Урок-практикум "Подготовка к итоговому собеседованию". 9-й класс «Монологическое высказывание»

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: монологическое высказывание


Тип урока: урок комплексного применения полученных знаний и умений, урок-практикум развития монологической речи (с использованием структур сингапурских технологий)

Цели урока:

  • Воспитательная: воспитание культуры речи, повышения требовательности к своей речи, уважительного отношения к чужому мнению.
  • Образовательная: подготовка учащихся к итоговому собеседованию.
  • Развивающая: развитие коммуникативных навыков, речевой культуры, познавательных и творческих возможностей учащихся; развитие функциональной грамотности.

Задачи:

  • Обучающие задачи: закрепить знания об устной речи; отработать основные правила оформления устной речи.
  • Развивающие задачи: развивать интонационно-выразительное чтение, монологическую речь.
  • Воспитывающие задачи: воспитывать уважение к русскому языку, стремиться совершенствовать свою речь; воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты.

  • Предметные умения: отработка алгоритма создания устного высказывания описания фотографии и рассказа на основе жизненного опыта.
  • Метапредметные: критерии сформированности, оценки универсальных учебных действий – УУД).
  • Познавательные: общеучебные – понимать информацию, представленную в различной форме, соотносить ее, выражать в словесной форме.
  • Логические: уметь моделировать, анализировать, делать выводы.
  • Регулятивные: осознавать учебную задачу, выполнять необходимые действия для ее решения; оценивать правильность выполнения учебных действий, адекватно воспринимать оценку одноклассников и учителя.
  • Коммуникативные: рассказывать, слушать собеседника, участвовать в диалоге, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.
  • Личностные: осознавать себя носителем языка, проявлять желание умело пользоваться устной речью, составлять монологическую речь.

Оборудование: проектор, презентация.

Ход урока

Организационный момент

1. Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу: «Я рад с тобой работать в одной команде», партнеры по лицу: «Как хорошо, что именно ты сидишь напротив меня», а теперь все вместе улыбнитесь и поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой. (1 мин)

Тема урока: Создание текста-описания (практикум)

Цель: Отработать создание текста-описания.

2. Мозговой штурм (Джот тотс – мысли на столе.)

Назовите признаки текста описания. Запишите их в тетрадь. Обменяйтесь мыслями с партнером по плечу, затем с партнером по лицу. В ходе обмена допишите признаки, которых у вас нет. 2 мин

Встаньте 1-е, назовите по очереди признаки текста-описания, не повторяясь.

3. Посмотрите слайд «Признаки текста-описания», соотнесите со своими записями.

4. Структура КонтиниусРаунд Тейбл (учащиеся в командах составляют текст, по очереди записывая предложения на 1 лист) (3-5 мин)

Задание №3. Тема 1. Работа по созданию монологического высказывания. Описание фотографии.

Используйте памятки для описания фотографии (приложение 1).

№2 представляет текст, а №3 других команд оценивает по критериям. Выступают все группы. Команды слушают тексты, оценки и вносят поправки. Благодарят за работу друг друга: «Отлично!»

5. Таймд-пэа-шэа (два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного кол-ва времени)

По другой фотографии работа в парах.

Дается 1 мин на подготовку. Затем 1-е рассказывают монолог 2-м, а 3–4-м. 2-е и 4-е оценивают 1-х и 3-х по критериям. (до 3 мин). Затем меняются ролями. (3 мин)

В команде выбирается более понравившееся описание.

4-е рассказывают выбранный командой монолог.

6. Домашнее задание: вариант итогового собеседования в Решу ОГЭ 349101

7. Рефлексия "Парковка".

Ответьте на вопросы:

  • Какие навыки я отработал на уроке, чему научился?
  • В чем испытал затруднения?

Приложение 1

Клише-описание фотографии:

  • На фотографии изображен (-о, -а, -ы) …
  • В объектив фотографа попали …
  • В центре снимка мы видим …
  • На заднем плане находится …
  • Вдалеке мы можем разглядеть …
  • Можно предположить, что …
  • Кажется, что …
  • Смотришь на фотографию и представляешь…
  • Фотография передаёт ощущение …
  • Фотографу удалось показать …

Не забудьте описать:

  • людей, изображенных на фотографии;
  • их занятие;
  • общую атмосферу происходящего;