«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»
В.А.Сухомлинский
Кружковая работа, одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций и клубов различной направленности. Кружковая работа осуществляется в процессе внеурочной работы.
Сущность кружковой работы – это определенная теоретическая или прикладная программа, которая изучается на основе самодеятельности коллектива, а также на основе работы товарищей организованных в кружок.
Во внеурочной работе применяются разнообразные формы организации деятельности учащихся. В зависимости от степени пригодности тех или иных форм для решения различных воспитательных задач их можно подразделить на общие, универсальные, которые приобретают ту или иную направленность в зависимости от цели и содержания, и специальные, отражающие специфику только одного какого-либо направления воспитательной работы и его задач. Одной из универсальных форм организации внеурочной деятельности является кружок.
Кружок - традиционная форма добровольного объединения детей, в системе дополнительного образования приобщающая детей к разнообразным социокультурным видам деятельности и расширяющая коммуникативный опыт. Кружок - это наиболее распространённый вид групповой внеурочной деятельности.
Цели организации работы в школе:
- Всесторонне развитие познавательных, творческих, спортивных и прикладных способностей учащихся.
- Формирование более устойчивых и целенаправленных интересов к определенным видам практической деятельности.
- Реализации потребностей учащихся в дополнительном образовании
- Интеллектуальное и духовное развитие учащихся.
Задача кружков - углублять и расширять кругозор учащихся, удовлетворять их интересы и запросы, развивать творческие способности, прививать практические умения и навыки.
Кейс 1
В нашем классе есть девочка, назовем ее Маша. В начале первого класса, она была замкнутой, стеснительной девочкой. Чтобы ее разговорить, приходилось немало приложить труда. Можно сказать, что «насильно» я ее записала в кружок «Вокал», согласовав с мамой. Первое время она неохотно ходила, но позанимавшись полгода, ребенок стал раскрываться. В общении с детьми стала уже более общительна, коммуникабельна.
История возникновения кружковой работы
В конце 90-х годов 19 века параллельно общеобразовательным классам существовали так называемые ремесленные классы (кружки). Открытие их было обусловлено требованиями различных сообществ, земств, заинтересованных в развитии ремесленной промышленности. Обучение в них велось самым различным ремеслам: столярному, сапожному, слесарному, ткацкому, портняжному и другим в зависимости от местных условий.(5 слайд)
Целью их была выработка профессиональных умений и навыков, подготовка к самостоятельной трудовой деятельности, а в общеобразовательных классах - общее развитие ребенка. Обучение ремеслам осуществлялось, как правило, мастером-ремесленником, не имевшим педагогического образования, без общепринятых программ, а для общеобразовательных классов по тщательно разработанным, дидактически обусловленным программам и обязательно учителем, подготовленным в педагогическом учебном заведении или специальных курсах. Надо отметить, что занятия в кружках не являлись обязательными для всех учащихся. Они проводились в свободное от остальных уроков время в специально оборудованном классе. Желающие делились на группы по 10-15 человек в зависимости от количества рабочих мест и уровня подготовленности. Обычно в школе набиралось по 2-3 такие группы, каждая из которых занималась по 4-6 часов в неделю. Обучение велось индивидуально с учетом начальной подготовки и способностей учащихся.
В 1915 г. были опубликованы программы по кружковой работе, разработанные в ходе подготовки реформы школы. В основу их был положен принцип последовательного освоения различных приемов обработки материалов, а подбор изделий осуществлялся с учетом интересов и возможностей учащихся, условий данной местности. Учителю рекомендовалось не жалеть времени на предварительные объяснения, с тем, чтобы во время практических занятий ученики работали самостоятельно, пользуясь своими конспектами, а его функции сводились бы к контролю и консультированию.
В целях удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся в образовании предусмотрено время на внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в таких формах как кружки, секции.
Главная задача внеурочных форм организации – это активизировать процесс познавательной деятельности учащихся
Кружковая работа организуется на основе самостоятельности учащихся под руководством руководителей кружка или привлекаемых школой специалистов. Занятия проводятся во внеурочное время, но регулярно - от 1 до 4 раз в месяц.
