Особенности реализации проектной деятельности в школе

Разделы: Профессия — педагог, Руководство учебным проектом

Ключевые слова: проектная деятельность, ФГОС, УУД, компетенции, школьный проект, предметные связи


Основная образовательная программа (ООП) основного общего образования предусматривает проверку у учащихся сформированных УУД (универсальных учебных действий) через проектную технологию1. Учащиеся должны развить свои познавательные навыки, научиться самостоятельно планировать свою деятельность, систематизировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, уметь критически мыслить, решать конкретную проблему и делать самостоятельные выводы. Использование разнообразных методов и средств обучения, метапредметных связей, знаний из других научных областей, творческое начало — помогает получить качественный продукт в финале проекта и сформировать устойчивые компетенции у учащихся. Именно развитие компетенций делает ученика готовым достигать поставленные цели и задачи. Развитие компетенций — основа модернизации образования, показатель его нового качества1.

_____________________

1 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/38e6fc208f73b94f1595dbebf3aafb62c3f41281/ (дата обращения 10.09.2018). Загл. с экрана. Яз. рус.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 URL: https://минобрнауки.рф/документы (дата обращения 12.09.2018). Загл. с экрана. Яз. рус.

Проектная деятельность является видом самостоятельной деятельности учащегося. В Гимназии№ 34 г. Саратова в проектную деятельность вовлечены все учащиеся, с 1 по 11 класс. Учащиеся 1-4 кл. элементы проектной деятельности реализовывают в рамках решения проектных задач на уроках, учащиеся 5-9 кл. - занимаются проектной деятельностью в рамках промежуточной аттестации, а учащиеся 10-11 кл. - ориентируются на профильные предметы. Часто именно со школьного проекта начинается работа над проектом конкурсным.

В начальной школе основными участниками проектной деятельности, её вдохновителями, кураторами и реализаторами являются, естественно, взрослые: учитель и родители. Ребенок постепенно вовлекается в процесс, ему поручаются эмпирические методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, описание и сравнение, т.е. выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей и отношений3. А учитель направляет ребенка на выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений, таким образом, формирует теоретический уровень научного познания, обозначая проблему, формулируя гипотезу и выводя теорию4. С 6 по 11 кл. учащиеся самостоятельно реализовывают все этапы проектной деятельности: проектный замысел, анализ проблемы, целеполагание, планирование, изготовление проектного продукта, анализ деятельности и результата.

_____________________

3 Семке Н.Н. Справочник по обществознанию. М., 2016. С. 26.

4 Семке Н.Н. Справочник по обществознанию. М., 2016. С. 27.

Проектная деятельность с 1 по 6 кл. может носить не только индивидуальный, но и групповой характер, в этом случае развиваются навыки общения, распределение социальных ролей и действий, умение работать в команде, что безусловно, очень пригодится ребятам в реальной жизни. С 7 по 11 кл. приветствуются индивидуальные проекты, как возможность проявить исследовательские, прикладные навыки, опираясь на знания, делать обоснованные умозаключения, принимать аргументированные решения, делиться накопленным опытом.

История и обществознание, вероятно, самые востребованные дисциплины на предметном поле проектной деятельности. Возможность построения метапредметных связей, социальная платформа дисциплин, большой выбор источников, делает проект универсальным и интересным на любой ступени обучения. Это обуславливает ежегодно большое количество желающих работать над проектом именно в сфере общественных наук.

Основываясь на личном опыте, позволю поделиться своими наблюдениями. С 1 по 5 класс дети работают над проектом вместе с родителями или учителем, часто группой или парой, проекты носят общеразвивающий и познавательный характер, формируется устойчивый интерес к такой форме деятельности. В 6 кл., когда ученик начинает работать над проектом самостоятельно, помощь существенно сокращается, но интерес к самостоятельной работе усиливается, а заложенный уровень качества формирует ответственное отношение к проекту. Учащиеся 9-11 кл., ориентированные на профильное обучение, мотивированы экзаменационными испытаниями. А учащиеся 7-8 кл. проектную деятельность часто воспринимают как одну из форм работы. Мне обозначились три группы разной степени заинтересованности в проектной деятельности:

  • Перспективная группа. Дети с высоким уровнем личной мотивированности, активные и работоспособные.
  • Группа риска. Дети с низким уровнем мотивированности — уклоняющиеся от любого вида деятельности.
  • Группа резерва. Дети, умеющие работать с информацией, часто неплохо успевающие по предмету, но пассивные, не проявляющие явный интерес к проектной деятельности.

Занимательно, что последняя группа ребят вывела свою универсальную формулу проектной деятельности: «Три книжки, соцопрос — и проект готов за два дня». В некотором роде, это тоже сформированная компетенция: умение делиться личным опытом, способность ориентироваться в быстро изменяющемся мире, умение находить нужную информацию, умение оценивать свои возможности в достижении поставленной цели и способность прогнозировать результат.

Психологи обращают наше внимание, что возраст 13-15 лет характерен открытой формой юношеского максимализма, который проявляет себя явно через отрицание, непослушание, игнорирование, бунт и другие внешние проявления, в том числе и внешнее равнодушие, пассивность. Это своеобразная защита от окружающего мира, боязнь быть непонятым, непризнанным, высмеянным обществом. Поэтому часто подросток выбирает тактику наименьшего сопротивления — пассивность. Сказали — сделал, позвали — пришел, задали — выполнил. Но задача учителя — создать условия, чтобы извлечь скрытый в каждом ребенке потенциал, помочь ему самореализоваться в обществе. В чём нуждаются подростки? Во внимании к его личности, его проблемам, в абсолютном принятии его точки зрения и его самого, хотят быть услышанными и что бы их мнение было авторитетным. Как должен действовать учитель в такой непростой личностной ситуации ученика, чтобы вовлечь последнего в проектную деятельность, помочь найти себя и открыть путь к успеху? Надо уметь не просто слышать, что говорит ученик, но и слушать его. Именно неподдельное внимание к ученику поможет учителю услышать от него самого тему будущего проекта, основанную на его личном опыте и тут же предложить реализовать его. Ученик, как правило, положительно отзывается на такое предложение.

