Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. №1644);
- Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. №540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»;
- примерной программы по учебному предмету «Физическая культура» (Примерная ООП ООО, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- комплексной программы физического воспитания учащихся 5 - 9 классов (Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В. И. Ляха. 5-9 классы - М.: Просвещение, 2014.)
Цель школьного образования по физической культуре - обеспечить физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся, формирование и развитие установок активного, здорового образа жизни.
Задачи:
- развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств;
- формирование системы знаний о физическом совершенствовании человека;
- формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом;
- приобретение опыта организации самостоятельных занятий физической культурой с учетом индивидуальных особенностей и способностей;
- формирование умения применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой деятельности.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» разработана с учетом психолого-педагогических особенностей развития учащихся, связанных:
- с переходом от учебных действий, осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
- с осуществлением общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;
- с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» предусматривает самостоятельную деятельность учащихся, направленную на:
- организацию и проведение самостоятельных занятий физической культурой: подбор и освоение упражнений с различной оздоровительной направленностью;
- составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз, коррекции осанки и телосложения;
- самоподготовку к сдаче норм ВФСК ГТО.
Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура»
Физическое воспитание в основной школе должно обеспечить физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся, формирование и развитие установок активного, здорового образа жизни. Освоение учебного предмета «Физическая культура направлено на развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. В процессе освоения предмета «Физическая культура» на уровне основного общего образования формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учётом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой деятельности.
Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане
Предмет «Физическая культура» включен в обязательную предметную область «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности». Согласно учебному плану на изучение предмета «Физическая культура» в 6 классе выделяется 105 часов (3 часа в неделю).
Результаты освоения учебного предмета «Физическая культура»
Результаты освоения предмета представлены метапредметными, предметными и личностными результатами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированных качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретённые на базе освоения содержания предмета «Физическая культура» в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культуры.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплений необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностными результатами являются:
- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Оценка знаний учащихся
Оценка успеваемости по физической культуре включает в себя качественные и количественные показатели: уровень знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение тестовых упражнений для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Содержание курса «Физическая культура»
История и современное развитие физической культуры
Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Олимпийское движение в России. Физическая культура в современном обществе. Исторические данные о создании и развитии ГТО (БГТО).
Современное представление о физической культуре (основные понятия)
Физическое развитие человека. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техника движений и ее основные показатели. Спорт и спортивная подготовка. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».
Физическая культура человека
Здоровье и здоровый образ жизни. Контроль и наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью. Требования безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом. Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой
Подготовка к занятиям физической культурой. Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз, коррекции осанки и телосложения.
Оценка эффективности занятий физической культурой
Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий. Измерение резервов организма (с помощью простейших функциональных проб).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы упражнений для оздоровительных форм занятий физической культурой и для развития основных физических качеств.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и комбинации. Легкая атлетика. Прыжковые упражнения. Упражнения в метании малого мяча. Спортивные игры. Правила спортивных игр. Игры по правилам. Лыжные гонки. Подъемы, спуски, повороты, торможения.
Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность
Прикладная физическая подготовка: ходьба, бег и прыжки, выполняемые разными способами в разных условиях; лазание, перелезание, ползание; метание малого мяча по движущейся мишени; преодоление препятствий разной сложности; передвижение в висах и упорах. Полосы препятствий, включающие разнообразные прикладные упражнения. Общефизическая подготовка. Упражнения, ориентированные на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, ловкости). Упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств, определяемых базовым видом спорта (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, лыжные гонки, спортивные игры).
