В современной образовательной среде очень часто приходится слышать высказывания о «нужности или ненужности» того или иного учебного предмета школьной программы, а «трудный» и чересчур «заумный» предмет Химия поддается, увы, не каждому ученику. Ни для кого не секрет, что малейшие трудности в обучении сказываются на отношении к учебе. Тем не менее, в системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет в наши дни занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основ химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни.
Преодолевая трудности в процессе изучения химии особое место следует отводить творческим работам, которые способствуют усовершенствованию такого навыка как работа с информацией. Обучающиеся знакомятся с текстами, преобразовывают содержащуюся в них информацию, систематизируют, анализируют, сопоставляют, обобщают прочитанное, содержащееся в готовых информационных объектах.
Выполняя творческие работы, обучающиеся учатся выделять главную и избыточную информацию, представлять информацию по теме в сжатой словесной форме и в наглядно-символической форме: заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты. У обучающихся постепенно формируется потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.
За страницами учебника химии продолжается кропотливая работа по формированию и развитию основ читательской компетенции и вместе с этим развивается интерес к познанию секретов химической науки и позитивное отношение к предмету.
В 8 классе выполняются творческие работы по основным разделам программы: «Кислород и озон», «Водород» «Удивительная вода» и другие. В 9 классе выполняются вариативные творческие работы по основным темам: «Галогены», «Сера», «Фосфор», «Углерод»,»Кремний» и другие.
Некоторые виды творческих работ приводятся ниже.