Кейс 2
В нашей школе существует большое разнообразие кружков. Выделяют кружки: художественно-эстетические (изобразительного творчества, вокал, фортепиано, хореография), технические ( роботехника, легоконструирование, программирование ), физкультурно-спортивные (футбол, дзюдо)
Учащимися, нашей школы, которые регулярно посещают кружки, были достигнуты высокие результаты на школьных и выездных мероприятиях (олимпиады, конкурсы) как в индивидуальном, так и в командном участии.
Кейс 3
Кружковая работа стимулирует ребят на учебу. Дети планируют свое время.
В спортивных секциях воспитывается командный дух, товарищеское отношение друг к другу. На занятиях по изодеятельности у детей развивается мелкая моторика, точные движения кистей и пальцев рук, положительно влияет на внимательность, память, зрение и речь, состояние нервных клеток, формируется красивый почерк.
Хореография – помогает научить чувствовать музыку, научиться соотносить ее с танцем, вместе с регулярными занятиями укрепляется мышечный корсет, формируется общая культура движений, красивая плавная походка. На занятиях по вокалу у ребят развивается слух, память, активизируется речь и вырабатывается дикционные навыки, вырабатывается артистичность.
Робототехника – мультидисциплинарная наука, которая объединяет программирование, алгоритмику, логику, механику, математику и физику.
Кружковая работа предполагает определенную программу деятельности, которая строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, игры, учета возрастных, индивидуальных особенностей.
Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев.
Таким образом, кружковая работа проводится с целью удовлетворения индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга. Она служит средством профессиональной ориентации учащихся, в которой тесно переплетаются образовательные, развивающие, а главное воспитательные задачи.
Оптимизация кружковой работы – это привлечение детей всех возможных вариантов и видов деятельности
Кейс 4
Вот как сказал о кружках, наш современник доктор психологических наук, Алексей Петрович Ситников: «Межполушарная ассиметрия координация через ритм создается игрой на музыкальных инструментах. Они(инструменты) развивают мелкую моторику, межполушарную синхронизацию и ассиметрию. Иностранные языки без музыкального слуха вообще не усваиваются. Чем лучше музыкальный слух, тем будет лучше усвоение языков. Чем больше ребенок осваивает чего - то нового, переходя из одного кружка в другой, тем лучше будет усваиваться различные этапы стратегии.»
Рекомендации по улучшению кружковой работы.
Увеличить количество кружков, с привлечением квалифицированных специалистов.
Грустно и серо было бы детство, если бы
Из него выбросить праздник.
К.Д.Ушинский
Праздники как форма воспитательной работы
Праздник – это своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка, особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживанием какого-либо торжественного события.
Цель его в том, чтобы служить познанию юными гражданами мира и развивать их мировоззрение, личную инициативу, навыки организатора, укреплять высокие нравственные принципы, прививать эстетические вкусы.
Детский массовый праздник - одна из самых распространенных сложных форм работы руководителя детского коллектива. Праздник нужен детям как вид творчества, как одна из форм их духовного самовыражения.
Воспитательная роль праздника состоит в его «мудрости», «чтобы, развлекая, поучать».
Основные приметы праздника: идея, греющая всех детей, четкий сюжет, композиция, традиции, ритуалы и обычаи, костюмированность, яркая наглядность зрелища, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность.
Особенностями детского праздника являются: общественно значимое содержание; игровая форма; зрелищность; эмоциональность; гармоничное соотношение между поучением и развлечением, познавательным и эмоциональным содержанием; взаимодействие различных видов искусств, нагрузка на слова и музыку; использование ярких художественных средств; коллективное участие и коллективное восприятие; добровольность участия, свободное единение детей во имя радости.
Развитие способностей и потребностей детей к творчеству - важнейшая функция праздников. Образовательно-познавательная информация, содержащаяся в празднике, существенно обогащает знания ребенка.
Праздник стимулирует деятельность ребенка, способствует накоплению им опыта общественного ценного поведения, проявлению инициативы и самодеятельности.
