Эффективные пути и способы пополнения активного словарного запаса обучающихся на уроках английского языка с учётом требований ФГОС ООО

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Классы: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: игровая форма, лексические игры, словари


Английский методист Эндрю Уокли сказал: “Without grammar you can say little, without vocabulary you can say nothing”. C этим высказыванием нельзя не согласиться. Не отрицая важность изучения грамматики, мы понимаем, что намного больше смысловой нагрузки содержится в словах, а не в грамматических конструкциях.

Обогащение словарного запаса учащихся – важнейшая задача учителя иностранного языка. Можно выделить две цели обогащения словарного запаса:

  • количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов;
  • обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами .

Обе эти цели мы стараемся реализовать на своих уроках.

Основная проблема изучения лексики – сохранение в памяти обучающихся всех введенных и закрепленных слов, вплоть до окончания школы (практически можно говорить о 80% слов, минимально – 60%. Для этого необходимо многократное (свыше 20 раз) употребление каждого из них на протяжении длительного времени через оптимальные интервалы (от 1–3 дней в начале организованного употребления слова до 1–3 месяцев в конце этого периода). Организация 90% таких повторных употреблений пассивной лексики и 30–50% активной лексики лежит на авторе учебника. Однако более половины повторений активной и около 10% повторений пассивной лексики должно быть обеспечено учителем в ходе говорения на уроке. Для этого учителю необходимо включать в проект каждого урока перечень не только новых, но и повторяемых в нем слов (слабо усвоенные, давно не употреблявшиеся, нуждающиеся в подкреплении). Существуют разнообразные способы обогащения словарного запаса учащихся. Представляю вашему вниманию несколько стратегий, позволяющих добиться этого.

1. Лексические игры

Представляют собой ситуативно-вариативные упражнения, в которых создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью и целенаправленностью воздействия. Лексические игры сосредотачивают внимание учащихся на лексическом материале, имеют целью помочь им в приобретении и расширении словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в ситуациях общения. Лексически направленные упражнения в форме игры способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса, помогают созданию благоприятного психологического климата на уроке.

Memory game: Учитель пишет на доске слова или словосочетания, которые надо закрепить. Учитель просит отвернуться или закрыть глаза и стирает одну ЛЕ. Ученики должны догадаться, какой ЛЕ не хватает и правильно записать ее на доске.

Snowball game: начиная игру, учитель называет первое слово. Каждый последующий ученик должен назвать все предыдущие слова в том порядке, в каком они включались в игру, и сказать новое слово. Если кто – то забыл слово или перепутал порядок, он выбывает из игры.

Team game: учащиеся делятся на две команды, учащийся из первой команды называет слово на английском языке, учащиеся из другой команды должны как можно быстрее назвать данное слова по-английски и получить за это балл. Игра проводится 5 минут. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

2. Запрещенные слова

«Запрещенные слова» — это просто слова, которые ученикам нельзя использовать в своих работах. Составьте свой список «запрещенных» слов — это простые слова, которые ваши ученики используют снова и снова, когда могли бы воспользоваться более сложной лексикой (например, like, interesting, boring, good, nice, bad, big, run и т. д.)

Однако найдите минуту, чтобы обговорить «разрешенные» синонимы для каждого из таких слов, обсудить нюансы значений. Отличной идеей было бы сделать плакат с «запрещенным» словом и его альтернативами. Например: Interesting: amusing, enjoyable, entertaining, fascinating, gripping, absorbing, newsworthy, arresting, captivating, exceptional, magnetic, etc. Не забудьте обсудить стилистические особенности синонимов.

3. «Словарная семейка»

Представьте, что у вас есть выбор: ваши ученики могут выучить 1 слово или сразу 5. Что вы предпочтете? Естественно, что мы хотим, чтобы наши ученики научились как можно большему, когда дело касается словарного запаса. Один из способов добиться этого — вводить лексику через родственные слова или «словарными семейками». Вместо одного глагола depend, вашим ученикам будут знакомы dependence, dependent, independence, independent. Заодно и со способами словообразования познакомимся.

4. Графический органайзер

Расчертите лист формата А4 на четыре прямоугольника. На пересечении этих линий напишите слово или фразу, которые нужно запомнить. Каждый прямоугольник подпишите, начиная с левого верхнего по часовой стрелке:

  • Description: Define the term using your own words.
  • Characteristics: Give at least 3 interesting characteristics of the term.
  • Synonym: What is it like?
  • Antonym: What is it not like?

Учащиеся, используя свой словарный запас, заполняют прямоугольники. Дополняют их рисунками или схемами.

