Проблема использования свободного времени у детей в целях воспитания и развития всегда были насущными. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Плану внеурочной деятельности новый Стандарт отводит особую роль.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное
- духовно-нравственное (в том числе, военно-патриотическое)
- общеинтеллектуальное (познавательное)
- общекультурное (художественно-эстетическое)
- социальное (в том числе, общественно-полезная и проектная деятельность).
Внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной)!!!
Основными видами деятельности младших школьников являются:
- Игровая;
- Познавательная;
- Проблемно-ценностное общение;
- Досугово-развлекательная;
- Художественное творчество;
- Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- Техническое творчество
- Трудовая (производственная)
- Спортивно-оздоровительная
- Туристско-краеведческая
Эти виды деятельности реализуются через такие формы, как кружки, секции, экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики.
Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, походы, экскурсии), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет учителям выявить у своих учеников потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссии, встречи с интересными людьми, посещение музеев, коллективно-трудовые дела). Внеурочная деятельность - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Наиболее часто используются следующие формы внеурочной деятельности младших школьников:
Распределение часов по направлениям внеурочной деятельности является примерным, что дает учреждению право самостоятельно определять количество часов по каждому направлению с учетом интересов обучающихся и направленности развития их личности.
Я являясь классным руководителем 2 класса, считаю, что без участия родительской общественности и различных общественных организаций успешность в реализации целей внеурочной деятельности будет значительно снижена. Очень важно привлекать различные структуры для решения важных воспитательных задач, предоставлять им возможность быть участниками образовательного процесса. Открытость школы обществу - залог успеха и развития системы образования.
На примере одного дня - пятницы, я расскажу, как проходит внеурочная деятельность в моем классе. В рамках проекта «Мир литературных затей» дети посещали библиотеку - центр семейного чтения. Это такие занятия, как «Я - исследователь», «Юный краевед», «В мире книг». В начале учебного года, я вышла на заведующую библиотеки-центра семенного чтения, и мы составили вместе с сотрудниками план по внеурочной деятельности на учебный год. Еженедельно дети вместе со мной участвуют в познавательных мероприятиях вне стен школы.
При проведении занятий применяются формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные:
- день добрых сюрпризов (упражнение в умениях оказывать знаки внимания, доставлять радость)
- конверт вопросов (свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке)
- «крепкий орешек» (решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений) и т.д.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии обучающийся узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, кругозор, а главное дети все записались в библиотеку!!! Я могу смело сказать, что у меня читающие дети в классе и не только программный материал, но и много художественной литературы вне программы.
Внеурочная деятельность в начальной школе очень многоаспектна, но есть самое главное условие: она должна быть интересна и увлекательна для школьников. При отсутствии интереса, ребенок теряет интерес к обучению и к познавательным занятиям, что может привести к большим проблемам в будущем. Нам, педагогам, нужно постоянно совершенствоваться, творить, изобретать, придумывать - без всего этого невозможно организовать веселую и занимательную внеурочную деятельность.