Семья как ценность в современном российском обществе

Разделы: Школьная психологическая служба


Семья не только первая ступень социализации, но и один из самых древних социальных институтов. Исторически семья – социальная группа, основой которой является или кровное родство, или брак. Причем люди, входящие в семью проживают совместно, ведут общее хозяйство, эмоционально связаны и понимают свои обязанности по отношению друг к другу. Этот социальный институт опять же исторически - важный носитель принципов воспитания и культуры личности, которые передаются из поколения в поколение. Именно в семье человек получает первичное воспитание и образование, формируются навыки поведения. Семья неотделима от общества, таким образом, традиционно мы делаем вывод: от культуры семьи зависит культура общества.

В России начала XX в. семья проживает процесс изменения синхронный с процессами в других сферах общества, причем его параметры: нормы, формы и образцы поведения давно нечетки, что позволяет некоторым социологам говорить о кризисе. Семья самая малая из ячеек общества, логично, что в ней получают отражение все существующие проблемы. Вот только кризис это или модернизация?

Под кризисом, когда речь идет о социальном институте, подразумевают неспособность устойчивого ранее общественного образования выполнять основные функции. Для семьи это традиционно-репродуктивная, воспитательная и социализирующая. Как проявления кризиса воспринимаются неполные семьи (после развода), увеличение количество вторичных браков, уменьшение в семьях количества детей и увеличение сторонников childfree, распространение нестандартных форм брака – от пробных гражданских, до однополых сожительств; увеличение числа одиноких людей пожилого возраста при наличии у них детей, что говорит об ослаблении связей между поколениями, а также рост числа людей, не вступивших в брак.

Но есть социологи, например Ж.В.Чернова, С.И.Голод и др., говорящие о естественном процессе модернизации семьи как части всей социальной сферы, которая меняется в связи с переходом к информационному обществу. «В поведении людей не наблюдается чрезвычайных изменений; частота браков, разводов, уровень рождений остаются в границах колебаний, наблюдающихся уже не одно десятилетие». 1 В информационном обществе семья не может остаться институтом, соответствующем стандартам традиционного и даже индустриального общества.

____________________

1 Замотина Нина Николаевна. Семья в российской журнальной периодике: информационные практики в контексте антикризисных стратегий Выпуск №1. 2015г. Электронный научный журнал «Медиаскоп» http://www.mediascope.ru/1687

Упомянутые выше функции семьи на самом деле всего лишь некоторые из многочисленного перечня. Все функции связаны с потребностями человека и интересами общества.

Обеспечение средствами к существованию всех, входящих в семью, особенно несовершеннолетних и нетрудоспособных – это экономическая функция.

Ведение совместного хозяйства предполагает, что в семье оказываются друг другу услуги, что составляет основу хозяйственно-бытовой функции.

Уже упоминавшаяся репродуктивная функция  – самая важная из социальных, так как направлена на реализацию естественной потребности в новых членах общества - детях. Современному российскому обществу присущи изменения, иногда достаточно резкие, на рынке труда, в частности и в экономике в целом, что приводит к снижению уровня дохода многих граждан и это может стать препятствием для осуществления семьей репродуктивной функции. Чаще всего российские женщины работают наравне с мужчинами, что и приводит к снижению рождаемости (по финансовым причинам или из-за проблем со здоровьем, «заработанных» на работе отсутствует возможность иметь детей), а иногда и распаду браков.

Семья является одним из механизмов социального контроля, которая состоит в привитии социальных норм конкретного общества и развитии умения регламентировать поведения. Здесь сложности вызваны тем, что в большинстве современных семей партнеры, как правило, равны, но на женщине несет больше обязанностей, одновременно работая, воспитывая детей и организуя быт семьи.

Духовная функция состоит в духовном обогащении членов семьи, несущих друг перед другом не только моральную ответственность, но и вовлеченных в дружеские отношения. Близка к ней досуговая функция, направленная на развитие способностей всех членов семьи через организацию свободного времени как детей, так и взрослых.