Способ запоминания «Графический органайзер» помогает учащимся изучать новые слова. Если своими словами дать определение новым лексическим единицам, привести примеры из знакомых ситуаций и зрительных образов, то любое слово отпечатается в памяти надолго.

Как работать с помощью графического органайзера в классе:

  • Подготовка. Определите список слов для изучения в рамках определенной темы. Работая с группой из 3-4 учащихся, дайте задание каждой группе изучить одно слово.
  • Мини-демонстрация. Объясните классу, что такое графический органайзер и расскажите, как заполнять графы.
  • Групповая работа. Облегчите учащимся работу над новыми словами, обсуждая с каждой группой данное им слово. Используйте наводящие вопросы, чтобы подтолкнуть группу к размышлениям в нужном вам русле.
  • Обсуждение на уроке. Дайте задание одному учащемуся из группы презентовать свое слово. Позвольте членам разных команд пообщаться между собой и познакомиться с другими словами. На это хватит 2-3 минуты, чтобы не прерывать ритм урока.

5. Использование словарей

Изучение новой ЛЕ всегда начинается со словаря. В настоящее время удобнее пользоваться электронными словарями для работы с новыми ЛЕ, т.к. они не только значительно превосходят по объему книжные, но и находят искомое слово или словосочетание за несколько секунд, в электронных словарях, содержится большее количество неологизмов, поскольку язык — отражение реальной жизни людей, их культуры. Вся новая лексика не может быть адекватно отражена в "бумажных" словарях по той простой причине, что они слишком долго разрабатываются. Фактически многие словари, которые сформировались в языковой атмосфере середины века, сильно устарели. В них не указаны современные значения старых слов, а многие новые слова просто отсутствуют. Это стало особенно очевидно в связи с развитием Интернета: большая часть Веб-страниц состоит из английских текстов, написанных живым современным языком, использующим разговорную лексику и сленг. Решить данную задачу может только использование электронных словарей. Для массовых программных продуктов, каковыми являются электронные словари, характерны частая смена версий и наличие постоянной обратной связи с тысячами пользователями.

Электронные словари содержат не только транскрипцию, но и могут произносить слова.

Самые распространенные – ABBY Lingvo, Мультилекс, Мультитран, Cambridge Dictionaries Online. Хочу познакомить со следующим сайтом http://wordsteps.com , позволяет выполнять работу, аналогичную работе со своим словарем (Vocabulary). Нажимаем на кнопку "создать новый словарь", даем ему название, вбиваем слова и переводы в специальные поля, а программа создает упражнения. Есть несколько типов упражнений, например, multiple choice, собрать слово из букв, и статистика успеваемости. Можно пользоваться уже составленными другими людьми тематическими словарями. Есть ограничения на слова в бесплатной версии.

6. «Стена слов»

Эффективность обучения зависит от эффективности обучающей среды, и учебный кабинет, как часть такой среды, играет немаловажную роль. Пригласите своих учеников стать активными участниками процесса расширения словарного запаса с помощью «Стены Слов». Попросите учеников записать новые для них слова, которые они встретят во внешкольной жизни. Слово необходимо записать на небольшой карточке, а на обратной стороне — определение и пример, а карточку — разместить на «Стене Слов». Каждый учащийся может познакомиться со словами. Через какое-то время можно попросить учащихся придумать и провести с одноклассниками игры с этими словами (Кроссворды, Глухой телефон, Поле чудес и др.) Учащимся обычно нравится, что они «приложили руку», и такие слова запоминаются лучше.

7. Флэш-карточки

Карточки должны быть удобны в использовании. Необходимо подобрать нужный размер для карточек, которые будут удобно помещаться в ладонь, которые будет легко перекладывать.

  • Для карточек используется плотная бумага или картон, можно заламинировать карточки для большего срока использования.
  • На лицевой стороне карточки помещается слово на иностранном языке, возможно добавление транскрипции и пример употребления слова в предложении. На оборотной стороне помещается картинка или перевод, обозначающий лексическое значение слова.

Использование флэш-карточек является эффективным методом для:

  • Изучения графической формы слов
  • Запоминания лексического значения
  • Быстрого речевого воспроизведения слова (чтения)
  • Перехода слов из пассивного словарного запаса в активный (использование в говорении)
  • Повышения мотивации к изучению иностранного языка.

В 70-е годы XX-го века немецкий ученый и журналист Себастьян Лейтнер предложил практический метод для выучивания слов (а в нашем случае речь идет об иностранной лексике) с меньшими усилиями, чем традиционный метод – метод простого повторения флэш-карточек, перебирая постоянно одну за другой.

