Задачи:
Обучающие:
- научить детей чётко произносить слова потешек, скороговорок, стихотворений, сочетая их с движениями рук;
- формировать навыки исполнительского мастерства;
Развивающие:
- развивать память, звуковую культуру речи, способности координировать работы рук со зрительным восприятием;
- развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию;
Воспитывающие:
- воспитывать внимательность к выполнению заданий;
- расширять коммуникативные способности детей;
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Движение пальцев рук и кистей имеет особое стимулирующее воздействие. Учёными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Восточные медики установили такую связь пальцев рук с внутренними органами. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М.Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребёнка. В.А.Сухомлинский писал: «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее» Лучше проделать одно упражнение несколько раз, но добиться ощутимого результата, чем «пробежаться» по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне.
Что же такое пальчиковые игры? Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействуют на речевые функции, но и на здоровье ребёнка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.
На музыкальных занятиях мы всегда используем пальчиковые игры, например перед песней «Падают листья» Муз. М.Красева используем пальчиковую гимнастику «Осень».
Меж еловых мягких лап |
подушечками пальцев поглаживают колени. |
Дождик кап, кап, кап |
стучат по коленям |
Где сучок давно засох |
поднимают руки вверх. |
Серый мох, мох, мох |
пальцы то прижимают друг к другу, то растопыривают как можно шире. |
Где листок к листку прилип |
поглаживают ладошки |
Вырос гриб, гриб, гриб |
«делают гриб» |
Кто нашёл его друзья |
указательный палец правой руки поочерёдно загибает пальцы на левой руке. |
Это Я! Я! Я! |
показывают большие пальцы обеих рук. |
Перед песней «Дождик» Муз. М.Парцхаладзе применяем пальчиковую игру «Туча и дождик»
Туча по небу плыла | кулачок правой руки описывает круги. |
Дождик за руку вела |
пальцы левой руки растопырены и кулачок правой руки берётся за большой палец левой руки. |
Он шагал на тонких ножках в чёрных, лаковых сапожках |
кулачок водит ладошку вправо – влево. |
Дождик всюду походил, на крылечке наследил |
ладошками шлёпают по коленям. |
В тёплой луже потоптался |
топают слегка ногами. |
Топнул, шлёпнул и умчался |
раз топнуть, шлёпнуть по коленям и покружиться вокруг себя. |
Для поддержания интереса к «Зимней песенке» Муз. М.Красева и развития эмоциональности включаем в занятие пальчиковую гимнастику «Снеговик».
Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок | показывают, как лепят снежки. |
Он превратится в толстый ком |
большой ком. |
И станет ком снеговиком |
руки на пояс, качают головой. |
Его улыбка так светла |
улыбаются. |
Два глаза, шляпа, нос, метла |
показывают глаза, голову, нос, метлу. |
Но солнце припечёт слегка |
руки поднять вверх, раздвинуть пальцы. |
Увы – и нет снеговика |
разводят руки в стороны. |
Чтобы песенка «Лучше друга не найти» Муз. Е.Асеевой звучала задорно, используем пальчиковую гимнастику «Бабушка».
Наша бабушка идёт | хлопать ладонями по коленям поочерёдно левой, правой рукой. |
И корзиночку несёт |
пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки. |
Села тихо в уголочек |
положить руки на колени. |
Вяжет деточкам чулочек |
выполняют движение, имитирующее вязание на спицах. |
Вдруг котята прибежали |
мягкими кистями рук выполняют движение «кошечка» |
- Где же, где ж мои клубочки |
развести руки в стороны. |
Как же мне вязать чулочки? |
выполняют движение «вязание на спицах» |
Для песни «Верные подружки» Т.И.Каптюховой хорошо подходит пальчиковая игра «Катя» Муз. Е.Железновой.
|
Пальцы правой руки сжаты в кулак, большой палец выпрямлен, поднят вверх. |
Маленькая Катя умница была: |
сгибаем – разгибаем большой палец. |
В комнате работу всем зверям дала |
кончиком большого пальца по очереди дотрагиваемся до подушечек остальных пальцев, постепенно разжимая кулачок. |
Чашечки собачка моет язычком, |
левая рука – чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони, движение «от себя» тыльной стороной пальцев. |
Мышка подбирает крошки под столом |
щипают пальцами правой руки ладонь левой. |
Кошка коготками лавочку скребёт |
скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки |
Курочка рябая пол крылом метёт |
скользящее движение ребром ладони одной руки по другой |
Катя варит кашу для зверят своих |
большим пальцем правой руки вращательные движения, в левой ладони – чашечка |
За работу хвалит |
поглаживаем правой рукой левую руку |
С ложки кормит их |
протягиваем правую руку вперёд («предлагаем кашку») |
Перед игрой «Теремок» (р.н.песня) обр. Т.Попатенко дети охотно демонстрируют пальчиковую игру «Теремок».
На дверях висит замок | пальцы «замок», ладони прижаты |
Как бы нам замок открыть |
пружинящие движения руками в стороны, пытаться разжать переплетённые пальцы |
Слева зайка, справа мишка |
подушечки пальцев к верху, ладони поджать |
Отодвиньте – ка задвижку! |
зацепиться пальцами рук, пытаться разжать |
Слева ёжик, справа волк, нажимайте на замок! |
зацепиться пальцами, пытаться их разогнуть |
Зайка, мишка, ёжик, волк – открывают теремок! |
поочерёдное касание пальцами, показать ладошки |
Организованные пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость!
Список литературы
- Абраменко В.В. «Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком» - М., Лепта – Книга, 008.
- Безруких М.М. «Тренируем пальчики» - М.: ООО «Дрофа», 2000.
- Черенкова Е.Ф. «Оригинальные пальчиковые игры» - М., «ДОМ. XXI век», 2007.
- Цвынтарный В.В. «Играем с пальчиками и развиваем речь» - Санкт-Петербург, 2005.