Нравственное воспитание учащихся в процессе праздников обусловлено, прежде всего, их направленностью. Содержание праздников определяется требованиями предъявляемые к воспитанию подрастающих поколений, обогащает все направления деятельности ученического коллектива. Чувственно-образная форма праздника доносит до его участников идеи преемственности поколений, верности боевым и трудовым традициям народа.
Деятельность организации школы немыслима без разносторонней внеурочной воспитательной работы. Планы предстоящих праздников должны увязываться с конкретными задачами школы, отвечать возрастным особенностям ребят, соответствовать уровню их развития и опыту.
Массовый праздник – явление интегративное, комплексное. В нем специфически переплетаются действия, являющиеся предметным выражением тех или иных форм общественного сознания. В своеобразной форме в празднике сочетаются политические мероприятия и различные игры, зрелища, которые вызывают у его участников коллективные переживания.
При планировании праздника применяется форма его проведения:
- дать инициативу проведения праздника детям. У них должна возникнуть идея праздника, они должны быть его организаторами, хозяевами, распорядителями. Роль взрослых сводиться к ненавязчивой подсказке, тактичному совету.
- избегать методы назидания, внушения. Мощными помощниками педагогов, заменяющими скучные воздействия и дающими сильный нравственный урок, становятся средства художественного, эстетического воздействия.
- нельзя часто проводить праздники. У пресыщенного зрелищами у детей притупляется восприятие, он становится бесстрастным созерцателем.
Проведению праздника (вечера) предшествует большая кропотливая работа. Она складывается из следующих этапов:
I этап. Организационный.
Подготовка к празднику должна начаться заблаговременно. Составляется сценарий праздника. Обсуждается сценарий с детским коллективом. Распределяются поручения с учетом индивидуальных интересов и способностей и начинаются репетиции.
II этап. Предпраздничный.
Проверяется готовность всех участников. Проводится генеральная репетиция, несколько прогонов всего представления.
III этап. Сам праздник.
Самое главное в начале его - настроение ожидания, волнения и предвкушения успеха праздника: все получится хорошо.
Ответственные люди за ход праздника готовы. Они на своих местах. Звучат фанфары, стихи, музыка, песни. Увлекают детей танцы, сценки, яркие плакаты. Кульминацией праздника является точка эмоционального наивысшего подъема, момент наибольшей яркости и торжественности. Финал праздника должен закрепить в душе в памяти детей его главную мысль. Эта «изюминка» в каждом празднике своя.
IV этап. Обсуждение итогов. Рефлексия.
Таким образом, к основным условиям успеха праздника можно отнести:
- продумать замысел, основную идею праздника и способ ее художественного выражения, центральный образ представления;
- создать постановочный план праздника, в котором реализуется замысел, главные события праздника, эпизоды;
- опираться на принципы музыкального, декоративного оформления, костюмы, реквизиты;
- создать сценарий, строго отобрать информацию, стихи, песни; использовать приемы объединения исполнителей со зрителями (коллективное пение, массовые игры, состязания, игровые средства и т.п.);
- использование юмора, шутки, смеха, спортивной программы.
Типы праздников. Праздники, проводимые школой, классифицируем по признаку содержания:
- государственные праздники: день Гос.языка, Нооруз, День защиты детей. Эти праздники формируют у детей патриотизм, любовь к Родине.
Кейс 5
В нашей школе празднование Нооруза проходит в дружественной обстановке. Ребята, совместно с куратором (воспитателем) готовят информацию по той или иной стране, которую они представляют (продумывают костюмы, готовят угощения). В день праздника ходят, друг ругу в гости. Таким образом, они путешествуют по странам.
- школьные праздники: День знаний, день учителя, дни здоровья и спорта, выездные школы, последний звонок, выпускной бал, школьный фестиваль искусств, школьные юбилеи, праздник книги. Эти праздники формируют у ребят любовь к школе, уважение к учителям и дружеское отношение к сверстникам. проводится в конце учебного года.
