Опиливание металла в профессии "Машинист локомотива"

Разделы: Мастер-класс

Классы: 9, 10, 11


ТИП УРОКА: комбинированный

Цели урока

Учебная

Закрепить полученные знания и навыки об опиливании, ознакомить с шлифовальными станками, научить учащихся выполнять комплекс операций по опиливанию сложных поверхностей (заготовок молотков с круглым бойком)

Развивающая

Развить интерес к производственному обучению и профессии, способствовать развитию самостоятельного творческого и практического мышления у учащихся

Воспитательная

Воспитать у учащихся культуру производственного труда, чувство ответственности за качество выполняемой работы, аккуратность

Интеграция

Охрана труда

Основы охраны труда в отрасли. Основы гигиены труда, производственная санитария

Слесарное дело

Опиливание металла

Материаловедение

Классификация металлов: черные и цветные

Чтение чертежей

Рабочие чертежи деталей

Допуски и технические измерения

Средства измерения линейных размеров

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

1.Инструкции по охране труда.

2.Стенды по технологии опиливания.

3.Тестовые задания по теме «Опиливание».

4.Технологические карты «Изготовление молотков с круглым бойком».

5.Инструменты:
- чертилка - 15шт.
- линейка - 15шт.
- набор напильников - 15шт.
- штангенциркуль - 15шт.

6.Заготовки молотков с круглым бойком- 15шт.

7.Оборудование: слесарный верстак с тисками и защитными экранами- 15шт.

8.Принадлежности: - щетки- 15шт.

9.Спецодежда, обувь.

10.Мультимедийные средства: телевизор, ноутбук.

11. Дидактические средства: видеофильм «Работа шлифовальных станков», «Изготовление наждачной бумаги»

ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  • проверка явки учащихся;
  • проверка внешнего вида учащихся (наличие спецодежды)

2.ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

2.1.Сообщение темы и целей урока

2.2. Актуализация опорных знаний учащихся:

- методом беседы с постановкой вопросов по охране труда:

1.Охрана труда перед началом, во время и после окончания работы?

2. Организация рабочего места слесаря (демонстрация одним из учащихся)?

  • решение тестовых заданий (каждый учащийся получает тестовые задания по теме «Опиливание»)
  • анализ правильных ответов на тестовые задания с учащимися.

2.3. Объяснение нового материала

Тема урока: Технология опиливания. Использование новых технологий в машиностроении. Опиливание заготовок молотков с круглым бойком.

1.Ознакомление учащихся с шлифовальными станками, их видами
- назначение шлифовальных станков
- классификация шлифовальных станков (краткие теоретические сведения с демонстрацией изображений типов шлифовальных станков)

2. Демонстрация учащимся фильма «Работа шлифовальных станков»

3.Обсуждение с учащимися просмотренного фильма с постановкой следующих вопросов:
- какие виды станков были показаны в фильме?
- преимущества модульной структуры станка?
- какие рабочие инструменты применяются в шлифовальных станках?

4.Обьяснение содержания практического задания:
- раздача учащимся технологических карт «Изготовление молотков с круглым бойком»
- объяснение порядка выполнения работы: технология опиливания сложных поверхностей
- контроль качества выполняемой работы

2.4.Проверка усвоения учащимися материалов вводного инструктажа методом беседы с постановкой следующих вопросов:
- какой инструмент используется при опиливании сложных поверхностей?
- особенности опиливания молотков с круглым бойком?
- правила обращения с напильником?
- требования охраны труда при выполнении опиливания?
- назначение шлифовальных станков?
- виды шлифовальных станков?

2.5. Распределение учащихся по рабочим местам

3.ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ

3.1. Целевые обходы мастера с проведением индивидуальных инструктажей и проверкой правильности выполнения задания
- проверка организации рабочего места
- проверка правильности выполнения операций по опиливанию заготовок
- соблюдение правил по охране труда

4.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

- анализ выполнения заданий группой и отдельными учащимися;
- разбор ошибок и характерных недостатков, допущенных при выполнении задания;
- разьяснение путей устранения и предупреждения допущенных ошибок;
- подведение итогов и сообщение оценок учащихся;
- сообщение учащимся темы следующего урока.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ по теме «Опиливание»

ФИО___________________

Кол-во баллов_________

1.Опиливание - это…
а) снятие слоя с поверхности с помощью зубила;
б) снятие слоя с поверхности с помощью напильника;
в) операция разделения металла на части;

2.Назначение вспомогательной насечки - …
а) размельчение стружки;
б) снятие большего слоя металла;
в) чистовая обработка материала;

3.Напильники с двойной насечкой применяют для опиливания…
а) мягких металлов;
б) твердых материалов;
в) неметаллических материалов;

4.Основная насечка выполняется под углом…
а) 300
б) 250
в) 450

5.Бархатные напильники предназначены…
а) для чистового опиливания;
б) для окончательной отделки изделия;
в) для грубого опиливания;
6.Драчевые напильники предназначены…
а) для чистового опиливания;
б) для окончательной отделки изделия;
в) для грубого опиливания;

7.Напильники изготовляют из…
а) стали У7;
б) стали У13 и У13А;
в) Х6ВФ;

8.Рашпили предназначены для обработки…
а) стали;
б) чугуна;
в) мягких материалов;

9.При опиливании рабочим ходом является…
а) движение напильника вперед;
б) движение напильника назад;
в) движения во всех направлениях.

