Цели:
- помочь учащимся научиться избегать конфликтных ситуаций в общении со взрослыми и между собой;
- способствовать формированию коммуникативных компетенций;
- способствовать формированию у учащихся уважительного отношения к семье, взрослым.
Оборудование: карточки на доску со словами, магниты.
Ход беседы
Эпиграф к уроку:
Заговори, чтобы я тебя услышал.
Софокл
Здравствуйте, ребята.
- Почему вы выбрали эту тему? (Родители не всегда прислушиваются к детям, ругают, часто кричат на них, вместо того, чтобы спокойно объяснить)
- Кто является для вас взрослым? (Родственники и официальные лица).
- Согласитесь ли вы со мной, если я с позиции взрослого человека скажу, что взрослые всегда правы? (Нет.) Почему? (Много требуют, многое запрещают, опекают и др.)
- Тогда получается, что взрослые всегда неправы? (Нет.) Почему? (Всё, что они делают, они делают из любви к нам. Родители переживают за нас и хотят, чтобы мы стали лучше.)
- Если они хорошие, почему же тогда вы ими не довольны? (Излишне опекают, беспокоятся.) Почему они это делают? (Потому что хотят добра). Почему тогда они неправы? (Слишком заботятся).
- Давайте рассмотрим одну жизненную ситуацию. Прослушайте её и дайте оценку поведению подростка и взрослого.
Пример ситуации
Николай Петрович, выйдя из подъезда дома, решил сократить путь до магазина и пошёл через гаражи. Здесь его взгляду предстала жуткая картина: его 14-летний сын Андрей-надежда и гордость семьи стоял с сигаретой во рту и бутылкой пива в руке в окружении старших подростков. Не задумываясь, отец выхватил бутылку из рук ребёнка и с криком «А ну выплюнь эту гадость!» так ударил Андрея, что тот едва удержался на ногах. Дома мальчишку ждал ремень. Мать думала, что отец остынет, ведь сына никогда не били, но отец был непреклонен.
- Дайте оценку поведению подростка и взрослого в этой ситуации. (отвечают)
- Можно ли было избежать этого конфликта и каким образом? (отвечают)
- Как бы вы поступили на месте отца? (отвечают)
- Как часто возникают подобные ситуации в вашей жизни? (отвечают)
Пример ситуации
- Права ли мама в ситуации со своими детьми (у неё два сына), когда оба что-либо напакостят, она ругает старшего? Или если в соседней комнате плачет младший сын, она бежит и не разобравшись в ситуации ругает старшего сына. Права ли она? Конечно, нет.
Очень редко встречаются ситуации двух разных поколений без конфликтов, особенно в вашем возрасте. Поэтому нужно быть терпимее к друг другу. Нужно разговаривать – это самое главное!
Скажите, в данных ситуациях всегда были правы взрослые?
Можно сделать вывод, что ошибки допускают как взрослые, так и дети, но нужно не обижаться, а научиться разговаривать, находя правильный выход из ситуации.
- Давайте попытаемся выстроить модель разрешения конфликта.
- Что такое конфликт? (Конфли́кт (от лат. conflictus — столкновение) столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.)
Неправы бывают все и взрослые и дети, нужно только уметь выходить из конфликтной ситуации.
- Как это сделать? (Чтобы выйти из конфликтной ситуации, надо искать компромисс).
- Как вы понимаете слово «компромисс»? (Компромисс — в этике и праве разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок.)
- Что нужно сделать, чтобы уступить? (Изменить что-то в себе). А значит, нужно меняться. Готовы ли вы меняться? Не все. Кто-то считает, что нельзя уступать взрослым и требует свободы.
- Кому предоставят свободу быстрее? Свободу получает тот, кто достоин родительского доверия. Как его заслужить? Сдерживать себя. Значит, все-таки меняться? Научиться уважать и себя и взрослых. А что надо для самоуважения? Смелость.
Давайте вернёмся к изначальной проблеме: что все-таки делать с родителями? (Разговаривать, найти общий язык). Кто решает, когда и как говорить со взрослыми? (Мы сами) Вот такая цепочка выстроилась во время этого непростого разговора.
Чтение учителем притчи
Однажды там, где нужно было произнести Слово, встретилось Молчание с Молчанием. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Их взгляды выражали одиночество и пустоту, в них было что-то тоскливое.
Вдруг разверзлась бездна меж ними, а за спиной встали непроходимые скалы. Ужаснулись Молчание и Молчание. Они увидели конец своей дороги и осознали, что им не суждено вместе жить, а суждено им вместе умереть.
Немые губы сжались, а языки мучительно искали Слово. Их силы были на исходе... И потянулись руки навстречу, и Слово родилось: «Прости!»
- О чем эта притча? (отвечают)
- Как вы думаете, почему в разговор по теме «Всегда ли правы» взрослые я включила притчу, которая призывает нас к прощению? (отвечают)
Обобщение: конфликты во взаимоотношениях взрослых и детей – закономерное явление, эмоции часто берут верх над разумом, но вместе с тем очень важно всем нам, и взрослым и детям, проявлять способность к прощению, не таить обиды, не враждовать, не делать назло, а быть терпимыми друг к другу и не стесняться сказать «Прости».
Завершить наш разговор я предлагаю фразой: Главная мысль, которую я унесу с собой, - это… (отвечают)
Уважаемые девушки и юноши, я позволю себе предложить вам домашнее задание: придя сегодня после школы домой, обязательно скажите своим родным о том, как вы их сильно любите, как вы дорожите ими, как цените их. Я хочу пожелать вам, чтобы доброе слово стало основой ваших отношений друг с другом и со взрослыми.