Тематическое планирование
№ |
Раздел/ тема (содержание) |
Основные виды |
Знания о физической культуре – 5 часов |
||
1 |
Олимпийские игры древности: Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр. Известные участники и победители древних Олимпийских игр |
Характеризовать Олимпийские игры как явление культуры |
2 |
Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр |
|
3 |
Исторические данные о создании и развитии ГТО (БГТО) Основные понятия физической и спортивной подготовки обучающихся, особенности организации и проведения самостоятельных занятий по виду спорта, о самоподготовке к сдаче норм ВФСК ГТО |
Раскрывать исторические данные о развитии ГТО |
4 |
Характеристика основных средств формирования и профилактики нарушений осанки. Правила составления комплексов упражнений |
Руководствоваться правилами профилактики нарушения осанки, подбирать и выполнять упражнения по профилактике ее нарушения и коррекции |
5 |
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств |
Планировать самостоятельные занятия физической подготовкой, определять содержание и объем времени |
6 |
Здоровый образ жизни, роль и значение физической культуры в его формировании. Вредные привычки и их пагубное влияние на здоровье человека |
Раскрывать понятие здорового образа жизни, выделять его основные компоненты и определять их взаимосвязь со здоровьем человека |
7 |
Режим дня, его основное содержание и правила планирования: Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность человека. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования |
Определять назначение физкультурно-оздоровительных занятий, их роль и значение в режиме дня |
8 |
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения |
Отбирать основные средства коррекции осанки и телосложения, осуществлять их планирование в самостоятельных формах занятий |
9 |
Оказание доврачебной помощи во время занятий физической культурой и спортом |
Руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах |
Способы двигательной (физкультурной) деятельности – 3 часа |
||
10 |
Требования безопасности и гигиенические правила при подготовке мест занятий. |
Готовить места занятий в условиях помещения и на открытом воздухе, подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями |
11 |
Включение обучающихся в самостоятельные занятия физической культурой, в том числе подготовка к сдаче норм ВФСК ГТО |
Самостоятельно осваивать упражнения с различной оздоровительной направленностью и составлять из них соответствующие комплексы |
12 |
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки |
Отбирать состав упражнений для физкультурно-оздоровительных занятий, определять последовательность их выполнения и дозировку |
13 |
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой |
Выполнять упражнения на занятиях физической и спортивной подготовки |
14 |
Организация досуга средствами физической культуры |
Проводить занятия оздоровительной ходьбой и оздоровительным бегом, подбирать режимы нагрузок оздоровительной направленности |
15 |
Самонаблюдение за индивидуальными показателями физической подготовленности (самостоятельное тестирование физических качеств). Самоконтроль за изменением частоты сердечных сокращений (пульса) во время занятий физическими упражнениями, определение режимов физической нагрузки |
Выявлять особенности в приросте показателей физического развития в течение учебного года, сравнивать их с возрастными стандартами. |
Физическое совершенствование – 97 часов |
||
16 |
Комплексы дыхательной и зрительной гимнастики |
Самостоятельно осваивать упражнения с различной оздоровительной направленностью и составлять из них соответствующие комплексы |
17 |
Специальные упражнения, которые распределяются по разделам базовых видов (вида) спорта, формируются комплексы упражнений направленные на подготовку обучающихся к сдаче норм ВФСК ГТО |
Выполнять нормативы ФСК ГТО |
18 |
Индивидуальные комплексы адаптивной физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показаниями |
Выполнять упражнения и комплексы лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья |
19 |
Организующие команды и приемы: построение и перестроение на месте и в движении; передвижение строевым шагом одной, двумя и тремя колоннами; передвижение в колонне с изменением длины шага |
Знать и различать строевые команды, четко выполнять строевые приемы |
20 |
Акробатические упражнения и комбинации. Кувырок вперёд, кувырок назад, мост из положения лёжа на спине, стойка на лопатках |
Описывать технику акробатических упражнений. Оказывать помощь сверстникам в освоении новых гимнастических упражнений |
21 |
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях. Упражнения в висах и упорах. Смешанные висы |
Осваивать технику гимнастических упражнений на брусьях, соблюдая правила безопасности |
22 |
Упражнения на гимнастическом бревне |
Осваивать технику гимнастических упражнений на бревне, соблюдая правила безопасности |
23 |
Опорные прыжки через козла |
Осваивать технику опорных прыжков, соблюдая правила безопасности |
24 |
