Формирование мотивации учения младшего школьника

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


«Результат обучения – учащиеся, которые получают удовольствие от учения; средства достижения этой цели – учителя с внутренней мотивацией учения».
М.Ксикзентмикали

Введение

Учебная деятельность составляет основу, представляет главенствующий принцип системы школьного обучения, ведь именно в этот период жизни ребенка идет активное получение информации, необходимой для дальнейшего существования. Конечным же результатом данного процесса должно всегда являться формирование полноценной личности, способной к анализу ситуаций, решению поставленных задач, взаимодействию с социумом. По окончании школы ребенок должен овладеть всеми необходимыми знаниями, навыками и умениями, которые обеспечат ему нормальное существование в дальнейшем. Именно учебная деятельность способствует этому процессу в наибольшей мере.

С проблемой неодинакового усвоения учащимися с нормальным уровнем развития интеллектуальных способностей одного и того же учебного материала, сталкивается каждый учитель. Корень этой проблемы кроется в разных уровнях сформированности учебной мотивации. Несформированность учебной мотивации проявляется в том, что при равных интеллектуальных возможностях учащиеся демонстрируют различные показатели качества обученности.

Младший школьный возраст является достаточно значимым периодом жизни. Приобретая новые качества и навыки, школьник учится действовать в разных жизненных обстоятельствах самостоятельно.

Целью оказания психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся начальных классов в формировании у них учебной мотивации, является: «Создание условий для формирования мотивации учения младшего школьника, выявления, поддержки и развития одаренных обучающихся, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии с требованиями ФГОС».

Главной задачей детей в этом периоде становится учебная деятельность, направленная на освоение новых знаний и умение воспринимать новую информацию. Для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решать важные задачи:

- способствовать повышению уровня учебной мотивации, учебно-познавательных мотивов;

- выделение в детях качеств, необходимые для успешного обучения в школе (формирование умения ставить перед собой цель, добиваться ее, прогнозировать результат своей деятельности и др.);

- дать уверенность учащимся в том, что они способны хорошо учиться;

- стремиться к преодолению негативных эмоций, связанных с обучением в школе;

- дать детям представления об умениях и навыках успешного обучения;

- стимулирование активной учебной деятельности учащихся;

- формировать адекватное отношение к своим успехам и неудачам в учебной деятельности, развитие навыка уверенного поведения;

- способствовать формирование навыков межличностного взаимодействия с другими людьми (сверстниками, взрослыми);

- повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность.

Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению (или формированию определенных психологических компонентов).

Этапы процесса усвоения

В начале своей школьной жизни, младший школьник, имея внутреннюю позицию, хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Важный аспект познавательной мотивации - мотивы самосовершенствования. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. Таким образом, мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей.

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. У детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями имеется стремление выделиться среди одноклассников, быть первым.

Имея достаточно развитые способности, такая мотивация становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. В младшем возрасте необходимо поощрять каждого ребенка: развитие креативности и приобщение к творчеству в любой сфере деятельности.

Младший школьный возраст имеет большие ресурсы формирования школьной мотивации учащихся. Ведь каждый ребенок - индивидуальность. А что же такое индивидуальность? Как ее развивать? Индивидуализм, есть постоянное соперничество со способными сверстниками.

Мотивы учебной деятельности

Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя, так не всегда ученики прилагают достаточных усилий для выполнения заданий. Очевидно, что отчетливо начинает проявляться мотивация избегания неудачи. И здесь помогает особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области - в занятиях спортом, музыкой, рисованием, и т.п. А когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка. Поэтому, необходимо оказывать помощь каждому ученику в нахождении связи между учёбой в школе и его интересами. Ведь ребёнок чаще всего не находит никакой связи между учебной деятельностью и своими интересами, что и является причиной отсутствия школьной мотивации.

Формировать мотивацию – это значит поставить ученика в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Учебная деятельность с самого начала обучения ребенка в школе должна приобрести для него личностный смысл: она должна быть для него интересной, и он должен понимать, зачем ему лично это все нужно.

Формирование мотивации учения — это решение вопросов воспитания личности. Мотивационный компонент таит в себе богатые возможности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро, если ею не управлять, может произойти снижение ее уровня. Т.е. мотивация длится не долго, поэтому заботиться о ней стоит ежедневно. Конечно, управлять формированием мотиваций не простое дело. Мотивация складывается, изменяется, перестраивается в процессе деятельности.

Развитие и формирование мотивации осуществляется через организацию и содержание деятельности. Функциональные возможности личности могут способствовать созданию успеха или неуспеха ребенка в деятельности, что, в свою очередь, создает у каждого ученика свой, новый уровень мотивации или изменяет уже сложившийся в предыдущих видах деятельности.

Мотивационный компонент учения постоянно взаимодействует с интеллектуальным. Исходный уровень умственного развития ребенка, пришедшего в школу, выступает важнейшим условием реализации исходного уровня мотивации ребенка, а также условием формирования мотивации уже в ходе самой учебной деятельности.

