Цели:
- Познакомить с названиями компонентов при вычитании.
- Способствовать развитию математической речи, умения читать, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычитаемое, разность», умение выполнять устно и письменно арифметические действия.
- Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, парной работе, самостоятельной работе.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- Громко прозвенел звонок,
Он позвал вас на урок.
Мы будем примеры, задачи решать,
Выводы делать и рассуждать!
Ребята, сегодня у нас математики пройдет в нестандартной обстановке. На уроке вы должны быть внимательными, ответственными и активными. Покажите, как вы научились добывать знания и применять их.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
1. «Потерялось число» (СЛАЙД 2)
- Что на слайде? (Числа)
- Как числа записаны? (По порядку при счете)
- Что заметили? (нет числа 7)
1 2 3 4 5 6 8 9 10
- Между какими числами стоит 7? (Между числами 6 и 8)
- За каким числом стоит число 7? (За числом 6)
- Перед каким числом стоит число 7? (Перед числом 8)
Оцените себя сигнальными карточками «+» и «-» Кто знал ответы на все вопросы поднимет карточку «+», а кто только на некоторые «-»
2. Самоопределение к деятельности. (СЛАЙД 3)
- Рассмотрите рисунок.
- Как рассказ называется? (задача)
- Сколько мотоциклов? (три) Маша, поставь на доску три треугольника.
- Сколько машинок? (четыре) Дима, поставь на доску четыре четырёхугольника.
- Какой вопрос будет у задачи? (сколько всего игрушек)
- Какое выражение выберем для решения задачи? (3+4=7)
- 7 – 1 = 6
- 5 + 2 = 7
- 3 + 4 = 7
- 5 – 2 = 3
- Прочитайте это выражение, используя знание компонентов действия сложения.
Оля: Первое слагаемое 4, второе слагаемое 3, значение суммы 7.
Миша: Сумма чисел 4 и 3 равна 7.
Оцените себя сигнальными карточками «+» и «-»
- Составьте задачу по рисунку: (СЛАЙД 4)
- Сколько всего шариков? (8) Рома, поставь на доску 8 кружочков.
- Что случилось? (шарик лопнул или улетел) Коля, убери один шарик.
- Какой вопрос будет у задачи? (сколько шариков осталось)
- 7 – 1 = 6
- 5 + 2 = 7
- 3 + 4 = 7
- 5 – 2 = 3
- Какое выражение выберем для решения задачи? (7-1=6)
- Как вы назовёте число 7? 1? 6?
- Можно ли его прочитать это выражение, используя термины, как в предыдущем? (нет) - Почему? (пример на вычитание) В выражении записан знак «минус», а в сумме используется «плюс».
Это выражение нельзя прочитать так, как первое.
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
1. Целеполагание.
- Кто хочет узнать ответ на поставленный вопрос?
- Какая тема нашего урока?
Оля: Название компонентов действия вычитания.
- Это будет урок повторения или открытия новых знаний?
- А для чего нам нужны эти новые знания?
Саша: Чтобы грамотно говорить и хорошо считать.
- А в будущем, чтобы научиться решать уравнения и задачи. Значит, эти знания вам будут необходимы для дальнейшего обучения. Поэтому, какую цель поставим себе на уроке?
Влад: Запомнить названия чисел при вычитании.
Милена: Научиться по-новому читать выражения на вычитание.
- Верно, тема нашего урока название чисел при вычитании (СЛАЙД 5)
4. Выявление места и причины затруднения
- Почему не получилось? (Выявление причины затруднения.)
Миша: Мы не знаем, как называются числа при вычитании.
София: Мы не знаем компонентов действия вычитания.
- На какой вопрос нам предстоит ответить?
Саша: Мы должны узнать, как называются компоненты при вычитании.
1. Построение проекта выхода из проблемной ситуации.
(СЛАЙД 6)
- Перед вами пирожные. Сколько их? (7)
- Я уберу 1.
- Что произошло с количеством пирожных?
Катя: Оно уменьшилось.
- А что произошло с числом 7?
Саша: Оно тоже уменьшилось.
Работа в парах
- Как же мы будем называть это число при вычитании? У вас на партах лежат карточки с названием чисел (уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности). Поработайте в паре друг с другом и выберите подходящий компонент для первого числа (проблемная ситуация).
- Не торопитесь, думайте, советуйтесь.
- Если выбрали, положите эту карточку перед ребёнком, сидящим на 1 варианте.
- Давайте вспомним, а что мы сделали с 1 пирожным?
