Подготовка к тематическому монологическому высказыванию (ОГЭ по английскому языку)

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык, ОГЭ по английскому языку


Устная часть экзамена проходит с помощью компьютера, куда записываются ответы. Участнику предлагается выстроить связное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на предложенный в задании план, состоящий из 4-х пунктов, в последнем из которых надо выразить свое отношение к теме задания.

На подготовку к ответу выделяется 1,5 минуты, а на само высказывание - 2 минуты. Если вы не успеваете ответить за отведенное время запись все равно прекращается и соответственно экспертом проверяется только 2 минуты.

За время подготовки необходимо в первую очередь внимательно прочитать текст задания, обращая особое внимание на вопросы, которые необходимо раскрыть с учётом времени, отводимого на ответ, и требуемого объёма высказывания. Затем нужно продумать само монологическое высказывание, а именно: вступление (представление темы), основную часть (раскрытие четырёх аспектов задания), заключение (подведение итога сказанному, выражение своего мнения). Впрочем, для вступления и заключения можно использовать шаблоны, что я и советую делать. В процессе подготовки записи вести нельзя.

Рекомендованный объём монологического высказывания - 10-12 фраз. Именно фраз. В одном сложном предложении их может быть 2 и более. За успешное выполнение данного задания можно получить максимум 7 баллов.

В идеале во время ответа вам необходимо:

  • начать со вступительной фразы;
  • раскрыть содержание всех аспектов задания;
  • давать развёрнутую аргументацию, если в одном из аспектов задания есть пункт why;
  • стараться не давать избыточную информацию, которая не обозначена в пунктах плана;
  • правильно использовать лексические единицы и грамматические формы и конструкции, соответствующие коммуникативной задаче и уровню сложности задания;
  • подвести итог, обобщив сказанное в основной части высказывания, и дать заключительную фразу.

Как эксперт, который уже несколько лет проверяет устную часть, я советую выбирать стандартные введение и заключение.

Для введения используйте такие фразы как:

Let me give a talk about…
I'd like to give a talk about...
Now I would like to speak about…

В качестве заключения.

That'sall. Thank you for your attention.
That's all I wanted to tell you about… I hope you liked my answer.

Без сомнения умные и правильно составленные, не шаблонные начало и окончание звучат выигрышно и оставляют хорошее впечатление. С другой стороны, баллы они вам не добавят, а сдаёте вы экзамен не ради того, чтобы впечатлить неизвестного вам человека. Можете ли вы в 10 случаях из 10 правильно всё сформулировать так, чтобы посторонние люди поняли, что данные отрывки является именно вступлением или заключением? Экспертам гораздо проще отреагировать и поставить плюс за организацию высказывания если они слышат шаблон, к которому привыкли и который легко однозначно интерпретировать. Сама руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ по иностранным языкам Мария Валерьевна Вербицкая приводит в качестве образца именно стандартизированные предложения.

Объем высказывания важен и напрямую влияет на итоговые баллы. Можно попытаться увеличить его с помощью растягивание введения и заключения. Однако ключевое здесь слово «попытаться».

I'd like to give a talk about (тема монолога). Some people think this topic is worth discussing. Others that it's unimportant and doesn't deserve a conversation. I join the latter opinion and want to express my view.

Слишком большие по сравнению с основной частью начало и конец могут не засчитать или даже поставить минус за организацию высказывания. Если вы все-таки решите это сделать, то следует говорить всё время в одном темпе. Лично я советую ограничиться по одному предложению на начало и конец.

Если вы отвечаете на тот или иной пункт плана заранее заученными фразами, то они должны соответствовать ему и не выглядеть чем-то инородным. Полностью ответить монолог с помощью топика, шаблона у вас не получится. Вы отойдете от проблематики зада­ния и раскроете не все предложенные в нём аспекты.

