Сценарий семинара-практикума для родителей младшей группы в рамках родительской гостиной «Игра-путешествие по стране «Сенсорики»

Разделы: Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: младшая группа, взаимодействие с родителями


Пояснительная записка

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В Российской Федерации одна из наиболее актуальных задач - модернизация системы дошкольного образования, которое является первой ступенью российской образовательной системы.

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное, всестороннее развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием, так как значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для его успешного обучения. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Насколько хорошо будет развит ребенок в дошкольном детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

Одним из направлений нашей системы сенсорного воспитания была работа с родителями. При включении данного направления мы исходили из того, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей. Для родителей были организованны консультации, семинары-практикумы, беседы. Были показаны игры, которые способствуют совершенствованию знаний сенсорных эталонов.

Основная часть

Цель:

  • развитие сенсорных эталонов и мелкой моторики, координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности;
  • обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста, обмен опытом семейного воспитания, участие в жизни группы;
  • установление эмоционального контакта, партнерских отношений с родителями.

Задачи:

  • развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических игр и игрушек.
  • развивать тактильную чувствительность рук детей.
  • совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики и сенсорики.
  • реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС.

Подготовка к собранию включала в себя совместную деятельность детей, родителей и воспитателей.

Педагогами группы:

  • Разработана авторская вариативная программа по развитию сенсорных эталонов «Разноцветный мир»;
  • Мультимедийная презентация «Сенсорные эталоны»;
  • Оформлена фотовыставка «Наша первая младшая группа»;
  • Консультация «О сенсорном воспитании детей»;
  • Выставка дидактических игр «Путешествие в страну сенсорики»;
  • Приглашение на семинар-практикум;
  • Открытки для родителей «Цветные божьи коровки» (сделанные детьми с помощью воспитателей);
  • Благодарственные письма семьям воспитанников.

Предполагаемый результат:

  • У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей. Это проявляется в выполнении наших рекомендаций и советов. Они чаще стали задавать вопросы, систематически присутствуют на консультациях и беседах, с большим желанием откликаются на просьбы;
  • Родители имеют возможность почувствовать поддержку со стороны педагога.

Участники: Родители воспитанников, воспитатели группы.

План проведения:

  • Анкетирование «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников первой младшей группы «Карапузики» по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников
  • Блиц-опрос «Немного о сенсорике»
  • Путешествие по станциям «Сенсорики»
  • Рефлексия.

Ход собрания

Педагог:

Здравствуйте уважаемые родители!
Чтоб можно было вместе о главном рассуждать.
Я всех вас пригласила на встречу в детский сад.
Нам очень нужно с вами союзниками стать.
Различные вопросы мы будем обсуждать.
И деткам нашим вместе мы станем помогать.
Прислушиваться буду я к вашим пожеланиям,
Подробно вам расскажу о детском воспитании.
Сегодня мы собрались один вопрос решить,
Что делать, как ребенка правильно развивать?
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну «Сенсорики».
Но для начала я попрошу заполнить анкеты.

Анкета для родителей.

  1. Сколько лет Вашему ребенку?
  2. Знаете ли Вы что такое сенсорика? Да \ Нет
  3. Играете ли Вы со своим ребенком? Да \ Нет
  4. Хотите ли Вы участвовать в совместной деятельности: воспитатель ребенок - родитель по развитию сенсорного восприятия ребенка?
  5. В какой форме Вы хотели бы получить методические рекомендации по сенсорному развитию?
    А) Лекция;
    Б) Консультация;
    В) Демонстрация игр.
  6. Создание — игротеки- это деятельность:
    А) Воспитателя;
    Б) Воспитателя- Ребенка;
    В) Воспитателя- Ребенка- Родителя.
  7. Мы посвящаем Вас в результаты диагностики в начале и в конце года.
    А) Мне все равно;
    Б) Мне очень интересно.

1 Станция «Совсем немного науки». Блиц-опрос

Педагог: «Как вы думаете, что нужно развивать у детей младших групп?»

«Какие признаки предметов учатся выделять дошкольники?» (Цвет, форма, величина, пространственное положение). Сенсорное развитие ребенка - это развития его восприятия и формирования их представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвету, величине, положению в пространстве, а также запахе, вкусе, тактильных ощущениях.

Примерные ответы родителей.

Слайдовая презентация «Сенсорные эталоны».

