Урок математики по теме "Уменьшаемое, вычитаемое, разность". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: математика, уменьшаемое, вычитаемое, разность


Цели:

  • Познакомить с названиями компонентов при вычитании.
  • Способствовать развитию математической речи, умения читать, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычитаемое, разность», умение выполнять устно и письменно арифметические действия.
  • Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, парной работе, самостоятельной работе.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Громко прозвенел звонок,
Он позвал вас на урок.
Мы будем примеры, задачи решать,
Выводы делать и рассуждать!

Ребята, сегодня у нас математики пройдет в нестандартной обстановке. На уроке вы должны быть внимательными, ответственными и активными. Покажите, как вы научились добывать знания и применять их.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

1. «Потерялось число» (СЛАЙД 2)

- Что на слайде? (Числа)

- Как числа записаны? (По порядку при счете)

- Что заметили? (нет числа 7)

1 2 3 4 5 6 8 9 10

- Между какими числами стоит 7? (Между числами 6 и 8)

- За каким числом стоит число 7? (За числом 6)

- Перед каким числом стоит число 7? (Перед числом 8)

Оцените себя сигнальными карточками «+» и «-» Кто знал ответы на все вопросы поднимет карточку «+», а кто только на некоторые «-»

2. Самоопределение к деятельности. (СЛАЙД 3)

- Рассмотрите рисунок.

- Как рассказ называется? (задача)

- Сколько мотоциклов? (три) Маша, поставь на доску три треугольника.

- Сколько машинок? (четыре) Дима, поставь на доску четыре четырёхугольника.

- Какой вопрос будет у задачи? (сколько всего игрушек)

- Какое выражение выберем для решения задачи? (3+4=7)

  • 7 – 1 = 6
  • 5 + 2 = 7
  • 3 + 4 = 7
  • 5 – 2 = 3

- Прочитайте это выражение, используя знание компонентов действия сложения.

Оля: Первое слагаемое 4, второе слагаемое 3, значение суммы 7.

Миша: Сумма чисел 4 и 3 равна 7.

Оцените себя сигнальными карточками «+» и «-»

- Составьте задачу по рисунку: (СЛАЙД 4)

- Сколько всего шариков? (8) Рома, поставь на доску 8 кружочков.

- Что случилось? (шарик лопнул или улетел) Коля, убери один шарик.

- Какой вопрос будет у задачи? (сколько шариков осталось)

  • 7 – 1 = 6
  • 5 + 2 = 7
  • 3 + 4 = 7
  • 5 – 2 = 3

- Какое выражение выберем для решения задачи? (7-1=6)

- Как вы назовёте число 7? 1? 6?

- Можно ли его прочитать это выражение, используя термины, как в предыдущем? (нет)  -  Почему? (пример на вычитание) В выражении записан знак «минус», а в сумме используется «плюс».

Это выражение нельзя прочитать так, как первое.

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

1. Целеполагание.

- Кто хочет узнать ответ на поставленный вопрос?

- Какая тема нашего урока?  

Оля: Название компонентов действия вычитания.

- Это будет урок повторения или открытия новых знаний?  

- А для чего нам нужны эти новые знания?

Саша: Чтобы грамотно говорить и хорошо считать.

- А в будущем, чтобы научиться решать уравнения и задачи. Значит, эти знания вам будут необходимы для дальнейшего обучения. Поэтому, какую цель поставим себе на уроке?

Влад: Запомнить названия чисел при вычитании.

Милена: Научиться по-новому читать выражения на вычитание.

- Верно, тема нашего урока название чисел при вычитании (СЛАЙД 5)

4. Выявление места и причины затруднения

- Почему не получилось? (Выявление причины затруднения.)

Миша: Мы не знаем, как называются числа при вычитании.

София: Мы не знаем компонентов действия вычитания.

- На какой вопрос нам предстоит ответить?

Саша: Мы должны узнать, как называются компоненты при вычитании.

1. Построение проекта выхода из проблемной ситуации.

(СЛАЙД 6)

- Перед вами пирожные. Сколько их? (7)

- Я уберу 1.

- Что произошло с количеством пирожных?

Катя: Оно уменьшилось.

- А что произошло с числом 7?

Саша: Оно тоже уменьшилось.

Работа в парах

- Как же мы будем называть это число при вычитании? У вас на партах лежат карточки с названием чисел (уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности). Поработайте в паре друг с другом и выберите подходящий компонент для первого числа (проблемная ситуация).

- Не торопитесь, думайте, советуйтесь.

- Если выбрали, положите эту карточку перед ребёнком, сидящим на 1 варианте.