Пункты плана - это не просто вопросы, на которые можно ответить одной фразой. Старайтесь комментировать каждый пункт плана не менее чем двумя-тремя. Так вы гарантированно наберёте необходимый объём высказывания, а ваш ответ будет достаточно распространённым, полным и точным. Надо также помнить о том, что за недостаточный объем, даже если вы и ответили на всё, вам снизят балл.

В задании часто встречается пункт «Why». Он особенный и требует развёрнутой аргументации. Можно использовать шаблоны типа Because it is useful/ convenient/ comfortable/ interesting/ healthy/easy и т.д., но если вы скажете только это эксперт может посчитать ваш ответ неполным. Используйте его только в случае, если потом планируете более полно раскрыть свою позицию. Или если вам совсем нечего сказать.

Для, чтобы увеличить объем высказывания, не отходя при этом от темы начните с об­щей фразы о том, что есть несколько причин того или иного.

There are several reasons why… (сам пункт плана).

Либо

To my mind, there are 2\3\4 reasons why… (сам пункт плана). Затем перечисляйте эти причины.

На пункт плана why it is important to learn foreign languages можно построить ответ так:

I think there are many reasons why it is important to learn foreign languages. People want to know languages, to write to their pen-friends or to communicate with people from different countries, to meet more people and make new friends. Also, they want to read books of famous writers in original, to read newspapers and magazines.

Если же вы ответите следующим образом, то эксперт посчитает, что аспект раскрыт не полностью:

People learn foreign languages because it's useful for them. - аспект раскрыт не полностью.

Ваша речь должна быть естественной и спонтанной без заученных наизусть длинных предложений из топиков. Во всяком случае такие предложения лучше говорить в вашем обычном темпе речи. Для этого используйте в своем ответе следующие слова и выражения:

  • Well, … - Ну …
  • To tell the truth … - Честно говоря …
  • To be honest … - Если быть честным …
  • You know, … - Знаете …
  • As far as I know, … - Насколько я знаю …
  • As far as I can see, … - Насколькоя могу судить …
  • Actually, … - На самом деле …
  • The thing is that … - Дело в том, что …
  • It's a kind of … - Это что-то вроде …
  • I am sure that … - Я уверен, что …
  • I believe that … - Я полагаю, что …
  • I think that … - Я думаю, что …
  • In my opinion … / To my mind … - По-моему мнению …
  • Let me see. - Дайте-ка подумать.
  • Without any doubt, … - Вне всякого сомнения …
  • It goes without saying that … - Понятно без слов… / Безусловно...
  • Firstly, … - Во-первых, …
  • Secondly, … - Во-вторых, …
  • Thirdly, … - В-третьих, …
  • Besides, … - Кроме того …
  • Moreover, … - Более того …
  • Last but not least, … - Последнее, но не менее важное …
  • I should say / I admit that … - Хочу сказать / отметить, что …
  • By the way, … - Кстати, …
  • All in all, … - Вцелом …
  • In conclusion, … - В заключение …
  • First of all,...
  • Besides,... / In addition,... Moreover,... /What is more,... Finally,...

Самые на мой взгляд полезные простые, универсальные союзы это also, besides, in addition, moreover. Напомню, что на каждый пункт плана хорошо бы сказать хотя бы пару предложений и эти слова прекрасно служат для соединения этих предложений в связный текст. Такие вводные конструкции как In my opinion, To my mind, I consider будут полезны, когда нужно будет выразить свое мнение в четвёртом пункте вас плана.

Используйте слова и выражения из самого задания (за это не снижаются баллы). Это позволит вам ответить на пункты плана правильное не прилагая дополнительных усилий. Экзамен это стресс и как правило участники справляются хуже, чем на тренировках. При переформулировке Вы можете пропустить ключевую информацию и ответ вам не зачтут. Для примера посмотрим на 3 ответа на вопрос - what sports activities are popular with teenagers in your region;

Отсутствие таких фраз как «in my region», «among teenagers» если в плане они есть, ведет к тому, что ответ вам не засчитают, или засчитают как неполный.

