Проблемы развития электронного образовательного пространства школы (из опыта работы)

Разделы: Информатика

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы


Для современного ребёнка семья, школа и учитель уже не являются основными источниками получения информации о мире. За последнее десятилетие резко возросла информационная грамотность большинства детей, поэтому перед школой стоит актуальная проблема формирования информационно-компетентной личности, которая «идет в ногу со временем». По нашему мнению, уже с начальной школы система образования должна в полной мере использовать все возможности – современные образовательные технологии, формирующие умения работать с информацией, в том числе информационно-коммуникационные технологии, Интернет, дистанционные формы обучения.

Используемые педагогами средства информационных технологий меняют подходы к подаче материала учащимся, повышают уровень усвоения информации, мотивируют школьников самостоятельно накапливать и применять новые сведения на практике. В свою очередь, стремительное развитие информационных технологий порождает значительное количество новейших средств, требующих глубокого анализа перед их внедрением в образовательный процесс.

Разнообразие электронных образовательных ресурсов (ЭОР - единых программно-методических комплексов, интегрирующих различные компьютерные средства обучения и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), их использование на занятиях дает положительные результаты, поэтому практически каждый педагог в своей деятельности регулярно обращается к различным официальным, прошедшим редактуру и экспертизу, и неофициальным цифровым изданиям.

В нашей образовательной организации достаточно активно педагоги и ученики работают с электронными учебниками, а также используют бесплатные сервисы LECTA. ЭФУ (электронная форма учебника) — это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника (определение МОН РФ по Приказу от 18 июля 2016 г. № 870).

Чаще всего во время учебного процесса в школе педагоги используют модель «Демонстрационный режим». В данной модели электронные ресурсы, электронные формы учебников используются только на компьютере учителя, выводятся через проектор на экран для общего просмотра и(или) на интерактивную доску. При этом педагог получает возможность использовать следующие функции: фронтальная работа с классом с мультимедиа ресурсами ЭФУ, индивидуальная (групповая) работа с интерактивными объектами ЭФУ, индивидуальная работа с заданиями для контроля ЭФУ, фронтальная и индивидуальная работа с дополнительными электронными образовательными ресурсами. В этом случае школа приобретает лицензии для использования электронной формы учебника, которая устанавливается на компьютер учителя, а учащиеся работают с ЭФУ на домашних компьютерах. В настоящий момент массового внедрения ЭФУ в школе невозможно, т.к. далеко не все электронные учебники вошли в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством просвещения для освоения школьниками ООП ООО, СОО.

Весной 2019 года инициативная группа учителей школы приняла участие в серии обучающих семинаров в Байкальской международной бизнес-школе Иркутского государственного университета, в результате чего были созданы курсы дистанционного обучения на платформе дифференцированного интернет-обучения Гекадем. Включение дистанционных курсов в учебных план расширяет возможности педагога и учеников, выводя процесс обучения из стен школы, побуждает школьника к самостоятельности и повышает его мотивацию к учению. Педагогами школы разработаны дистанционные курсы по разным направлениям. Учебный курс по информатике (раздел «Компьютерной графики» для 6-8 кл), учебный курс по математике (раздел «Многогранники» для 10 кл.), учебный курс по русскому языку («Ошибок нет» для 9 кл.), учебный курс по химии («Решение задач» для 10 кл.). Также находятся в состоянии доработки еще несколько курсов.

По результатам внедрения в учебный процесс дистанционных курсов, можно сделать выводы о неготовности школьников 5-9 классов ( в отличие от учеников старших классов) работать дистанционно, у ребят пока не сформирована мотивированная самостоятельность в освоении новых знаний, им необходимо живое общение с учителем, получение оценок без ожидания.

Отдельно хочется остановиться на таких образовательных платформах как Учи.ру, Я-класс. Данные образовательные ресурсы позволяют индивидуализировать образовательный процесс, а учитель через личный кабинет может в любое время узнать, сколько заданий выполнили ученики, сколько времени было затрачено на решение, какие задания и темы вызывали наибольшие затруднения. Это позволяет педагогу увидеть пробелы в знаниях учащихся и вовремя устранить их. Платформа Учу.ру ориентирована на учеников начальной школы, даёт возможность каждому ученику осваивать учебный материал играя. Портал Я-класс ориентирован для учеников средней и старшей школы. Особенность платформы Я-класс в том, что она способна генерировать огромное количество задач по любой заданной теме, то есть представляет собой тренажёр с бесконечным числом вариантов. Образовательные платформы разные, но цели, которые достигают учителя, используя их в своей практике, одинаковы – это улучшение образовательных результатов, повышение мотивации к учению, доступность для детей с ОВЗ и мгновенная статистика результатов выполнения заданий.

Однако проблемы внедрения ЭОР в систему образования все же остаются. Основная проблема связана с недостаточным квалификационным уровнем педагогов в области использования информационных технологий, наличием у них определенных компетенций; вторую проблему определяет недостаточное материально-техническое оснащение образовательного учреждения; третья проблема – проблема отсутствия качественных и апробированных методик использования ЭОР в образовательном процессе. Тем не менее, школа развивается, ищет ресурсы (педагогические и материальные), занимается внедрением новых технологий для повышения качества и эффективности учебного процесса.

Список литературы

  1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Колошеин А.П. Технология применения электронных образовательных ресурсов в вузе // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Информатика и информатизация образования. 2012. № 23. С. 8–13. URL: https://www.mgpu.ru/nauka/sien_mag/ vestnik_mgpu (дата обращения: 10.01.2019).
  2. Шаршов И.А., Белова Е.А. Анализ педагогических возможностей электронных образовательных ресурсов с элементами автодидактики // Интеграция образования. Т. 22, № 1. 2018 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/17565117 (дата обращения: 10.01.2019).
  3. Акользина Е.А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства и недостатки. // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (22), 2016 URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=33844713 (дата обращения: 10.01.2019).
  4. Восемь российских он-лайн сервисов в помощь ученикам. URL: https://mel.fm/poleznyye_ssylki/614375-edu (дата обращения: 10.01.2019).