  1. 7 цветов спектра и их оттенками;
  2. Форма: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
  3. Величина: метрическая система мер;
  4. Развитие мелкой моторики.

Педагог: Почему важно развивать сенсорику?

Какие задачи развития сенсорики должны решаться на протяжении дошкольного возраста? Примерные ответы родителей.

Педагог: Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка. Учить соотносить предметы по цвету, форме, величине.

Упражнять в различии и назывании основных цветов, разной величины и формы.

  • Есть ли дома игры по сенсорике?
  • Кто дома играет с ребенком в игры?

Примерные ответы родителей.

Педагог: В основе моей работы лежит игра. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и легче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.

2 станция «Цветная»

Педагог: Радуга устроена, как пирог слоенный:

Красный слой, оранжевый, желтый и зеленый,
Голубой и синий рядом с фиолетовым…
Семь цветов у радуги – Надо знать про это вам!

Наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разнородных по цвету предметов, научить размещать цвета по наглядному образцу: д/игры: «Нарисуй что-нибудь желтенькое», «Что бывает зеленым?», «Найди и принеси». Ребенок ищет в комнате все предметы определенного цвета - «Разбери по цвету». Ребенок раскладывает пуговицы или другие предметы по цвету или величине - «Сложи пирамидку», «Строим башню», «Жучки на цветке», «Найди свой домик» и др. (Данные игры предложены родителям для обыгрывания).

3 станция «Фигуры геометрические»

Педагог:

Я приглашаю вас на тур,
Заглянем вместе в мир фигур:
Прямоугольник, ромб, квадрат
Представить их я буду рада.
 Круг, треугольник и овал,
Их рядом я нарисовала,
А вас хотела б попросить,
Чуть-чуть внимательнее быть!

Уважаемые родители, выберите из предложенных игр понравившуюся игру и попробуем вместе с вами поиграть.

  1. «Найди фигуру» - искать геометрическую фигуру;
  2. Домино «Цвет и форма»;
  3. Лото «Собери предметы» - собрать предметы определенной формы;
  4. Развивающий планшет для детей «Геометрик».

Цель: учить детей определять цвет, размер, форму геометрических фигур путём зрительного и двигательного обследования, сравнения; формировать представления о свойствах предметов: цвет, размер; форма.

- Д/и «Геометрическое лото»

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

- Д/и «Найди пару», «Найди такую же… »

Цель: учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.

- Д/и «Что изменилось?»

Цель: упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.

- Д/и «Подбери фигуру»

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

- Д/и «Три квадрата»

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»,

- Д/и «Кому какая форма»

Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

- Д/и «Составь предмет»

Цель: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур)

4 станция – «Величинная»

Педагог: Проходит работа над формированием понятий: длина, ширина, высота.

- Д/и «Построй высокий и низкий заборчик».

- Д/и «Закрой двери домика» (по ширине).

- Д/и «Что на верхней полке».

5 станция - «Развитие мелкой моторики.»

Педагог: - Какое значение имеет развитие мелкой моторики для малышей? (Примерные ответы родителей).

В.А.Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания: как внимание, мышление, зрительная и двигательная память, речь, координация, воображение, наблюдательность.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

6 станция – «Наши руки не знают скуки»

Педагог: Польза от пальчиковой гимнастики огромна. Развитие тонких движений пальцев очень хорошо влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Иначе говоря, делая зарядку для пальчиков, ребенок стимулирует клетки головного мозга, т.к. мозг напрямую связан с работой пальцев.  К тому же пальчиковая гимнастика способствует концентрированию внимания, а в дальнейшем облегчит будущим школьникам усвоение навыков письма. Ну, и, следует учитывать, что подобные игры — еще один способ общения между мамой и ребенком.

Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно — от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики).

Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Пальчиковую гимнастику можно использовать как физкультминутку, дающую отдых после или во время интеллектуальных игр и занятий.

Педагог: Вот некоторые упражнения:

Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.

Необходимо загибать по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки должны быть сжаты в кулачки.
Повторяют несколько раз.

Наши пальцы сжались тесно.
Что такое? Инетересно!
Видно им прохладно стало.
Их укроем одеялом.

Необходимо сжимать левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.

Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.

Необходимо упражнение выполнять стоя. Сплести пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.

Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

Необходимо сжимать руки в кулачки и класть их на стол пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (рука как бы подпрыгивает над столом) и класть ладони на стол. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол.