Task 3. You are going to give a talk about keeping fit. You will have to start in 1.5 minutes and speak for not more than 2 minutes (10-12 sentences). Remember to say:

  • why a healthy lifestyle is popular nowadays;
  • what you do to keep fit;
  • what sports activities are popular with teenagers in your region;
  • what your attitude to a healthy lifestyle is.

I think, football in summer and volleyball in winter are the most popular sports activities among teenagers. Volleyball and cycling are also wide-spread and have their own fans. - Пункт плана раскрыт не полностью, так как не уточнено, что данные виды спорта популярны в регионе отвечающего.

I think, football in summer and volleyball in winter are the most popular sports activities in my region. Volleyball and cycling are also wide-spread and have their own fans. - Пункт плана раскрыт не полностью так как не уточнено, что данные виды спорта популярны среди подростков.

I think, football in summer and volleyball in winter are the most popular sports activities with teenagers in my region. Volleyball and cycling are also wide-spread and have their own fans. - Пункт плана раскрыт полностью

В среднем у вас должно получиться по две-три фразы на каждый пункт плана. Что же делать если у вас низкий темп речи, вы не знаете, как расширить свой ответ до требуемого объема (минимум 6 предложений), не успеваете за отведенное время и в результате ваш ответ получает 0 баллов? В таких случаях вам поможет только тренировка. Не пытайтесь сразу сказать все 10-12 предложений. Для начала хватит и 4 на основную часть и 2 на шаблон начала и конца. Это задача намного проще и времени вам точно хватит. По сути вы просто отвечаете на пункты плана, воспринимая их как вопросы. После «краткого» монолога подумайте, что ещё можно сказать и увеличьте объем до нужного. Постепенно тренируясь в таком ключе ваш навык устной речи будет расти и если вы начали готовиться к экзамену заранее вы, скорее всего, сможете сказать нужное количество предложений. Если же у вас всего несколько дней в запасе и вы не справляетесь с коммуникативной задачей на максимум вам нужно помнить, что отсутствия заключения снимает вам балл, отсутствии ответа на вопрос ещё два, а если вы не успели с тремя пунктами плана то за всё задание получите 0. С другой стороны при более кратком ответе, к примеру, в 7 предложений, скорее всего, и количество ошибок будет меньше (а они у вас скорее всего будут, т.к. медленный темп речи свидетельствуют о посредственном или плохом знании языка). В целом такой ответ по баллам скорее всего будет более выгоден.

При оценивании ответа эксперт учитывает полноту раскрытия темы, объём высказывания, его организацию и языковое оформление. Давайте более подробно рассмотрим критерии оценивания.

3 балла можно получить за коммуникативную задачу. Здесь оценивается насколько полно и точно вы ответили на пункты плана (которые здесь называются аспектами), а также объем высказывания.

3 балла.

Коммуникативная задача выполнена полностью: цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объёме (полно, точно и развёрнуто); раскрыты все четыре аспекта, указанные в задании. Объём высказывания: 10-12 фраз.

2 балла.

Коммуникативная задача выполнена: цель общения достигнута; НО тема раскрыта не в полном объёме (один аспект раскрыт не полностью). Объём высказывания: 8-9 фраз.

1 балл.

Коммуникативная задача выполнена частично: цель общения достигнута частично; тема раскрыта в ограниченном объёме (один-два аспекта не раскрыты ИЛИ два аспекта раскрыты не в полном объёме, остальные аспекты раскрыты полно и точно). Объём высказывания: 6-7 фраз.

0 баллов.

Коммуникативная задача не выполнена: цель общения не достигнута; три аспекта содержания не раскрыты.
Объём высказывания:5 и менее фраз.

Очень важным моментом является то, что при получении 0 баллов по этому критерию, за все задание ставится 0 баллов. Мы видим, что минимальный объем монолога это 6 фраз. В них входит и введение с заключением.