Семья дает тем, кто в нее входит, определенные стартовые возможности исходя из положения в структуре общества, что говорит нам о ее социально-статусная функции. Но кроме этого семья традиционно оказывает психологическую помощь и поддержку, реализуя свою эмоциональную функцию. Так например, многие социологи говорят важности брачных и семейных отношений при построении карьеры. Так, Наталья Капризина, руководителем группы по управлению рисками «Делойт», СНГ, успешная бизнеследи, считает противопоставление семьи и карьеры надуманным. Она говорит о большом количестве лично ей известных женщин, построивших успешную карьеру и при этом будучи замужем и воспитывая детей. Она отмечает, что чаще всего такие мамы – одни из эффективных работников, ведь мама в процессе воспитания приобретает навыки тайм-менеджмента постоянно находятся в мультизадачном режиме благодаря детям, что идет только на пользу карьере.2

____________________

2 Подробнее на РБК:http://www.rbc.ru/magazine/2016/11/5804a89e9a7947499d9363e1

Посмотрим на некоторые проявления «семейного кризиса» пристальнее.

Социологи говорят об устойчивой тенденции к сокращению количества детей в семье. Вспомним о том, что самый распространенныйтип семьи в современном мире это нуклеарные семьи, которые состоят из родителей и детей, причем, дети находятся на их иждевении. Реже сейчас встречается расширенная семья, в состав которой входят другие родственники. Данные социологических опросов говорят о некотором увеличении расширенных семей в больших городах в последние годы, причем это вызвано экономическими причинами (уменьшение расходов на кварплату и т.д.).

Общество развивается и как следствие меняется, что не может не сказываться на формировании и новом понимании семейных ценностей, когда то бывших стабильными и устойчивыми. Сегодня мы наблюдаем разрыв между набором нравственных ценностей у детей и родителей. Причем нравственные категории, присущие молодежи более прогрессивны, но жестки. Это можно объяснить тем, что передача социального опыта из поколения в поколении предполагает заимствование только самого важного, необходимого для проживания конкретного исторического периода, при этом на предыдущий опыт наслаиваются свои актуальные традиции и обычаи. Данные социологических опросов, к сожалении, говорят нам о понижении в рейтинге нравственных ценностей таких понятий как семейные традиции и обычаи. Причем, этот процесс продолжается уже несколько десятилетий. На первых местах сейчас образование, карьера, взаимоотношения в коллективах сверстников. Но, не может не радовать, что по данным все тех же опросов, любовь, уважение, доверие и доброта остаются важными для современного россиянина. Рассмотрим данную проблему подробнее.

Так как из всех возрастных социальных групп, молодежь является наиболее мобильной и быстрее остальных приспосабливается к новым условиям жизни в государстве, неудивителен интерес социологов к мнению современной молодежи о семье, в том числе, и будущей. Исследования направлены на изучение какими ценностями руководствуется молодежь в современном российском обществе. Накоплено достаточно данных для сравнения.

Согласно данным мониторинга Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 1995 году семья была на вершине ценностей, входила в список значимых для большинства опрашиваемых респондентов, но уже тогда ее отделяли от денег и обеспеченной жизни 0,5% причем наибольшую ценность семья представляла для так называемых «молодых взрослых», возрастной группы от 25 лет и взрослых до 39лет. Причем анализировавший данные этого мониторинга Борис Владимирович Дудин, известный российский социолог, отмечает регрессию таких ценностей как семья, дружба, любовь по отношению к исследованиям советского времени.

Но в 1995г. деньги выступали не как статус богатства, а как средство нормального существования. Интересно, что ценности дела и профессии не лидировали ни у одной из опрашиваемых групп и наибольший процент набрали у низкостатусных и непрестижных категорий того времени (люди предпенсионного возраста). Эти ценности воспринимались как связь с социальной системой. Потеря данной связи означали для этих людей изоляцию от полноценной жизни, что абсолютно в духе постсоветского общества.

Но уже примерно через 10 лет ценности профессиональной реализации в числе первых в опросах ВЦИОМ. Особенно среди молодежи. Богатство (59%) и успех (40%) предпочитаются семье (29%) и достоинству (18%).3

____________________

3 http://rusrand.ru/analytics/cennosti-i-psihologicheskoe-sostoyanie-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva

Интересно, что при всем этом в последние годы россияне не считают семью недостижимой мечтой. Аналитики говорят, что для большей части населения хорошая семья и дети - это реальность, ну или вполне достижимое будущее. 48% россиян при опросе говорят, что семья у них хорошая, почти такое же количество верят, что смогут построить счастливую семью4.