Уровень умственного развития выступает одним из главных условий реализации исходного уровня мотивации. Учащемуся, чтобы стать субъектом деятельности, необходимо осознать цель предстоящей деятельности, ее значение, способы ее достижения, осознать то, насколько выполнение соответствует цели, насколько успешно идет продвижение к цели.

Формирование мотивации учения младшего школьника становится крайне необходимой. Задача учителя заключается в умелом выборе той формы работы, которая больше всего подойдет всем ученикам, раскроет их способности, создаст ситуацию успеха и атмосферу радости общения и позволит решить основные задачи обучения.

Педагогические средства для формирования мотивации к получению знаний

Мотивы как формы реализации потребностей формируются и вычерпываются из тех социальных и предметно-действенных обстоятельств, в которых действует обучающийся. Мотивами, стимулирующими человека и побуждающих его к активной деятельность – учиться, могут быть самыми различными. Классифицируют мотивацию по-разному, например, по направленности и содержанию выделяют следующие виды:

1.Социальные мотивы (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества).

2. Познавательные мотивы (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным).

3. Профессионально-ценностные мотивы (без знаний не будет хорошей профессии).

4. Эстетические мотивы (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои скрытые способности и таланты).

5. Коммуникативные мотивы (возможность расширять свой круг общения благодаря повышению своего интеллектуального уровня и новым знакомствам).

6. Статусно-позиционные мотивы (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе).

7. Традиционно-исторические мотивы (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени).

8. Утилитарно-практические мотивы (необходимость в получении свидетельства об образовании, которое позволяет получить заветное рабочее место).

9. Учебно-познавательные мотивы (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию).

10. Неосознанные мотивы (основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).

Работа над мотивационной сферой обучающегося сосредоточена на осознании обучающимся того, ради чего он обучается и что его побуждает к учению. Прежде всего, это интерес к способам деятельности и инструментальной основе деятельности. Понимание учащимися цели и задачи, поставленной педагогом, принятие этой задачи и цели, реализация цели, решение задачи, получение удовлетворения от процесса и результат, подкрепленный похвалой педагога, становится превращение цели в мотив. Этот мотив может стать постоянным при условии неоднократного повторения ситуаций решения учебных и познавательных задач и достижения соответствующих целей.

Проявляя активность, ученик добивается поставленной перед ним цели, чем значительнее полученные результаты его деятельности, тем более успешным считается он как личность. На успешность личности имеют влияние многие факторы. Вот некоторые из них:

- умеет ли человек общаться с другими людьми, проявляет ли при этом толерантность;

- стремится ли человек добиться гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности, владеет ли социальными нормами, правилами;

- наличие невысокого уровня тревожности, помогающей мобилизоваться и, следовательно, способствовать успешности деятельности этого человека;

- мотивирована ли личность на достижение успеха, как в деятельности, так и в межличностном общении и взаимодействии.

Основываясь на собственном опыте взаимодействия с детьми, могу утверждать, что каждый ребёнок может испытывать радость от добывания знаний, совершенствования каких-то навыков, если побудить его к раскрытию своих способностей и талантов. Задача учителя, искать и находить новые, более эффективные виды деятельности учащихся – источник получения знаний, формирования умений и навыков. Преодоление трудностей и создание позитивной эмоциональной мотивации являются необходимыми для развития творческого мышления обучающихся.

К концу обучения в начальной школе важным в успешности обучения у младших школьников становится мнение их сверстников: и положительные и отрицательные мотивы формируются за счет мнения класса, социометрического статуса ученика. Для детей в этот возрастной период важно не только как оцениваются их знания, им также интересна оценка всей их личности, соотнесения ее с другими. Именно поэтому, хорошая успеваемость развивает у детей высокую самооценку, а плохая – снижает их самооценку. Успешность в учебной деятельности является источником внутренних сил ребенка, и в нем развивается стремление преодолевать трудности.

Положительное отношение к учению закрепляется радостью от успеха, поэтому взрослым даже маленький успех ребенка необходимо замечать и концентрировать внимание ребенка на этом, для поддержания в нем положительного отношения к учению.

Таким образом, мотивация учебной деятельности – это самый первый и главный ключ к успеху, в том числе и в учебе, так как ребенок лучше всего воспринимает именно ту информацию, которая ему интересна. Можно сделать вывод, что особенности учебной мотивации младших школьников заключаются в том, что в учебной деятельности младших школьников проявляются такие мотивы учения, как учебно-познавательные мотивы (стремление к получению новых знаний), социальные (долг, ответственность) и личностные мотивы (стремление к благополучию и достижению). Но в младшем школьном возрасте доминируют в основном личностные мотивы, которые, если не реализуются, то проявляются в виде негативной их тенденции – мотив избегания неприятностей и неудач.

Приложение

Список литературы

  1. Мосина Н.А., Казакова Т.В., Захарова Т.В. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-2. – С. 290-301;
    URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1726 (дата обращения: 18.02.2020).
  2. Сапожникова Е.Ш. Учение и увлечение / Е.Ш.Сапожникова. – Кемерово, 2010. – 12 с.