10.Определите связь между слесарными операциями и инструментом:

 

Зубило

Кернер

Чертилка

Надфиль

Ножовка

Крейцмейсель

Молоток

Напильник

Разметка

 

 

 

 

 

 

 

 

Рубка

 

 

 

 

 

 

 

 

Резка

 

 

 

 

 

 

 

 

Опиливание

 

 

 

 

 

 

 

 

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ШЛИФОВАЛЬНЫХ СТАНКАХ

Шлифовальные станки относятся к металлорежущим станкам для обработки заготовок абразивным инструментом. На шлифовальных станках можно обрабатывать наружные и внутренние цилиндрические, фасонные и конические поверхности и плоскости, затачивать режущий инструмент, разрезать заготовки, шлифовать резьбу и зубья зубчатых колес. Главное движение шлифовального станка - это вращение абразивного инструмента, шлифовальные круги и ленты.

Существуют следующие виды шлифовальных станков: круглошлифовальные, бесцентрово-шлифовальные, внутришлифовальные, плоскошлифовальные, специализированные шлифовальные станки.

Наибольшее распространение получили круглошлифовальные станки. На этих станках заготовку устанавливают на центрах или в патроне и приводят во вращение навстречу шлифовальному кругу; вместе со столом станка она может совершать возвратно-поступательное движение. Шлифовальный круг в конце каждого (или двойного) хода стола получает поперечное перемещение на глубину резания. На круглошлифовальных станках обычно шлифуют наружные цилиндрические и конические поверхности и торцы заготовок.

Внутришлифовальные станки предназначены для шлифования внутренних поверхностей вращения. Наиболее распространены внутришлифовальные станки, у которых обрабатываемая заготовка вращается вокруг оси шлифуемого отверстия, а шлифовальный круг - вокруг своей оси. Продольную и поперечную подачи осуществляют кругом.

  Бесцентрово-шлифовальные станки предназначены для шлифования наружных и внутренних цилиндрических поверхностей. При шлифовании наружных поверхностей заготовку (ряд состыкованных заготовок) помещают между двумя абразивными кругами - шлифовальным (режущим) и ведущим (рис., г) и прижимают к опорному ножу. Вследствие наклонной установки ведущего круга за счёт сил трения заготовка не только вращается, но и поступательно перемещается (продольная подача). Поперечную подачу осуществляют также ведущим кругом. При шлифовании внутренних поверхностей (например, колец подшипников) заготовки устанавливают между двумя поддерживающими роликами и ведущим кругом (рис., д), который и вращает заготовку. Шлифовальный круг, если необходимо, перемещается вдоль и поперёк оси отверстия или только радиально (при врезном шлифовании). Бесцентрово-шлифовальные станки менее универсальны, но конструктивно проще и производительнее кругло- и внутришлифовальных.

Плоскошлифовальные станки предназначены для обработки плоскостей заготовок периферией или торцом шлифовального круга. На таких станках, работающих периферией круга (рис., е), стол с закрепленной на нём заготовкой совершает возвратно-поступательное или вращательное движение, а вращающийся шлифовальный круг получает поперечную подачу на каждый ход или оборот стола, а также перемещение на глубину резания. В плоскошлифовальных станках, работающих торцом шлифовального круга (рис., ж), в отличие от станков, работающих периферией круга, поперечная подача отсутствует, т.к. диаметр круга больше поперечного размера обрабатываемой заготовки (врезное шлифование).

Специализированные шлифовальные станки предназначены, как правило, для обработки деталей заданной формы, например для шлифования шеек коленчатых валов, деталей штампов, шаблонов, шлицевых деталей и т.д.

 Комбинированные шлифовальные станки предназначены для шлифовки древесины, металлов, и пластики (удаление старого лака и ржавчины, полировка, снятие фаски и т.д.). Станки предназначены для домашних мастерских, а также для мелкосерийного производства. Стабильная конструкция станка обеспечивает точность шлифовки, а наклон шлифовальных плеч совместно с использованием шлифовальных дисков (согласно типу) обеспечивают его широкое применение.

Мобильный ленточный шлифовальный станок GRIT GIM удобно использовать в случаях, когда транспортировка заготовки связана с большими затратами. Шлифовальный станок GRIT GIM мобилен, и его можно перемещать к месту работы. Шлифовка напольных сварных швов происходит быстрее, качественнее и с меньшими трудозатратами. Область применения: строительство, судостроение и машиностроение.