Техника коллажа как средство развития креативности в младшем школьном возрасте

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники


Для эффективного развития творческих способностей необходимо использовать разнообразные методы (практические, наглядные, словесные). А также различные методы - игротерапия, арт-терапия.

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование. К наглядным методам относится наблюдение – рассматривание рисунков, картин, просмотр фильмов, прослушивание пластинок. Словесными методами являются рассказ, беседа, чтение, пересказ. Так же использование методов арт-терапии. В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

Для развития творческих способностей необходимым является проведений занятий в игровой форме. Для этого используются игры творческие, развивающие.

Следует отметить, что любая игра представляет собой набор задач; постепенное возрастание трудности задач, способствует развитию творческих способностей; перед ребенком ставятся задачи в разной форме, таким образом, осуществляется передача информации разными способами; задачи расположены в порядке возрастания сложности; задачи имеют очень широкий диапазон трудностей, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет; задачи имеют очень широкий диапазон трудностей, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

Поэтому, одним из методов развития творческих способностей можно выделить - игротерапию.

Игротерапия – это вид психотерапии, в которой специально обученный игротерапевт использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь взрослому или ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. К другому методу развития креативности можно отнести – сказкотерапию.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для развития креативности, а так же используется для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Для этого сказкотерапия использует сказочные приемы и способы работы с детьми. Доступные им из–за своей простоты и огромного интереса к самой сказке. Сказки для детей и сказки для взрослых - это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

К следующему методу развития креативности, можно отнести - изотерапию.

Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развиться и быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Следующим методом развития креативности относится фототерапия. Фототерапия – является одной из форм арттерапии.

Фототерапия – одна из форм визуального искусства. Фотография – ценный инструмент в работе практического психолога для решения разного рода психологических проблем, а также развития и гармонизации личности.

Кроме вышеперечисленных методов для развития креативности эффективным является техника коллажа. Рассмотрим ее сущность и особенности использования для развития креативности более подробно.

Коллаж – это жанр изобразительного искусства, который подразумевает совмещение разнообразных изображений, наклеенных на бумагу или холст. В переводе с французского коллаж означает склеивание, наклейка (papier collée — наклеенная бумага). К коллажу близка техника конструкции, представляющая собой комбинации различных материалов в пространстве.

Техника коллажа интересна еще и тем, что можно использовать свои, свойственные только ему приемы, и тогда на свет появятся неповторимые картины. Работа с природным материалом в новой технологии дает стимул творчеству. Работая в технике коллажа можно использовать гуашевые, акварельные и акриловые краски. В коллажах органично сочетаются фоны сделанные в различных техниках (вальцевание, декалькомания, авторская бумага, гипс и т.д.) с материалом, созданным самым лучшим художником – природой: листва, цветы, ветки деревьев. Порой одна линия или пятно заключают в себе целый мир фантазий.

Использование техники коллажа как способа развития творческого мышления младшего школьника можно разделить на три этапа.

Первый этап является самым важным, поскольку именно сейчас происходит закладка фундамента в развитии творческих способностей учащихся. Результаты работы будут видны не сразу, а лишь тогда, когда дети научатся свободно владеть кисточкой и карандашом, воспринимать форму и композицию.

На втором этапе цвет выбран ведущим средством организации творческого процесса. На этом этапе дети узнают: как один цвет может влиять на другой; какие цвета могут дополнять друг друга, а какие — наоборот, вместе не сочетаются; о взаимосвязи цвета с различными материалами; о понятии тепло - холодности цвета. Такие развивающие упражнения будут способствовать пробуждению в детях эстетического чувства.

Третий этап — свободное творчество — подводит итог всей предыдущей работе в коллаже. Дети к этому времени уже обладают значительными знаниями, умениями и навыками в изобразительной деятельности, имеют практический опыт работы с различными материалами.

Объективная необходимость использования разнообразных средств и способов в процессе обучения заключается в их огромном влиянии на процесс понимания, запоминания и развитие личности в целом. Данный метод включения школьника в деятельность предполагает личностный подход, на личность, а не только на его функции как ученика.

Исходя, из выше сказанного можно выделить, что существует множество методов развития творческих способностей у детей. К основным методам можно отнести - практические, наглядные, словесные; а так же методы игротерапия, арт-терапия (сказкотерапия, фототерапия, музыкотерапия, изотерапия, куклотерапия, техника коллажа и другие). Для использования методов развития креативности необходимым является создание благоприятной обстановки, и проведение занятия в игровой форме. А также необходимо использовать способ от простого к сложному. Учитывая все особенности, это дает максимальный результат раскрытия и развития творческих способностей личности ребенка.