Урок русского языка "Путешествие на планету Глагол". (Урок обобщения и закрепления пройденного за курс начальной школы. 4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, глагол


Цели:

  • актуализировать знания учащихся о морфологических признаках и правописании глагола;
  • закрепить знания и умения учащихся применять правила написания глагола на изученные орфограммы;
  • способствовать развитию творческого мышления учащихся;
  • развивать навыки самостоятельной работы и умения работать в микроколлективе.

Оборудование: планета Глагол, опорные слова кластера, стрелки, двойной скотч, магниты, листочки на липкой основе для примеров, кнопки, маркеры для белой доски, маркеры для детей, шаблоны из картона для каждой группы учащихся, номера команд с заданием, кластер Лицо глагола, таблица Спряжение глагола с ошибкой и правильный вариант, II надписи, маленькие доски и надпись времени, индивидуальные листы с заданиями, III2, опорные таблицы по теме, подставки для досок, частица НЕ с глаголами, слово ПЕЧЬ, значок «Житель планеты Глагол».

На доске: тема, IIвопросы неопределенной формы в два столбика, слова из текста с пропуском одного, кластер Лицо глагола, таблица Спряжение глагола с ошибкой, НЕ с глаголами, глаголы с мягким знаком.

Ход урока

1. Организационный момент

- Ребята, сегодня необычный урок. Я приглашаю вас в путешествие. И совершим мы с вами межгалактический перелет во вселенную Знаний. Начнем наше путешествие с галактики «Русский язык».

Галактика Русский язык – это множество планет, которые населяют различные части речи. Сегодня мы отправимся на одну из таких планет под названием «Глагол» (тема урока на доске).

Планета Глагол очень большая. Мы должны успеть увидеть всех ее жителей, главное – запомнить и конце представить карту нашего путешествия (на доске круглая планета Глагол).

2. Вызов (большой стеклянный шар)

- А перенестись на планету нам поможет волшебный шар. Он у меня за спиной.

Посмотрите, какой он красивый, переливается всеми красками весенней природы.

Внутри шара – кубики, на гранях этих кубиков написаны слова… Их трудно прочитать, но мы должны это сделать, чтобы попасть на планету.

Ребята, сейчас я сделаю то, что никогда бы не сделала…

Он разбился. Кубики рассыпались и отразились в нашем иллюминаторе.

На ваш взгляд, какие слова выбрали бы жители планеты Глагол? (отметить мелом, лишние убрать).

Признак, лицо, как?, действие, падеж, что делать? склонение, что делает? личное окончание, предмет, спряжение, род, дополнение, сказуемое, обстоятельство, время, когда?

На самом деле, это материки и страны планеты Глагол. По ним мы совершим аше путешествие.

3. Путешествие

Первый материк, который встречается на нашем пути – это понятие Глагол.

4. Понятие о глаголе (материки планеты Глагол - 2 таблички)

А) Давайте вспомним, какие признаки помогают определить часть речи глагол? ( что обозначает слово, выбранное из набора слов – «действие»)

Второй признак – вопросы глагола. Назовите их.

Да, действительно, существуют два признака.

Б) А можете ли вы по этим признакам узнать жителя планеты Глагол?

Для этого вам предстоит выполнить задание № 1 на ваших маршрутных листах.

В нем необходимо найти все глаголы и выделить их цветом.

Задание. Найдите глаголы среди слов других частей речи и подчеркните их.

Был, неслись, роняли, сыпались, поглощала, трепетал, переставали, пронеслась, запорхал, начала, поднялся … (переливаться – не написано).

Проверка: слова написаны на доске учителем, одно слово забыто.

- Согласны с этим набором глаголов?

Молодцы, всех жителей признали.

Глаголы: неслись, пронеслась, переливаться стоят в начальной форме. Как по-другому она называется? (Неопределенная форма глагола)

Почему она так называется? (Нельзя определить морфологические признаки глагола)

Следующий материк – Начальная форма (материк планеты).

5. Начальная форма глагола

В маршрутных листах записаны глаголы. Их нужно поставить в неопределенную форму и записать в два столбика по вопросам Что делать? Что сделать? (два ученика пишут на доске, остальные – в тетради).

Что делать?

Что сделать?

учить

нарисовать

цвести

позавтракать

знакомить

прочитать

Два ученика зачитывают свои слова.

- Вы согласны?

Теперь отправляемся дальше. И попадаем на материк…

6. Изменяемые категории глагола – большой материк (на планету)

- Как изменяется глагол?

7. Изменение глаголов по числам (государство)

Устно. Подберите как можно больше глаголов к данным существительным: весна…, ручьи… (наступает, радует, приносит…. журчат, звенят, переливаются….)

8. Изменение по временам (государство, населяют его 3 народа: люди, живущие настоящим, прошлым и будущим)

Вам предстоит разделить жителей на 3 народа.