Кейс 6
День знаний. Начинается он торжественной ритуальной линейкой, а затем вся школа (2-11 кл) дети, совместно с педагогами, охраной и медиками, выезжаю на Иссык-Куль. Во второй половине дня и проводится «Первый урок» в неформальной обстановке.
Последний звонок начинается с торжественной линейки, а затем вся начальная школы выезжает за пределы школы. А в школе проводится номинации «школьНИКА»
Кейс 7
На день учителя, вся школа во главе со школьным парламентом выстраивается в большой живой коридор, встречая учителей с поздравлениями. Затем проводится линейка с поздравлениями. В течении дня учителя принимают участие в празднике в качестве учеников, а ученики в качестве учителей. Завершается этот день большим праздничным концертом.
- воинские: День Победы, День защитников Отечества. Эти праздники формируют у детей патриотизм, любовь к Родине.
Кейс 8
В эти дни наши ребята, совместно с кураторами и школьным парламентом посещают воинские части, помогают ветеранам. Так же к нам в школу приезжали ребята из поискового движения «Биздин Жениш - Наша Победа». Они рассказали о своей работе, как они разыскивают без вести пропавших солдат.
- семейно-бытовые: дни именинников. Благодаря им в классе формируется благоприятный психологический климат, доброе отношения между детьми.
Кейс 9
Заранее дети делают своими руками подарки, в виде открыток, сувениров для именинников. Затем в день рождения все ребята собираются в классе и поздравляют именинников. Все мероприятие сопровождаются играми, конкурсами и угощениями.
- дни здоровья и спорта. Дни здоровья и спорта проводятся один – два раза в квартал одновременно для всех обучающихся или по параллелям классов. Примерная их продолжительность зависит от возраста обучающихся и колеблется от двух-трех часов. День здоровья и спорта может проводиться с выездом за город. Такие дни укрепляют здоровье у детей, воспитывают любовь к культуре и спорту, развивают выдержку и внимание.
Кейс 10
У нас проводятся спортивные состязания под названием «Папа, мама, я!». В этот день собираются семейные команды и соревнуются в состязаниях. Также в день здоровья вся школы выезжает в горы для проведения зимней выездной школы, где учителя физической культуры готовят соревнования для детей. Итог этого мероприятия – катание детей с горы.
Новый год. Этот праздник особенно любим в школе. Каникулы и ёлка, подарки и празднества длятся несколько дней.. Весёлые игры, пение и пляски нравятся и ребятами их родителям. Формирует у детей веру чудо, сказку, в волшебство, дружеское отношение друг к другу, понимание и любовь.
Кейс 11
В этот день в школе царит сказочная обстановка, дети одеты в карнавальные костюмы, в предвкушении чуда и волшебства. После карнавального представления в классах проводятся новогодние вечера и чаепитие вместе с родителями с раздачей новогодних подарков.
8 Марта – праздник мам, бабушек и сестер. Формирует у детей любовь, уважение и нежное отношение к женскому полу.
Кейс 12
Он проводится в нашей школе индивидуально (каждый класс отдельно). Заранее дети готовят мамам, бабушками, учителям подарки и сувениры, сделанные своими руками. Затем проводится концерт – поздравления.
Глубинный смысл всякого праздника – торжественная, коллективная демонстрация жизненных сил, преодоление будничной монотонности. Праздник близок к творчеству, т.к. в нем находят выход энергия, изобретательность, художественный вкус участников.
Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей.
Рекомендации по улучшению проведения праздников.
Пополнить костюмерную новыми костюмами (персонажами) и декорацией.
Чаще привлекать детей к составлению сценария праздника. Оставлять выбор темы праздник за детьми
В Образовательном Комплексе «Илим» работа кружков и праздники взаимосвязаны. Особенно кружковая работа отображена, не только на тематических праздниках, но и на праздниках в целом. Дети демонстрируют свои умения области пения, хореографии, игры на музыкальных инструментов, дзюдо, изодеятельности.
Литература
- Журнал педсовет № 3. 2011.
- Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников» №5. 2011; № 3. 2011; № 8 2011.
- https//studbooks.net. кружок, как одна из форм организации внеурочной работы.