- Давайте вспомним, а что мы сделали с 1 пирожным?

Ярослав: Убрали.

Полина: Вычли.

София: Отняли.

- Подумайте, как можно назвать это число?

- Выберите, посовещавшись, карточку и положите её справа от первой.

- А теперь вы должны подумать и решить, как мы будем называть математическую запись со знаком «минус» и результат этого действия? Закончите выкладывать карточки по порядку.

- Работая в паре, вы сделали свои предположения. Как проверить их правильность?

Рита: Можно спросить у учителя или посмотреть в учебнике.

- Откройте учебник стр.29. Посмотрите в таблицу. Сравните со своей работой.

Проверка (СЛАЙД 7)

Оцените себя сигнальными карточками «+» и «-»

- Какое открытие мы с вами сделали?

Толя: Узнали компоненты действия вычитания.

- Попробуйте, опираясь на новые знания, прочитать выражение.

(СЛАЙД 8)

София: Уменьшаемое 7, вычитаемое 4, значение разности равно 6.

Захар: Разность чисел 7 и 1 равна 6.

Итак: В примере на вычитание, какое число из трёх самое большое? (Первое)

- Как вы думаете, почему?

(Дети выясняют, что это целое, из которого можно взять часть)

- Что происходит с первым самым большим числом при вычитании? (Оно уменьшается).

- Что происходит со вторым числом? (Его вычитают).

- А третье число (сообщает учитель) показывает разницу между первым числом и вторым.

- Вопрос “на сколько” задают при сравнении, чтобы найти разницу.

- Как же называется третье число? (Выясняется, что это РАЗНОСТЬ).

В ходе «открытия» нового знания на доске появляются названия чисел УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ, а также буквы –

У – В = Р

5. Физминутка

Для начала мы с тобой крутим только головой. (Вращение головой)
Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево)
Напоследок потянулись, вверх и в стороны прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны)
От разминки раскраснелись и за парты снова сели. (Сесть на место)

6. Первичное закрепление

- А сейчас нам предстоит научиться пользоваться новыми знаниями. Составьте задачу по иллюстрации. (СЛАЙД 9)

Оля: На ветке сидело 5 снегирей. 2 снегиря улетели. Сколько снегирей осталось?

- Когда снегири улетели, их осталось больше, чем было или меньше?

Паша: Их осталось меньше на 2.

- Что произошло с количеством снегирей на ветке?

Миша: Оно уменьшилось.

- Как узнать, сколько снегирей осталось?

Алина: Надо от 5 отнять 2 и получится 3.

- Прочитайте получившееся выражение.

Милена: Уменьшаемое 5, вычитаемое 2, значение разности равно 3.

Артём: Разность чисел 5 и 2 равна 3.

7. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа

Учебник стр.29 № 1. (СЛАЙД 10)

Работа у доски: 9 – 4 = 5

Вероника: Уменьшаемое – это первое число, которое мы уменьшаем, поэтому мы записали 9. Вычитаемое – это число, которое мы вычитаем, значит, ставим знак минус и число 4. Мы вычислили результат – это 5. Значит значение разности равно 5.

Гимнастика для глаз.

Глазки вправо, глазки влево, и по кругу проведём.
Быстро – быстро поморгаем и немножечко потрём.
Посмотри на кончик носа и в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник по три раза повтори.
Глазки закрываем, медленно вдыхаем.
А на выдохе опять глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились и на места отправились.

- Ребята, а сейчас вы будете работать самостоятельно. Работайте вдумчиво, не отвлекайтесь. Откроем рабочую тетрадь на странице 16 задание № 1. Прочитайте, что нужно сделать. На это странице 3 задания и после выполнения примеров каждый выберает себе задание которое может выполнить: либо задачу, либо геометрический материал.

Взаимопроверка (СЛАЙД 11)

Оцените себя сигнальными карточками «+» и «-».

8. Итог урока. Рефлексия

- Вот и подошёл к концу ещё один урок. Благодаря слаженной работе, взаимовыручке и поддержке друг друга, мы смогла повторить изученный материал и открыть новые знания.

- Какую задачу ставили?

- Какие новые знания получили на уроке?  

- Что вам особенно понравилось?

- Что не совсем получилось, какие вы испытали трудности?

- У вас три волшебные буквы сегодняшнего урока. Прикрепите свою букву к моим на доске те, которые вам больше подходят

Уменьшаемое У (Удача Успех Умник Уяснил)
Вычитаемое В (Всезнайка Вдохновлён Всё понял Вдумчиво работал)
Разность Р (Рад помощи Растерялся )