Второй важный момент в реализации проекта — помочь ученику выбрать продукт проектной деятельности, чтобы ребенок реально приобрел новые знания и навыки. Дети, работающие над проектом, в качестве продукта чаще всего используют проведение социального опроса, подготовку и проведение классного часа, изготовление стенгазеты, буклетов, памяток, учебных кроссвордов, карточек, тестов или презентаций. Но и тут возможна модернизация! Можно предложить ученику провести параллельно опрос в соцсетях, либо на специальной интерактивной платформе и сравнить полученные результаты, уровень активности участников; для изготовления учебных буклетов, памяток, кроссвордов, карточек, тестовых заданий можно подсказать ученику компьютерные программы, даже стенгазету можно изготовить интерактивно, одновременно дистанционно работая с группой участников; для презентации можно предложить научиться пользоваться новыми эффектами, воспользоваться новой интерактивной платформой, дизайнерскими решениями, научиться составлять уникальные шаблоны для своих презентаций и т.д. Разумеется, сам учитель должен владеть этими умениями и навыками.

В моей практике есть примеры успешного сотрудничества с учениками из каждой группы, но особенное чувство победы и морального удовлетворения доставляют успехи ребят из группы резерва. В прошлом учебном году, в рамках подготовки к итоговой аттестации, среди 20 учеников, выбравших для проектной деятельности предметы историю и обществознание, я отметила двух учениц 8 кл., готовых без энтузиазма работать над любой темой проекта. Завязав разговор об интересах, практически сразу выяснилось, что семьи девочек заядлые путешественники не только по миру, но и по Саратовской области. Мы тут же выяснили, где именно в области особенно понравилось отдыхать каждой и сразу определились, что им стоит поделиться своим опытом в рамках работы над проектом по краеведению. Одна выбрала путешествие в г.Хвалынск, другая — экологический туризм по р. Медведица. В ходе работы над проектом мы выработали единую концепцию исследования - сравнительный анализ способов путешествия: своим ходом на машине, автобусе или организованный отдых с экскурсионной группой. А результат-продукт был различным.

Ученица, работавшая над путешествием в г.Хвалынск не просто просчитала экономическую выгоду и выделила приоритеты путешествия с организованной группой и самоорганизованной поездки, она составила экскурсионную программу, нашла туроператора и предложила посетить г. Хвалынск по её маршруту всем классом. В итоге в г.Хвалынск поехала вся параллель 8-х классов. После путешествия она получила обратную связь, проведя опрос среди участников поездки и сравнила впечатления ребят с отзывами из Интернета, подготовила слайд-шоу из фотографий и провела классный час о г. Хвалынске — курортной жемчужине Саратовской области. А маршрут и экскурсионную программу выложила в Интернете в открытом доступе.

Вторая ученица просчитала экономическую выгоду семейного отдыха выходного дня на берегу р. Медведица в окрестностях г. Аткарска Саратовской области, в том числе и сплав по р. Медведица, как разновидность экстремального отдыха. Была изготовлена интерактивная карта, на которой были отмечены наиболее удобные места для стоянки лагеря и лучшие пляжи. Карта так же была выложена в Интернет в открытом доступе.

Обе девочки работали с воодушевлением, использовали знания по географии, по истории Саратовского края, по экономике, привлекали информационные технологии и использовали математические навыки. Сталкиваясь с трудностями, самостоятельно обращались за помощью к предметникам по географии, информатике, истории. Научились создавать маршрут и размещать интерактивную карту реального времени на платформе информационной среды портала realtimeboard.com. Самый главный результат-эффект, полученный по итогам проекта — это проснувшийся интерес девочек к проектной и исследовательской деятельности. В наступившем учебном году они заявили желание выйти за рамки школьного проекта и участвовать со своими работами в городских конференциях и мероприятиях более значительного уровня. Кроме того, девочки предложили свои темы для новых исследований и озадачены поиском и выбором оригинального результат-продукта своей проектной деятельности.

Таким образом, в описанных случаях были реализованы основные задачи, которые ставит перед образованием современное общество: готовность к непрерывному образованию, развитие способности приобретать новые знания, умение работать с информацией и делать самостоятельные умозаключения, творчески решать поставленные задачи, ориентироваться в современном информационном пространстве, сформированы исследовательские умения, отработан навык публичного выступления5.

_____________________

5 Комплексный проект по модернизации педагогического образования. URL: http://педагогическое образование.рф/xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m.xn--p1ai/ (дата обращения 11.09.2018). Загл. с экрана. Яз. рус.

Метод проектов позволяет связать теорию с практикой, организовать сотрудничество со одноклассниками, совместную деятельность с учителем, дает возможность творчески решать поставленную проблему, применять интегрированные знания, развивает познавательность и коммуникативность, самостоятельность. Сотрудничество учителя и ученика приносит замечательные плоды, если учитель не сдерживает инициативу ученика, но направляет её в самостоятельное русло реализации проектной деятельности.