7 станция – «Занимаемся, играя»

Педагог: Прежде чем Вы начнете заниматься со своим малышом, я дам Вам несколько советов: «Памятка для родителей»

Педагог: Давайте вместе, выполним несколько упражнений:

  • рисование пальчиками, ладошкой;
  • скручивание салфетки;
  • обводить по точкам.

Педагог: Ну, а сейчас предлагаю поиграть. Вы выбирайте игры, а я Вам расскажу их предназначение.

8 станция – «Игровая»

Книга «Развивай-ка»

  • развивать сенсорику (цвет, форма, величина), зрительную память, восприятие и внимание;
  • развивать мелкую моторику рук - учить находить нужную фигуру, классифицировать предметы по заданным признакам.

«Пуговичная страна»

  • Подушка с пуговицами;
  • Выложить рисунок по образцу;

«Крупинки – придумки»

Необходимо перебрать крупу (фасоль, горох, кукуруза, гречка);

  • «Прожорливый поросенок» использование крупных бусин или фасоли;
  • Рисуем по манке;

«Дидактическая коробочка» (конструируем из палочек, фасоли, шариков);

Итог родительского собрания

Педагог: Сегодня мы с вами выявили, проговорили, осознали, что возникающие трудности свойственны и другим родителям, и не являются следствием неправильного воспитания. По сути мы все вместе искали рецепт счастья. Ведь найти решение насущных вопросов по развитию ребёнка - это и есть путь к счастливому взаимодействию с ребёнком. Теперь дело осталось за малым: также легко воплощать на практике наши сегодняшние игры.

Мне очень важно услышать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии. Возможно, кто -то захочет свои наблюдения высказать сразу - все мы будем рады выслушат вас, а возможно, кто-то предпочтёт ответить письменно на несколько вопросов. Такие ответы будут очень нужны для улучшения взаимодействия между детским садом и родителями, что в конечном итоге сказывается на детках. Давайте сделаем пребывание наших деток в саду ещё лучше!

- Родители задают вопросы на уточнение.

4. Рефлексия

Родителям было предложено оценить встречу – на столе лежит паровозик и три вагона: красный, желтый и синий и такого же цвета фишки. Родителям нужно было выбрать одну из фишек и положить на вагончик такого же цвета, если полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то положить красную фишку, если частично - желтую, а если не удовлетворены – синюю. Результаты оценки конечно же порадовали, что большинство родителей выбрали красную фишку.

В заключение родительского собрания:

1. Были подведены итоги работы за истекший период (все родители получили благодарности за активную работу в группе).

2. Воспитатель подарила родителям:
- памятка в «Родительскую копилку»;
- подарки, сделанные детьми «Божьи коровки»;
- папки с детскими работами за 2014-2015 гг.

Список источников информации

Нормативно-правовые ресурсы:

  • Конвенция о правах ребенка.
  • Закон РФ «Об образовании».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  • Программа развития НРМ ДОБУ «ЦРР - детский сад «Теремок».
  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ДОО.

Литература

  1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. - М., 2012.
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. енгера. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  4. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
  5. Высокова,Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. / Т.В.Высокова. – Волгоград:
  6. Кочетова,Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В.Груба. – М.: Просвещение, 2007.
  7. Лыкова,И.А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие./ И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
  8. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для препоавателей и родителей. / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

Приложение

Памятка «Советы для родителей»

  1. Маленький ребёнок не может длительное время сохранять одну и ту же позу, выполнять одно и тоже действие. Поэтому не надо сердиться, если Ваш малыш будет отвлекаться, сползать со стула на пол или вдруг задаст вопрос совершенно "из другой оперы".
  2. Если Вы в своих занятиях будете использовать какой-то наглядный материал - карточки, картинки, игрушки, то познакомьте ребёнка со всем этим заранее. Это делается для того, чтобы во время занятия малыш не отвлекался на разглядывание новых для него вещей.
  3. Скорее всего, Вы будете заниматься с малышом по какой-нибудь книге. Не старайтесь "пройти" её побыстрее и обязательно время от времени возвращайтесь к пройденному. Память малышей ещё очень неустойчива.
  4. Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Поэтому используйте побольше игр, считалок и стишков.
  5. Для занятий Вам потребуется счётный материал. В качестве такового можно использовать крупные пуговицы, игрушки из Киндер-сюрприза, детали от Лего-DUPLO. Также понадобятся карточки с картинками. Для этого можно использовать наклейки.

Успехов Вам!!!