(Конверт с одинаковым набором глаголов для каждой группы и маленькая доска)

Каждой группе определить настоящее, прошедшее и будущее время.

4-я группа распределяет вопросы времен.

Проверка: 1 представитель от группы демонстрирует результаты работы группы на маленьких досках. Вопросы времени – глаголы данного времени…

- Все ли глаголы имели отношение к данным странам?

1 глагол в неопределенной форме останется (нести). Это слово нам не подходит.

Отправляемся в следующую страну…

9. Изменение по лицам (государство населяют 3 народа)

Глаголы бывают….лица, … и ….

Что помогает установить лицо глагола? (местоимение)

Распределите местоимения по лицам..

Учитель раздает детям карточки с местоимениями.

Кластер (маршрутные листы, задание № 3)

Фото этого государства будем использовать при составлении карты путешествия.

10. Изменение по родам (государство Времена, народ Прошедшего времени)

В каком времени изменяются глаголы по родам?

От чего зависит род глагола?

Устно. Глагол бежать поставить в прошедшее время, составить с ним предложение, употребив глагол в женском роде, мужском и среднем.

11. Фронтальная работа (на индивидуальных листочках, цепочкой)

Проверим на практике, ка вы различаете жителей трех стран планеты Глагол: число, время и лицо.

12. Неизменяемая категория – спряжение глагола – другой материк.

Давайте посмотрим на эту таблицу, ничего ли не напутали жители планеты Глагол?

Таблица с личными окончаниями глаголов с ошибкой. Найти заблудившихся жителей.

Спряжение глагола

 

I

II

1 лицо

- у, - ю

- ем, - ём

2 лицо

- ешь, - ете

- ишь, - ите

3 лицо

- ат, - ят

- ут, - ют

Поменять на таблицу с правильным вариантом.

Таблица в маршрутных листах, задание № 5. Запишите окончания глаголов I и II спряжения. Алгоритм определения спряжения глагола по неопределенной форме?

Молодцы, отправляемся дальше…

13. Роль глагола в предложении (следующий материк).

- Какую роль выполняет глагол в предложении?

Докажите это на примере глагола печь.

А может ли слово печь быть жителем другой планеты? Какой? Докажите.

Глаголы не так просты как кажутся, с ними нужно быть внимательнее…

А особенно на большом материке…

14. Правописание глагола – другой очень большой материк.

Не с глаголами (страна, где частица НЕ делит эту страну на 2 народа: с одним она неразлучна, с другим держится на расстоянии)

- А вы знаете, с кем она дружит, а с кем нет?

Запишите глаголы в 2 столбика в зависимости от слитного и раздельного написания…

Фронтальная проверка (ученик соединяет стрелами НЕ с глаголами-исключениями).

1 слово новое (невзлюбить).

Отправляемся в следующее государство…

Буква Ь

- В каких глаголах пишется буква Ь? (после шипящих: в неопределенной форме и 2 лица единственного числа).

Маршрутные листы, задание № 6. Прочитайте задание.

Проверка: 1 ученик, выполнивший задание, на маленькой доске записывает глаголы с Ь (ошибиться, поправиться, вытащишь). Вы согласны?

Следующее очень важное государство материка Правописание – Безударные личные окончания глаголов.

14. Самостоятельная работа на оценку с проверкой после урока.

Вставить пропущенные буквы в окончания глаголов I и II спряжения: то 2 разных народа.

15. Составление кластера по группам (демонстрация задания по планете Глагол)

- Итак, наше путешествие подошло к концу. Всё ли запомнили, узнаем, составив карту Путешествия.

Каждой группе предстоит составить лишь фрагмент путешествия. Соединив все фрагменты, мы создадим карту полностью.

  • 1 группа – понятие глагола и роль глагола в предложении.
  • 2 группа – изменяемые морфологические признаки глагола.
  • 3 группа – неизменяемые морфологические признаки и правописание окончаний.
  • 4 группа – правописание частицы НЕ и Ь.

Каждый участник команды выполняет конкретную часть задания (на листочках с липкой основой – примеры слов).

16. Рассказ учащихся по блокам с приведением примеров

17. Итог работы – создание карты путешествия по планете Глагол

Итак, мы совершили с вами путешествие на планету Глагол. Всех ее жителей увидели.

Получилась очень интересная планета. На этой планете много государств. Мы познакомились лишь с некоторыми. В последующих классах вы узнаете новые страны и узнаете много нового об уже известных.

В конце путешествия жители планеты написали слово ПУТЕШЕСТВУЯ и спрашивают, является ли оно глаголом?

Это житель другой пока вам неизвестной планеты, которая является спутником планеты Глагол. Познакомитесь вы с ним в старших классах.

Оценивание работы учащихся

Работа групп и отдельных учеников. Самооценка.

Домашнее задание

Расставить знаки препинания в очень интересном стихотворении.

- Спасибо за активную дружную работу.

Приложение 1

Приложение 2