этот вызов современности, на мой взгляд, заключен в технологии МИП, - Перед Вами ключевые понятия этой технологии.(слайд). - Традиционное школьное образование конечно же, обращало внимание на интегрированные связи наук, но зачастую это было в виде неких воспоминаний. На физике вспоминали математику, на русском- литературу. Вспоминали, принимали к сведению и как-то забывали. - И поскольку сегодня мы говорим о формировании не только предметных, но и метапредметных результатов, «то все сильнее ощущаем , что на уроках становится тесно». В рамках 45 минут невозможно полноценно развернуть учебное исследование, дать ученику возможность погрузиться в собственную систему научных знаний. -Затевая историю с погружениями, мы с детьми не изобретали ничего нового. Мы применили старую идею в новой ситуации. Так как создание условий для становления, развития и воспитания интегративного мышления учителя и обучаемых на всех уровнях образовательного пространства – задача № 1. И эта задача состоит не в собирательности знания, а в системно-целостном анализе любого явления и деятельности человека. Перед Вами проблемы, которые можно решить с помощью МИП (слайд). - Форматы МИП.(слайд) - По времени могут быть следующие форматы(слайд)- В качестве тем могут быть «понятия», «биографии выдающихся людей». - Какие опасения я испытывала при проектировании нашего первого погружения. - Важно, чтобы интеграция не проходила ради самой интеграции. Урок, где строки А.С. Пушкина «Пчела за данью полевой летит из кельи восковой» используются при объяснении темы про опыление растений. Вряд ли от такой интеграции выигрывают и Пушкин, и опыление. Важно, чтобы МИП представлял не набор мероприятий, а обладал композиционным единством. - Большую помощь и поддержку в этом вопросе оказана по линии школьной лиги «РОСНАНО». Участие в рамках «Учительской академии» в работе стажировочного семинара по межпредметной интеграции под руководством экспертов школьной лиги РОСНАНО Пузыревского Ю.А. и А.Н. Юшкова |
5. |
Описание собственной системы работы в режиме презентуемой технологии Цель: передать опыт по проектированию МИП |
Есть разные подходы к классификации погружений. Вот одна из возможных. Начиная осваивать данную технологию, удобнее использовать модель погружения в образ, так как она самая компактная по времени и по материалу. Мы спроектировали несколько погружений: «Пасхальная радость», «Все будет яблочно», «Календарь. Хранитель времени». -Совершая с детьми образовательные путешествия в разные пространства, постигаем многозначность образов яблока, яйца, времени через притчи, сказки. Забытые игры, картины художников, научные опыты, древние математические головоломки. Эти погружения учат совершенно другой организации видения простых вещей в пространстве сложных. Задача учителя – сохранить в себе умение переживать целостность бытия для того, чтобы в этих условиях воспитывать, учить детей и учиться у детей. |
6. |
Самостоятельное проектирование МИП Цель: формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности. |
-Уважаемые коллеги! Я предлагаю самостоятельно спроектировать погружение «Все будет яблочно!» в образ «Яблока», Желаю Нам увлекательного погружения! (Самостоятельное проектирование МИП.) Ну а Вам, уважаемая аудитория ,позвольте предложить некоторые моменты наших погружений прожить в миниатюре.(Просмотр ролика) |
7. |
Рефлексия. Цель: провести рефлексию собственного педагогического мастерства участниками мастер-класса. |
- Проведем заключительную часть нашей мастерской. Перед нами «Корзина Рефлексии». Наполним ее плодами. Выразите свое отношение к работе нашей мастерской. - Яблоки – символизируют работу нашего мастер-класса. -Насколько для Вас была полезна эта работа? - Выберите любое яблоко, напишите свои мысли, пожелания. Положите яблоки в корзину, можно озвучить написанное. - Закончить работу нашей мастерской хотелось бы словами Бернарда Шоу. «Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку. А если у Вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи…» |