Использование пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, пальчиковые игры


Задачи:

Обучающие:

  • научить детей чётко произносить слова потешек, скороговорок, стихотворений, сочетая их с движениями рук;
  • формировать навыки исполнительского мастерства;

Развивающие:

  • развивать память, звуковую культуру речи, способности координировать работы рук со зрительным восприятием;
  • развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию;

Воспитывающие:

  • воспитывать внимательность к выполнению заданий;
  • расширять коммуникативные способности детей;

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Движение пальцев рук и кистей имеет особое стимулирующее воздействие. Учёными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Восточные медики установили такую связь пальцев рук с внутренними органами. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М.Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребёнка. В.А.Сухомлинский писал: «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее» Лучше проделать одно упражнение несколько раз, но добиться ощутимого результата, чем «пробежаться» по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне.

Что же такое пальчиковые игры? Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействуют на речевые функции, но и на здоровье ребёнка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

На музыкальных занятиях мы всегда используем пальчиковые игры, например перед песней «Падают листья» Муз. М.Красева используем пальчиковую гимнастику «Осень».

Меж еловых мягких лап

подушечками пальцев поглаживают колени.

Дождик кап, кап, кап

стучат по коленям

Где сучок давно засох

поднимают руки вверх.

Серый мох, мох, мох

пальцы то прижимают друг к другу, то растопыривают как можно шире.

Где листок к листку прилип

поглаживают ладошки

Вырос гриб, гриб, гриб

«делают гриб»

Кто нашёл его друзья

указательный палец правой руки поочерёдно загибает пальцы на левой руке.

Это Я! Я! Я!

показывают большие пальцы обеих рук.

Перед песней «Дождик» Муз. М.Парцхаладзе применяем пальчиковую игру «Туча и дождик»

Туча по небу плыла

кулачок правой руки описывает круги.

Дождик за руку вела

 пальцы левой руки растопырены и кулачок правой руки берётся за большой палец левой руки.

Он шагал на тонких ножках в чёрных, лаковых сапожках

 кулачок водит ладошку вправо – влево.

Дождик всюду походил, на крылечке наследил

ладошками шлёпают по коленям.

В тёплой луже потоптался

топают слегка ногами.

Топнул, шлёпнул и умчался

раз топнуть, шлёпнуть по коленям и покружиться вокруг себя.

Для поддержания интереса к «Зимней песенке» Муз. М.Красева и развития эмоциональности включаем в занятие пальчиковую гимнастику «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок

показывают, как лепят снежки.

Он превратится в толстый ком

 большой ком.

И станет ком снеговиком

 руки на пояс, качают головой.

Его улыбка так светла

улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла

показывают глаза, голову, нос, метлу.

Но солнце припечёт слегка

руки поднять вверх, раздвинуть пальцы.

Увы – и нет снеговика

разводят руки в стороны.

Чтобы песенка «Лучше друга не найти» Муз. Е.Асеевой звучала задорно, используем пальчиковую гимнастику «Бабушка».

Наша бабушка идёт

хлопать ладонями по коленям поочерёдно левой, правой рукой.

И корзиночку несёт

пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки.

Села тихо в уголочек

положить руки на колени.

Вяжет деточкам чулочек

выполняют движение, имитирующее вязание на спицах.

Вдруг котята прибежали
И клубочки подобрали.

мягкими кистями рук выполняют движение «кошечка»

- Где же, где ж мои клубочки

развести руки в стороны.

Как же мне вязать чулочки?

выполняют движение «вязание на спицах»

Для песни «Верные подружки» Т.И.Каптюховой хорошо подходит пальчиковая игра «Катя» Муз. Е.Железновой.

 

Пальцы правой руки сжаты в кулак, большой палец выпрямлен, поднят вверх.

Маленькая Катя умница была:

сгибаем – разгибаем большой палец.

В комнате работу всем зверям дала

кончиком большого пальца по очереди дотрагиваемся до подушечек остальных пальцев, постепенно разжимая кулачок.

Чашечки собачка моет язычком,

левая рука – чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони, движение «от себя» тыльной стороной пальцев.

Мышка подбирает крошки под столом

щипают пальцами правой руки ладонь левой.

Кошка коготками лавочку скребёт

скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки

Курочка рябая пол крылом метёт

скользящее движение ребром ладони одной руки по другой

Катя варит кашу для зверят своих

большим пальцем правой руки вращательные движения, в левой ладони – чашечка

За работу хвалит

поглаживаем правой рукой левую руку

С ложки кормит их

протягиваем правую руку вперёд («предлагаем кашку»)

Перед игрой «Теремок» (р.н.песня) обр. Т.Попатенко дети охотно демонстрируют пальчиковую игру «Теремок».

На дверях висит замок

пальцы «замок», ладони прижаты

Как бы нам замок открыть
В теремок зверей пустить?

пружинящие движения руками в стороны, пытаться разжать переплетённые пальцы

Слева зайка, справа мишка

подушечки пальцев к верху, ладони поджать

Отодвиньте – ка задвижку!

зацепиться пальцами рук, пытаться разжать

Слева ёжик, справа волк, нажимайте на замок!

зацепиться пальцами, пытаться их разогнуть

Зайка, мишка, ёжик, волк – открывают теремок!

поочерёдное касание пальцами, показать ладошки

Организованные пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость!

Список литературы

  1. Абраменко В.В. «Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком» - М., Лепта – Книга, 008.
  2. Безруких М.М. «Тренируем пальчики» - М.: ООО «Дрофа», 2000.
  3. Черенкова Е.Ф. «Оригинальные пальчиковые игры» - М., «ДОМ. XXI век», 2007.
  4. Цвынтарный В.В. «Играем с пальчиками и развиваем речь» - Санкт-Петербург, 2005.