Конспект занятия по ручному труду на тему «Изготовление панно из семян». 4-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 4

Ключевые слова: изготовление панно


Тип занятия: применение знаний и умений.

Цель: научить детей изготовлению панно из различных видов семян.

Задачи:

  • Обобщить и закрепить полученные знания о семенах, учить создавать мозаику на основе «круг».
  • Развивать мелкую моторику рук, внимательность, навыки работы с клеем, эстетический вкус.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к прикладному творчеству.

Метапредметные результаты:

  • Проговаривание последовательности действий на занятии
  • Работа по образцу
  • Высказывание своего предположения
  • Умение слушать и понимать речь других
  • Соблюдение правил поведения
  • Понимание причины успеха (неуспеха)
  • Готовность к выполнению работ
  • Распределение учебного времени
  • Осознанность выполнения учебных действий

Форма занятия: занятие-практикум

Методы: репродуктивный, творческий, словесный, эвристический

Приёмы: выставка, рассматривание образцов, «Угадай-ка», обдумывание и проговаривание результатов

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: семена, клей, основа (цветной плотный картон), блюдца, баночки (посуда) для семян.

Ход занятия

1. Организационный этап

- Добрый день, ребята! Сегодня, мы с вами будем делать интересное панно, а вот из чего, вы узнаете, когда отгадаете мои загадки. Я буду загадывать загадку, а вы называть и показывать баночку (посуду) с семенами, о которых идёт речь.

Презентация

Посадили зёрнышко,
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвём,
Много зёрен соберем.
(СЕМЕНА ПОДСОЛНУХА)

Он большой, как мяч футбольный.
Если зрелый – все довольны.
(АРБУЗ)

Кто, покинув огород,
Возит маленький народ.
Да, совсем привыкла
Быть каретой … (ТЫКВА)

Он зелёный, круглый, гладкий,
Им стреляют из рогатки.
Супчик из него не плох.
Угадали все … (ГОРОХ)

Кто тут самый музыкальный,
У кого слух идеальный?
Ноты до, ре, ми, фа, со, ля, соль
Знает каждая … (ФАСОЛЬ)

Ох, Ох, Ох. Мы, конечно, не горох.
Мы куда важнее, краше и крупнее.
Но признаемся мы честно:
Нам в своих домишках тесно.
Также как горошинам – ничего хорошего.
С ними мы одной судьбы
Называемся … (БОБЫ)

- Ребята, а для каких семян не нашлось загадки? (ЧЕЧЕВИЦА)

- Вот вам домашнее задание: придумать загадку про чечевицу.

- Молодцы! Все семена правильно назвали и загадки разгадали.

- А теперь назовите сказку, где злая мачеха заставляла перебирать крупу падчерицу. («ЗОЛУШКА»)

- Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая так и называется «Золушка»

- Я сейчас раздам вам тарелочки, на них разные семена, внимательно рассмотрите их, потрогайте руками. (БОБЫ, ТЫКВА, ГОРОХ)

- Очень хочется посмотреть, насколько вы внимательны. Вам нужно, как Золушке, перебрать семена, но только с закрытыми глазами. Бобы в одну сторону тарелки, тыкву – в другую, горох – посередине.

- Мы знаем, что Золушка работала быстро, чтобы всё успеть. Приготовились, закрыли глазки. Приступаем, кто быстрее?

Дети перебирают семена в индивидуальных тарелках.

- Молодцы! Перебранные семена разложите по баночкам, они нам ещё пригодятся.

2. Основной этап

- Ребята, мы неслучайно и загадки отгадывали про семена, и перебирали их, панно которое мы будем сегодня делать, будет именно из семян. Орнамент будущей работы вы выбираете по желанию. Посмотрите пожалуйста презентацию с различными видами орнамента.

Также для оформления нашей работы мы будем использовать мозаику. Что такое мозаика?  

Мозаика – это изображение из маленьких элементов. Мозаику можно делать из разных материалов: бусинок, стекляшек, бумаги и многого другого. Мы будем использовать семена. Семена у нас разные по размеру (большие и маленькие), цвету (…), форме (…).

- Для мозаики мы возьмём основу в виде круга. Круги разного цвета, чтобы мозаика получилась яркая, красивая. Чтобы семена на круге хорошо выделялись, давайте подумаем, какие семена лучше для этого использовать.

Например, возьмём круг жёлтого цвета, какие семена лучше подойдут.

- А самое главное, если основа круг, то и приклеивать семена будем по кругу, в какую сторону не поверни – всё будет правильно.

- Приступаем к выполнению мозаики.

Возьмите себе в помощники фантазию и терпение, они вам очень пригодятся. Давайте творить красоту, как Золушка. Постараемся работать быстро, красиво, аккуратно. Приклеивать семена будем с помощью клея.

Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.

- Передавать ножницы необходимо кольцами вперед и с сомкнутыми лезвиями;

- Ножницы во время работы нужно класть со стороны рабочей руки, кольцами к себе;

- Клей нельзя нюхать и брать в рот, быть с клеем очень аккуратным.

- При работе с клеем избегайте попадания в глаза.

Физкультминутка

- Ребята давайте с вами отдохнем, и превратимся в прекрасных бабочек…

Утром бабочка проснуласьпотянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела, на четыре – полетела.
У реки остановилась, над водою закружилась

- Давайте сделаем гимнастику для глаз, пусть отдохнут наши глазки:

А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.

И пальчики (пальчиковая гимнастика):

Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Поработали немного,
Но дадим им отдохнуть.

(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения)

Теперь приступаем к выполнению задания.

Самостоятельная работа детей.

Индивидуальные консультации.

Во время работы педагог следит за правильной посадкой детей.

Правила посадки на занятии:

  1. Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.
  2. Корпус нужно держать прямо или слегка наклонить вперед.
  3. Голову слегка наклонить вперед.
  4. Нельзя опираться грудью на стол.
  5. Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см.
  6. При работе не следует ставить локти на стол.
  7. Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
  8. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).

Заключительная часть

- Молодцы! Вы на «отлично» справились со своей задачей. Мне было очень приятно с вами работать.

- Ребята в сказке про Золушку, Добрая Фея дарила ей разные подарки. Какие? (ответы детей).

- Как вы думаете, что можно сделать с вашими панно (ответы детей)

- Такое панно не только украсит ваш интерьер, но и сможет стать приятным подарком для близких людей. Удивляйте и радуйте своих близких и получайте от этого удовольствие.

- И по традиции, закончим занятие мини-выставкой.

Подведение итогов занятия

- Ребята, чему вы научились на занятии? (Познакомились с разными видами семян. Изготовили панно из них. Узнали что такое орнамент, мозаика).

- Какие задания вам показались самыми легкими? Трудными?

- Над чем еще надо поработать?

- Довольны ли вы своей работой на занятии?

- Какая работа вам понравилась больше всего? С какой было справиться труднее всего?

- Что нужно делать, чтобы преодолеть эти препятствия?

Уборка рабочих мест.

Не забудьте подготовить загадку про чечевицу.

Рефлексия

- А теперь оцените свою работу на занятии.

- Перед вами на столе лежат смайлики из бумаги, фломастеры, если вы достигли поставленной цели, раскрасьте смайлик зеленым цветом; если у вас были затруднения, но вы с ними справились – желтым; а если у вас остались вопросы – красным.

Дети раскрашивают смайлики и показывают педагогу, который фиксирует для себя результат.

- Спасибо за работу, вы молодцы!