Полным и точным ответом считается ответ, детально раскрывающий содержание всех пунктов плана и отвечающий коммуникативной задаче. В развёрнутом ответе содержится несколько предложений на каждый пункт плана, эти предложения являются распространёнными.

Неточный ответ характеризуется:

  • несоответствием содержания коммуникативной задаче и предложенному плану;
  • отходом от темы, избыточной информацией, рассказом вместо описания, элементами «топика», фактическими ошибками;
  • непонятными из-за языковых ошибок фразами.

Помните: и содержание и форма в данном задании важны, однако, если вам не удастся раскрыть аспекты содержания, вы рискуете получить 0 баллов за всё задание даже при идеальном языковом оформлении вашего высказывания.

Следующий критерий - Организация высказывания. Здесь рассматривается насколько ваш монолог логически правилен, есть ли в нем введение и заключение.

2 балла.

Высказывание логично и имеет завершённый характер; имеются вступительная и заключительная фразы, соот­ветствующие теме; средства логической связи используются правильно

1 балл.

Высказывание в основном логично и имеет достаточно завершённый характер, НО отсутствует вступительная ИЛИ заключительная фраза, имеются одно-два нарушения в использовании средств логической связи.

0 баллов.

Высказывание нелогично И/ИЛИ не имеет завершённого характера, вступительная и заключительная фразы отсутствуют; средства логической связи практически не используются или имеются многочисленные ошибки в их использовании.

Средства логической связи - это союзы и вводные фразы. Не следует менять последовательность предложенных пунктов плана. В предложенном вам плане всегда есть внутренняя логика развития монологического высказывания, которая, однако, может быть неочевидна для на первый взгляд. Говоря проще, вам могут снизить балл по критерию «организация высказывания». Обратите внимание, что если вы не говорите вступительную и заключительную фразу, то по этому критерию у вас будет 0 баллов.

Под языковым оформлением понимается точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения; правильность формирования лексических словосочетаний, запас слов и разнообразие используемой лексики; точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания, разнообразие и правильность используемых грамматических средств. Здесь от вас не требуется демонстрации всех грамматических явлений, изучаемых в курсе основной школы, но и строить свой ответ только с помощью Present Simple Active не стоит. Желательно как минимум включить в свой ответ что-то еще: страдательный залог, сложное дополнение, степени сравнения прилагательных, обороты There is/are, использовать синонимы, безличные предложения и т.д.

2 балла.

Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче (допускается не более четырёх негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более трёх негрубых фонетических ошибок)

1 балл.

Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче (допускается не более пяти негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более четырёх негрубых фонетических ошибок)

0 баллов.

Понимание высказывания затруднено из-за многочисленных лексико-грамматических и фонетических ошибок (шесть и более лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ пять и более фонетических ошибок) ИЛИ более трёх грубых ошибок.

Под грубыми ошибками понимаются ошибки элементарного уровня (то, что проходят еще в начальной школе) либо ошибки, меняющие смысл высказывания. Так, например, отсутствие окончания -s/-es в глаголах 3-го лица ед. числа (she read9, he go* вместо she reads, he goes) или неправильная форма сравнительной степени прилагательного bad (badder вместо worse) являются ошибками элементарного уровня, так как данные формы изучаются в начальной школе. Если вместо слова house используется слово home в предложении I go house after school или слово IT произносит как it, то это считается грубыми ошибками. Повторяющиеся ошибки считаются за одну.

Тренироваться прежде всего стоит с заданиями из открытого банка ФИПИ так как они могут встретиться на экзамене. Каждый год определенное количество заданий берется оттуда. Дополнительные пособия для подготовки к ОГЭ государством на правильность никак не проверяются и там вполне могут быть (и есть) различные ошибки и неточности. Если вы хотите более полно ознакомиться с оцениванием этого задания, на сайте ФИПИ в разделе для предметных комиссий субъектов РФ вы найдете методические рекомендации по проверке устной части экзамена. Здесь разбираются работы участников экзамена.