Введение
Современная образовательная среда привлекает нас к нахождению и использованию новых методов педагогических решений. В современном мире появилось много соблазна для детей, которые отвлекают их от образовательного процесса, поэтому особое значение в начальной школе имеет формирование опыта исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности. Следовательно, с недавнего времени стала актуальной темой использование Лего-конструктора в образовательном процессе.
Таким образом целью данной работы является: аналитический обзор использования Лего-конструктора в начальной школе.
Исходя из цели были поставлены задачи:
- Изучить лего-технологии на уроках в начальной школе
- Способы использования Лего-конструктор в математике
- Применение Лего-конструктор на уроках русского языка
Для достижения цели и реализации поставленных задач в первую очередь было необходимо изучить первоисточник, а именно виденье использования Лего-конструктор в образовании от самого производителя LEGO® Education.
Затем, из полученной информации и рекомендаций по использованию Лего-конструктор в образовании, следует выявить оптимальные методы и как их адоптировать под нашу систему образования.
1. Лего-технологии на уроках в начальной школе
Ребёнку легче учиться, усваивать материал, когда ему учиться интересно. Такой познавательный интерес формируется разными способами на уроках и во внеурочной деятельности. Это и игра, и элементы занимательности, проблемные ситуации и другие способы. Одним из таких способов является использование на уроке конструктора ЛЕГО.
Государственные образовательные стандарты нового поколения требуют применение новых педагогических технологий. Главным отличием принятых стандартов является ориентация образования на результат на основе системно - деятельностного подхода.
Деятельность – это первое условие развития у школьника познавательных процессов. То есть, чтобы ребенок развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы спровоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO1.
Обучение в игре, что помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит результат. А любой успех побуждает желание учиться.2
________________________
1 Бондаренко Т.Г. «Дайте детству созреть...». Включение ЛЕГО-конструирования в образовательный процесс / Т.Г.Бондаренко, С.Л.Полюхович, С. С. Ивинская // Пачатковая школа. – 2012. – № 1. – С. 3–5.
2 Бондаренко Т.Г. ЛЕГО-технология в начальных классах / Т.Г.Бондаренко, С.С.Ивинская // Пачаткова енавучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2011. – № 3. – С. 22.
Лего представляет собой целую серию игрушек, являющихся наборами деталей моделирования. Использование Лего в образовательном процессе как на уроках.
- Как и где его можно использовать?
Прежде отвечать на данный вопрос, рассмотрим, что об этом говорит сам производитель LEGO® Education.
- Формирует любовь к учебе.
- Занятия для 21 века
Используя решения LEGO Education, учащиеся начальной школы:
научатся анализировать задачи и находить возможные решения;
будут развивать навыки совместной работы и общения. 3
________________________
3 LEGO®Education«Начальная школа» [Эл. ресурс]. Режим доступа: https://education.lego.com/ru-ru/elementary/intro
Они имеют особо важное значение для развития науки и технологии:
1. Системное мышление.
2. Творческий подход.
3. Оптимизм.
4. Совместная работа.
5. Обмен информацией.
6. Этические принципы.
Построение проекта рассчитан на трехчасовую работу. Более наглядно данный процесс взаимосвязей показан в Рисунке 1.
Рис. 1 Схема построения проекта Лего-конструктор в 3 этапа4
________________________
4 LEGO®EducationWeDo 2.0 «Комплект учебных проектов» - 2016. - С 6.
Исследование. Учащиеся знакомятся с научной или инженерной проблемой, определяют направление исследований и рассматривают возможные решения.Этапы исследования: установление взаимосвязей и обсуждение.
Создание. Учащиеся собирают, программируют и модифицируют модель LEGO®. Проекты могут относиться к одному из трех типов: исследование, проектирование и использование моделей. Этап создания различается для разных типов проектов.Этапы создания: построение, программа, изменение.
Обмен результатами. Учащиеся представляют и объясняют свои решения, используя модели LEGO и документ с результатами исследований, созданный с помощью встроенного инструмента документирования.Этапы обмена результатами: документирование и презентация.
Стоит отметить, что LEGO Education дает много решений для применений данной технологии на уроках в начальной школе, которые безусловно могут быть полезными. Однако, построение проекта рассчитано на трехчасовую работу, что усложняет использование Лего-конструктор в нашей системе образования. Следовательно, нам, современным учителям, стоит адоптировать данную технологию под наши нормативы, чтобы выявить самые интересные и оптимальные для школьника способы применения Лего-конструктора на уроках в условиях нашей системы образования.