В этом методе так называемые флеш-карточки рассортированы в группы в зависимости от того, как хорошо ученик усвоил информацию на каждой карточке. Например, при изучении иностранного языка ученик пытается вспомнить значение слова, написанного на флеш-карточке. Если он вспоминает его, то карточка перекладывается в следующую группу. Если же нет, то карточка возвращается в первую группу. Каждая следующая группа повторяется через увеличивающийся интервал. Достоинство метода

Итак, согласно системе Лейтнера, вы повторяете чаще именно те слова, которые запомнить труднее, что позволяет вам экономить время на словах, которые запоминаются хорошо. В результате происходит сокращение времени, затрачиваемого на обучение.

Адаптированный метод системы Лейтнера – необходимо взять стопку флэш-карточек. Если слово на верхней карточке известно, то карточка перекладывается в конец стопки. Если слово неизвестно, то оно после просмотра перевода перекладывается в середину стопки (ближе к началу), чтобы оно встречалось раньше и чаще, чем слова уже известные. Таким образом, мы добиваемся более частого повторения необходимой трудной лексики и ее прочного запоминания.

Можно изготавливать флэш-карточки с фразовыми глаголами и идиомами.

На сайте http://www.english-4kids.com/flashcards.html имеется огромный выбор готовых красочных флэш-карточек.

8. Карты памяти

Карта памяти Mind Map выступает альтернативой традиционным способам обработки и передачи информации (конспектам, кратким записям, схемам и т.п.) Эта альтернатива более продуктивна, так как имеет естественную психологическую основу, а главное превращает ученика в активного создателя собственного знания.

Психологической основой метода карты памяти является ассоциативное мышление. Сама карта памяти, с точки зрения ее создателей, есть модель работы нашего мозга.

Достаточно воспроизвести в памяти один объект этой информационной карты, и он цепочкой потянет за собой десятки взаимосвязанных фактов, событий, ощущений. Так возникает многомерное ассоциативное мышление, которое позволяет видеть не просто объект окружающего мира сам по себе, а во взаимосвязи с другими объектами.

Это и есть принцип работы карты памяти.

Существуют определенные правила создания карт памяти, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “How to Mind Map”, а именно:

  1. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Выделению ключевого слова ассоциативной цепи Бьюзен придаёт едва ли не главное значение
  2. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
  3. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
  7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Результат работы – индивидуальный продукт одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создает пространство для проявления креативных способностей.

Можно конечно воспользоваться специальными программами для составления Mind Map, такими как MindJet Mind Manager, ConceptDraw MINDMAP, MindMapper и др, но я рекомендую составлять карты памяти именно руками – это хороший способ отвлечься от компьютера и потренировать свое мышление и фантазию.

Преимущества ментальных карт:

  • удобны в использовании
  • показывают связи между явлениями, логику мышления
  • способствуют лучшему запоминанию информации
  • собирают воедино большое количество данных
  • развивают креативность, мышление

Этот прием хорошо использовать в групповой работе на этапе закрепления пройденного лексического материала по определенной теме.

9. Рифмовки, стихи, песни

Изучение лексических единиц происходит в игровой форме, что способствует комфортному состоянию учащихся на уроке. У детей обычно неустойчивое внимание. Поэтому обязательно в плане урока необходимо предусматривать виды работ, которые снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение. Разучивание рифмовок, стихов отвечает возрастным и психологическим особенностям детей. Они легко заучиваются, обладают такими признаками, как ритмичность, звуковая повторяемость. Разучивание стихов доставляет детям удовольствие. А то, что пережито эмоционально положительно, надолго остаётся в памяти, оставляя след в сознании ребёнка. Благодаря рифме легко активизируются в устной речи лексико-грамматические структуры.

Принципиальным моментом здесь является использование аутентичного речевого образца, и здесь песни и стихи имеют много преимуществ перед прозаическим материалом. Они легко вводятся, легко запоминаются, петь можно хором, что снимает психологический пресс с неуверенных в себе учеников. В подлинном песенном материале часто встречаются целые фразы и отдельные лексические единицы, характерные именно для разговорной речи.

10. Кроссворд

Кроссворды — прекрасный способ для учащихся активизировать словарный запас.

Эту стратегию можно использовать на первом уроке изучения новой темы. Учащиеся вспоминают слова, которыми будут пользоваться на следующих уроках.

Кроссворд — отличный способ повторить ранее изученное перед проверочной работой. Предложите учащимся составить кроссворд по новым словам изученной темы. Они повторят их правописание, вспомнят значения. Для слабых учеников вы можете приложить к кроссворду тематический список слов, чтобы они смогли выбрать подходящие.

Конечно, список стратегий расширения словарного запаса учащихся можно продолжать дальше, и каждый учитель выберет те приемы, которые ему ближе. Главное помнить, работа над лексикой должна быть постоянной и систематичной.

Презентация.