Учитель – профессия творческая, а значит, позволяющая разрабатывать и использовать «хитринки» («лайфхаки») для более эффективной работы с учащимися. Чем длительнее и активнее работает педагог, тем богаче и разнообразнее его собственная педагогическая копилка, где средства и методы оптимизации учебного процесса занимают почетное место.
Я – учитель истории и обществознания могу поделиться своими педагогическими «лайфхаками» для активизации и повышения познавательного интереса своих учеников. Ребенок – это не железный винтик в машине, это бурная энергия, требующая подпитки и развития.
Приведу пример своих «лайфхаков» на этапе опроса на уроке по ранее изученному учебному материалу. Конечно, с повышением класса обучения и возраста учащихся «лайфхаки» становятся более серьезными, носят менее развлекательный характер.
Мои 5 «лайфхаков»
1. «Пятерочка»
Учитель вызывает 6-8 учащихся, которые выходят к классной доске со своими ручкой и дневником, раздает им небольшие чистые листочки бумаги. Учащиеся подписывают свою фамилию и выполняют задание. Варианты опроса: а) учитель зачитывает трактовку термина, учащиеся определяют его и записывают на листочке (задействовано слуховое восприятие учащихся класса); б) учитель зачитывает термины, учащиеся пишут их трактовку.
Варианты заданий: «Страны» (9 класс, курс «Всеобщая история»).
Учитель-1. Н. Бонапарт. Ученики пишут – 1. Франция.
Учитель-2. Н. Романов. Ученики пишут – 2. Россия и т.д., всего 5 заданий.
«Все на ЦИЯ»
Учитель-1. Коренной перелом в чем-либо. Ученики пишут – 1. Революция.
Учитель-2. Улучшения в чем-либо. Ученики пишут – 2. Модернизация и т.д., всего 5 заданий.
«2х2»
Учитель-1. Монархия. Ученики пишут – 1. Республика (пояснение).
Учитель-2. Унитарное государство. Ученики пишут – 2. Федерация (с пояснением).
Учитель-3. Регресс. Ученики пишут – 3. Прогресс (с пояснением) и т.д., всего 5 заданий.
2. «Случайный выбор» (аналог «Пятерочки», но для всех)
Учитель готовит небольшие листочки для всех учеников класса, проставляя в верхнем левом углу номера 1, 2, 3.
Соответственно формируются три группы отвечающих по 8-9 человек. Учитель раздает листочки ученикам, которые своей рукой выбирают себе случайным образом номер группы. Задача учителя – приготовить блоки заданий, провести динамично опрос, оценить.
Такого рода опрос конечно ежеурочно не применяется, т.к. устные предметы требуют от учащихся умения говорить, давать свои оценочные суждения фактам и события социального или исторического типа. Но, такой опрос способствует расширению терминологической базы учащихся и более прочному ее усвоению.
3. «Просто геометрия»
Учитель на входе в класс раздает учащимся вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры, разрезанные пополам. В процессе урока учащиеся формируют мини-группы, объединяясь по типу, форме, цвету геометрической фигуры. Учитель готовит задания, в соответствии с поставленными целями урока.
4. «Волшебный маркер»
На ламинированной доске малого формата (достаточно удобно использовать доску для лепки формата А4 белого цвета) учащиеся выполняют задания. Как пример, кроссворд по теме. На отдельном листочке напечатанные вопросы, на доске маркером учащиеся записывают свои ответы. И интересно, и полезно.
5. «Внимание! Видеовопрос»
В настоящее время существует достаточное количество компьютерных программ, при помощи которых учитель может сделать «нарезку» видео фрагментов из программ, фильмов. Цель учащихся – внимательно просмотреть и определить о ком (каком событии, явлении) идет речь. Учитель проводит опрос для всех, либо выбирает группу учащихся.
Конечно, каждый учитель имеет свой набор педагогических «лайфхаков», позволяющих проявить ему творчество и креативность. Данные «лайфхаки» вносят разнообразие в учебную деятельность, делают уроки более насыщенными и информативными, соответствующими принципу «обучение в игре».