2. Способы использования Лего-конструктор в математике
Чаще конструктор ЛЕГО мы используем на уроках математики, но помогает он нам и при работе на других предметах.
Использование ЛЕГО-поддержки на уроках математики позволяет учителю:
- показать как образуются числа, сравнивать их;
- знакомить учащихся с арифметическими действиями и способствует формированию вычислительных навыков;
- познакомить с составом числа и закреплять его;
- формировать и развивать умение составлять и решать задачи изученных видов;
- показать как образуются числа второго десятка, раскрыть особенности их названий и порядок следования при счете;
- знакомить с геометрическим материалом (фигуры, периметр, площадь);
- изучение долей и дробных чисел и многие другие темы;
- развивать логику и мышление;
- развивать мелкую моторику рук, ориентирование в пространстве и на плоскости;
- воспитывать аккуратность и четкость в работе, коллективизм, взаимопомощь (учащиеся учатся работать в коллективе и совместно находить решение задач)
- развивать творческие способности учащихся5.
________________________
5 Статья о использовании конструкторов ЛЕГО на уроках и во внеурочной деятельности[Эл. ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2013/05/19/lego-podderzhka-na-urokakh-v-nachalnoy-shkole
Кейс № 1
Мне понравилось использовать конструктор при знакомстве детей с числами второго десятка. Счетные палочки не дают такой наглядной картины образования, чтения двузначного числа как ЛЕГО-кирпичики. Детям легко иллюстрировать двузначное число – 1 десяток – это столбик из 10 кирпичиков и рядом столбик из нескольких кирпичиков, показывающих количество единиц. Большую помощь оказывают ЛЕГО – кирпичики при сравнении двузначных чисел, при изучении различных вычислительных приёмов сложения и вычитания. Например, дети знакомятся с приёмом сложения вида 36 + 4. Здесь перед ребятами встала проблема - не хватает кирпичиков для иллюстрации слагаемых, ведь в наборе только 30 кирпичиков. Но они сами быстро нашли выход – объединили свои силы с учениками за соседней партой – и нашли алгоритм данного приёма сложения. «Единички мы складываем с единичками, получился десяток. А десяток может «дружить» только с десятками, значит, прибавляем 1 десяток к десяткам».
Рис. 2. Использование Лего-конструктора в математике
Помогает конструктор и при изучении элементов геометрии в начальной школе (периметр, площадь, свойство противоположных сторон прямоугольника).
Кейс № 2
В конце урока у нас проводится минутка творчества, часто ребята сами задают тему своим работам, оценивают свою работу и работы товарищей, могут работать группами, а затем «работает современный бесшумный пылесос», который в считанные минуты приводит рабочее место в порядок.
На уроках математике мы смогли выявить, что использование Лего-конструктор придает наглядность абстрактным понятиям, что облегчает усвоение учебного материала. Маленькому ребенку трудно даются абстрактные понятия, в то же время манипулирование теми или иными предметами помогает привязать эти понятия к тактильному и двигательному опыту ребенка.
Способы определения результативности я использую методы:
1. Наблюдение за работающими детьми.
2. Обсуждение результатов с обучающимися.
3. Презентации учеников своих работ.
Критерии моего оценивания:
1. Задание выполнено частично.
2. Задание выполнено полностью.
3. результаты превзошли ожидания.
Инструменты оценивания:
1. Похвала
2. Накопительные баллы.
3. Смайлаки.
3. Применение Лего-конструктора на уроках русского языка
ЛЕГО-поддержку можно использовать и на уроках обучения грамоте, русского языка. Например, при изучении и закреплении темы «Предложение. Количество слов в предложении» можно схему предложения выкладывать с помощью кирпичиков ЛЕГО. Можно определять количество гласных звуков в слове, количество слогов.
Можно выделить 5 способов применения Лего-конструктор на уроках русского языка:
- Образ букв
- Постройте свою историю
- Закончи мой рассказ
- Условия меняются
- Угадай пословицу
- Загадка – для ума зарядка6
________________________
6 Лего-приемы на уроках русского языка и литературы, Ж.Н.Саломаха, // Народнаяасвета. – 2018 – № 6 – С. 13.
Кейс № 3
В наших уроках мы нашли применения способа «Образ букв» и «Постройте свою историю». Рассмотрим каждый из них более подробно.