Беговые упражнения, эстафетный бег; бег с преодолением препятствий; кроссовый бег |
Описывать технику выполнения беговых упражнений |
25 |
Прыжковые упражнения: прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание»; прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись» |
Демонстрировать вариативное выполнение прыжковых упражнений |
26 |
Упражнения в метании малого мяча: метание малого мяча с места в вертикальную мишень; метание малого мяча по движущейся (катящейся) мишени; метание малого мяча на дальность с разбега (трех шагов) |
Применять упражнения в метании малого мяча для развития физических качеств, контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений |
27 |
Передвижение на лыжах: попеременный двухшажный ход; одновременный одношажный ход; одновременный бесшажный ход |
Описывать технику передвижения на лыжах, осваивать ее самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки |
28 |
Подъемы, спуски, повороты, торможения, поворот переступанием; подъем лесенкой; подъем ёлочкой; подъем полуёлочкой; спуск в основной и низкой стойке, с преодолением бугров и впадин, небольших трамплинов; торможение плугом; торможение упором; торможение боковым скольжением; поворот упором |
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах; соблюдать правила безопасности |
29 |
Баскетбол. Игра по правилам. Ведение мяча; ловля и передача мяча; бросок мяча; штрафной бросок; вырывание и выбивание мяча; перехват мяча во время передачи; во время ведения; накрывание мяча; повороты с мячом на месте; тактические действия: подстраховка; личная опека. Учебная игра по упрощенным правилам |
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приемов, соблюдать правила безопасности |
30 |
Волейбол. Игра по правилам. Подача мяча; прием и передача мяча; прямой нападающий удар; индивидуальное блокирование; тактические действия. Игра по упрощенным правилам |
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приемов, соблюдать правила безопасности |
31 |
Футбол. Игра по правилам. Отбор мяча подкатом. Игра по правилам |
Организовывать совместные занятия футболом со сверстниками, осуществлять судейство игры |
32 |
Прикладно-ориентированые упражнения: передвижение ходьбой, бегом, прыжками по пологому склону, пересеченной местности; спрыгивание с ограниченной площадки и запрыгивание на нее; лазанье по канату в два приема; лазанье по гимнастической стенке, передвижение в висе на руках; прыжки через препятствие, приземление на точность и сохранение равновесия; преодоление полос препятствий |
Владеть вариативным выполнением прикладных упражнений, перестраивать их технику в зависимости от возникающих задач и изменяющихся условий. |
33 |
Общефизическая подготовка: физические упражнения на развитие: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости. Специальные прыжковые упражнения. Специально беговые упражнения. Комплексы общеразвивающих упражнений; с повышенной амплитудой, с предметами, с отягощениями |
Организовывать и проводить самостоятельные занятия по физической подготовке |
Планируемые результаты изучения курса «Физическая культура»
Учащийся научится:
- рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития.
- раскрывать базовые понятия и термины физической культуры.
- разрабатывать содержание самостоятельных занятий.
- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды.
- руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
- составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности.
- самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения.
- выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
- выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту);
- выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;
- выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций;
- выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Учащийся получит возможность научиться:
- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
- характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
- проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
- выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;
- преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
- выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности
- Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. и др. / Под ред. Виленского М.Я. Физическая культура. 5-7 классы - М.: Просвещение, 2014.
- Виленский М.Я., Чичикин В. Т., Торочкова Т.Ю. / Под ред. Виленского М.Я. Физическая культура. Методические рекомендации. 5-7 классы - М.: Просвещение, 2014.
- Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я.Виленского, В.И.Ляха. 5-9 классы - М.: Просвещение, 2014.
- Лях В.И. Физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы - М.: Просвещение, 2014.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Футбольное поле с искусственным покрытием, спортивный городок, аудиоцентр – 1, магнитофон – 1, мячи – 25, скакалки – 25, лыжи – 45, скамьи гимнастические – 13, обручи – 25, маты гимнастические – 10, стойки, фишки – 15, комплект волейбольный – 1, медицинболы – 10.