____________________

4 https://rg.ru/2012/06/14/sociologiya-site.html

В поисках подтверждения кризисных явлений в институте семьи можно обратится к данным социологических опросов вопросы, которых косвенно отражают изменения взглядов россиян на семью, например, рассматривать данные мониторинга ВЦИОМ о совместном проживании совершеннолетних детей (18-24года) в родительской семье. Отделение от семьи в данном опросе рассматривалось через три характеристики: социальную, психологическую и экономическую.

В социальном аспекте отделение от родителей может быть рассмотрено стремление к самостоятельности. Но при этом часть родителей не уверены, что их дети (взрослые по сути) приспособлены к жизни именно в бытовом аспекте. С психологической точки зрения отделение может сработать и на отчуждение между детьми и родителями, и на уменьшение конфликтов в связи с пониманием позиции родителей, которые через советы, иногда чрезмерные, проявляют свою заботу о выросших детях. Согласно опросу самым решающим все таки остается экономический фактор, большинство опрошенных молодых людей отделилось бы от родителей, если бы была возможность приобрести свое жилье.

Но согласно цифрам «мотив психологической привязанности к родителям и возможное отчуждение в отношениях с ними для самих детей играет более важную роль, чем для родителей». И это косвенным образом доказывает, что и для современной молодежи семья остается значимой ценностью, она дает поддержку и опору, в том числе и духовную. Причем по данным все того же ВЦИОМ большинство российских граждан высказываются за приоритет взаимопонимания и психологической поддержки  для семейного благополучия над деньгами. Это мнение 81% россиян5.

____________________

5 http://www.trud.ru/article/05-07-2012/278344_rossijane_rasskazali_chto_dlja_semji_dorozhe_deneg.html

Таким образом, общая картина ценностей россиян, в том числе и молодежи в целом, осталась прежней, постоянной в сравнении с девяностыми годами XXв. Но информационное общество, его приоритеты начинают довлеть на молодежь нашего государства, возможно, потому что именно эта категория населения не обладает сложившейся системой нравственных ценностей, закаленной жизнью и психикой, подверженной большему влиянию извне6.

____________________

6 http://rusrand.ru/analytics/cennosti-i-psihologicheskoe-sostoyanie-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva

В этот переходный период растет роль СМИ как одного из ведущих факторов формирования системы ценностей у своих зрителей и читателей. Средства массовой информации могут создать образ семьи, который закрепится в сознании и в дальнейшем может влиять на деятельность и ее мотивы. Но ценности не должны быть искажены. Транслируемые с экрана или страниц «глянца» ложные антисемейные идеи в публичной сфере могут спровоцировать увеличение числа проблем и разрушать общечеловеческие ценности.

Социальный прогресс всегда подразумевает динамику, что неизбежно приводит к изменениям традиционных для общества институтов. Семья не исключение. Проблемы, конечно, есть и, возможно, мы сейчас переживаем пик их развития. Несомненно, проблемы современной семьи находятся почти на пике своего развития. Мы уже говорили, о снижении числа заключенных браков при росте числа разводов. Социологов беспокоит рост числа женщин, имеющих внебрачных детей, а также разведенных, не вступивших снова в брак. Свобода нравов приводит к сбоям в регулировании интимных отношений, что в прежние времена традиционно брала на себя семья.

Современная цивилизация позиционирует общество как общество равных во всех сферах, например, в области предпринимательства, где российские женщины уже нашли себя. Но это не может влиять на отношения в семье, здесь они уже мало похожи на традиционные. Акселерация как тенденция так же оказывает влияние на семейный институт, дети (вернее, молодежь и «молодые взрослые»), уходя из родительской семьи, привносят свои нюансы в становление новой модели семьи.

Модель старой семьи сегодня не соответствуем реалиям современного общества, а новая пока не до конца сложилась. Исторически семья очень важная составляющая жизни для любого человека, но состояние семьи как института и процессы, под влиянием которых она меняется, не могут не волновать общество в целом, так как устойчивость семьи связана с социальной безопасностью и успешным развитием российского общества.