«Образ букв» Для постройки звуковой модели слова понадобятся следующие элементы: плато, красные, синие и зеленые ЛЕГО-кирпичики. Работа организуется индивидуально или в парах. На плато дети выкладывают количество гласных звуков (слогов) в слове, количество слов в предложении, количество предложений в тексте. Можно использовать цветовой сигнал и для обозначения звуков: гласный звук обозначается красным кирпичиком, согласный твердый – синим, согласный мягкий – зеленым, согласный звонкий – маленьким желтым, согласный глухой – маленьким серым.
Рис. 3. «Образ букв». Использование Лего-конструктор на уроке русского языка.
Кейс № 4
«Постройте свою историю» На уроках литературного чтения наборы конструктора служат для иллюстрирования сюжетов изучаемых произведений. Учащиеся выстраивают декорации и моделирует героев, создавая таким образом небольшой ЛЕГО-театр. Дети распределяют роли, озвучивают героев, автора. Им предлагается построить историю, состоящую из трех частей (начало, середина, конец), можно оговорить сюжет истории.
Рис. 4. Иллюстрация к сказке Теремок. Использование
Лего-конструктор на уроке литературного чтения.
Из выше сказанного мы можем сделать вывод, что использование Лего-конструктор на уроках русского языка развивает конструктивную деятельность, способствует развитию мыслительных способностей, творческого воображения, инициативы, обостряет наблюдательность, волю и упорство.
Заключение
Использование Лего на уроках в начальной школе - это полезный элемент учебного процесса, ведь это помогает ребёнку развивать умственные и физические способности: внимание, память, речь, мелкую моторику рук и т.д. Дети проявляют свои творческие способности, фантазии, учатся взаимодействию со сверстниками, взаимопомощи, необходимости обмена информацией, умению принимать решение, развивают коммуникативные навыки.
Способствует формированию у учащихся положительного отношения к математике, повышает познавательный интерес, уверенность в умении решать задачи математическими методами, способствует развитию опыта общения и совместной работы – навыков, которые будут полезны ученику на всех этапах обучения.
Личностными результатами изучения Лего-конструирования является формирование следующих умений:
Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, как плохие и хорошие.
Ожидаемый результат в процессе использования Лего-конструктор на уроках:
- уроки Лего-конструирования помогают оптимизации учебного процесса, дают возможность дать больший объем информации в меньшую единицу времени;
- позволяет облегчить трудный период адаптации первоклассников к школе;
- придает наглядность абстрактным понятиям, что облегчает усвоение учебного материала. Маленькому ребенку трудно даются абстрактные понятия, в то же время манипулирование теми или иными предметами помогает привязать эти понятия к тактильному и двигательному опыту ребенка;
- усовершенствована обратная связь: учитель видит результат с большого расстояния и легко корректирует работу отстающих детей;
- конструктивная деятельность способствует развитию мыслительных способностей, творческого воображения, инициативы, обостряет наблюдательность, волю и упорство.
При этом у ребенка не пропадает желание учиться, лучше усваивается материал. А это самое главное в нашей работе.
Предложение: Мы предлагаем составить расписание и раз в месяц во второй половине дня отработать темы уроков, которые можно применить на Лего-уроках. 1,5–2 часа.
ЛИТЕРАТУРА
- LEGO®EducationWeDo 2.0 «Комплект учебных проектов» – 2016. С 224.
- Бондаренко Т.Г. «Дайте детству созреть...». Включение ЛЕГО-конструирования в образовательный процесс / Т.Г.Бондаренко, С.Л.Полюхович, С.С.Ивинская // Пачатковая школа. – 2012. – № 1. – С. 3-5.
- Бондаренко, Т.Г. ЛЕГО-технология в начальных классах / Т.Г.Бондаренко, С.С.Ивинская // Пачатковаенавучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2011. – № 3. – С. 22–23.
- Лего-приемы на уроках русского языка и литературы, Ж.Н.Саломаха, // Народнаяасвета – 2018 – № 6 – С.13-14.
- Запрудский Н.И. Экспериментальные исследования учащихся: актуальность, проблемы и поиск решений / Н.И.Запрудский // Фізіка: праблемы выкладання. – 2005. – № 2. – С.25–28.
- Учимся, исследуя – исследуя, учимся / под ред. А.И.Савенкова. — Одинцово, 2012. – 128 с.
- LEGO®Education «Начальная школа» [Эл. ресурс]. Режим доступа: https://education.lego.com/ru-ru/elementary/intro
- Статья о использовании конструкторов ЛЕГО на уроках и во внеурочной деятельности [Эл. ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2013/05/19/lego-podderzhka-na-urokakh-v-nachalnoy-shkole