Ярослав: Убрали.
Полина: Вычли.
София: Отняли.
- Подумайте, как можно назвать это число?
- Выберите, посовещавшись, карточку и положите её справа от первой.
- А теперь вы должны подумать и решить, как мы будем называть математическую запись со знаком «минус» и результат этого действия? Закончите выкладывать карточки по порядку.
- Работая в паре, вы сделали свои предположения. Как проверить их правильность?
Рита: Можно спросить у учителя или посмотреть в учебнике.
- Откройте учебник стр.29. Посмотрите в таблицу. Сравните со своей работой.
Проверка (СЛАЙД 7)
Оцените себя сигнальными карточками «+» и «-»
- Какое открытие мы с вами сделали?
Толя: Узнали компоненты действия вычитания.
- Попробуйте, опираясь на новые знания, прочитать выражение.
(СЛАЙД 8)
София: Уменьшаемое 7, вычитаемое 4, значение разности равно 6.
Захар: Разность чисел 7 и 1 равна 6.
Итак: В примере на вычитание, какое число из трёх самое большое? (Первое)
- Как вы думаете, почему?
(Дети выясняют, что это целое, из которого можно взять часть)
- Что происходит с первым самым большим числом при вычитании? (Оно уменьшается).
- Что происходит со вторым числом? (Его вычитают).
- А третье число (сообщает учитель) показывает разницу между первым числом и вторым.
- Вопрос “на сколько” задают при сравнении, чтобы найти разницу.
- Как же называется третье число? (Выясняется, что это РАЗНОСТЬ).
В ходе «открытия» нового знания на доске появляются названия чисел УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ, а также буквы –
У – В = Р
5. Физминутка
Для начала мы с тобой крутим только головой. (Вращение головой)
Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево)
Напоследок потянулись, вверх и в стороны прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны)
От разминки раскраснелись и за парты снова сели. (Сесть на место)
6. Первичное закрепление
- А сейчас нам предстоит научиться пользоваться новыми знаниями. Составьте задачу по иллюстрации. (СЛАЙД 9)
Оля: На ветке сидело 5 снегирей. 2 снегиря улетели. Сколько снегирей осталось?
- Когда снегири улетели, их осталось больше, чем было или меньше?
Паша: Их осталось меньше на 2.
- Что произошло с количеством снегирей на ветке?
Миша: Оно уменьшилось.
- Как узнать, сколько снегирей осталось?
Алина: Надо от 5 отнять 2 и получится 3.
- Прочитайте получившееся выражение.
Милена: Уменьшаемое 5, вычитаемое 2, значение разности равно 3.
Артём: Разность чисел 5 и 2 равна 3.
7. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа
Учебник стр.29 № 1. (СЛАЙД 10)
Работа у доски: 9 – 4 = 5
Вероника: Уменьшаемое – это первое число, которое мы уменьшаем, поэтому мы записали 9. Вычитаемое – это число, которое мы вычитаем, значит, ставим знак минус и число 4. Мы вычислили результат – это 5. Значит значение разности равно 5.
Гимнастика для глаз.
Глазки вправо, глазки влево, и по кругу проведём.
Быстро – быстро поморгаем и немножечко потрём.
Посмотри на кончик носа и в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник по три раза повтори.
Глазки закрываем, медленно вдыхаем.
А на выдохе опять глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились и на места отправились.
- Ребята, а сейчас вы будете работать самостоятельно. Работайте вдумчиво, не отвлекайтесь. Откроем рабочую тетрадь на странице 16 задание № 1. Прочитайте, что нужно сделать. На это странице 3 задания и после выполнения примеров каждый выберает себе задание которое может выполнить: либо задачу, либо геометрический материал.
Взаимопроверка (СЛАЙД 11)
Оцените себя сигнальными карточками «+» и «-».
8. Итог урока. Рефлексия
- Вот и подошёл к концу ещё один урок. Благодаря слаженной работе, взаимовыручке и поддержке друг друга, мы смогла повторить изученный материал и открыть новые знания.
- Какую задачу ставили?
- Какие новые знания получили на уроке?
- Что вам особенно понравилось?
- Что не совсем получилось, какие вы испытали трудности?
- У вас три волшебные буквы сегодняшнего урока. Прикрепите свою букву к моим на доске те, которые вам больше подходят
Уменьшаемое У (Удача Успех Умник Уяснил)
Вычитаемое В (Всезнайка Вдохновлён Всё понял Вдумчиво работал)
Разность Р (Рад помощи Растерялся )