Радость, пусть даже самая маленькая,
не бывает без причин: всегда она
обусловлена победой или успехом.
С.Бабаевский
Сегодня, увы, мода на физкультуру спадает. Не то чтобы люди перестали заботиться о своем здоровье, скорее у нас изменились приоритеты.
Почему двигаться необходимо? Тело спроектировано таким образом, что оно не способно функционировать полноценно без физической нагрузки. Она просто необходима для поддержания в тонусе сердечной и мышечной систем, суставов, дыхательной и других систем организма. Особенно это необходимо для подрастающего поколения – наших школьников.
Всем нам известно, что обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала. Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы (в среднем 10-15% от общей численности учащихся), относятся к специальной медицинской группе (СМГ).
Министерство образования РФ обращает внимание учителей, руководителей общеобразовательных учреждений на ряд особенностей в организации занятий физической культурой в СМГ.
Прежде всего следует иметь в виду, что дети II и III групп здоровья, которые составляют СМГ, по своим двигательным возможностям не могут сравниться со здоровыми детьми. Общий объем двигательной активности и интенсивность физических нагрузок обучающихся СМГ должны быть снижены по сравнению с объемом нагрузки для учащихся основной и подготовительной групп.
Оценивание и итоговая аттестация обучающихся специальной медицинской группы производится на основании следующих писем:
- Письма Минобразования РФ от 31.10.2003 N 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 мая 2012 г. N МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья».
По мере прохождения учебного материала, кроме оценивания техники выполнения физических упражнений, степени освоения программного материала необходимо оценивать успехи обучающегося в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.
Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических показателях, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены обучающемуся и родителям (законным представителям), выставляется положительная отметка.
Итоговая отметка по физической культуре обучающимся в специальной медицинской группы «А» выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность), динамики функционального состояния и ФП, а также прилежания. Обучающиеся специальной медицинской группы «Б» на основании представленной справки установленного образца (Приложение N 8), выданной медицинским учреждением о прохождении курса ЛФК, оцениваются в образовательном учреждении по разделам: «Основы теоретических знаний» в виде устного опроса или написания рефератов, «Практические навыки и умения» в виде демонстрации комплексов ЛФК, освоенных согласно своему заболеванию в медицинских учреждениях, с последующей итоговой аттестацией по предмету «Физическая культура».
В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.
Критерии оценки учащихся СМГ
1-4-й классы. Теория:правила поведения в спортзале и на улице; правильное дыхание при ходьбе, беге; формирование правильной осанки, двигательный режим.
Практика:строевые упражнения; челночный бег 3 х 10 м; оценка выполнения поворотов на месте; бег в медленном темпе с переходом на ходьбу, 10, 15, 20, 45 секунд бега, 30 секунд ходьбы; общефизическая подготовка (ОФП); метание мяча в цель с расстояния 6 метров.
Выявление по показаниям частоты сердечных сокращений (ЧСС) реакцию организма школьников на физическую нагрузку. Обучение и контрольное выполнение подсчета ЧСС за 10 секунд; прыжки в длину с места; прыжки в длину с разбега (техника); упражнения с мячом: ведение при ходьбе, перебрасывание мяча друг другу, метание мяча на дальность. Например: бросок мяча в цель на точность (количество попаданий из 10 бросков), 5 раз - оценка «5», 4 раза - «4», 3 раза - «3», менее 3 раз - «2»; метание мяча 150 г - мальчики: 20 м - «5», 15 м - «4», 12 м -«3», 10 м - «2»; девочки: 15 м - «5», 12 м - «4», 9м- «3», менее 9м- «2».
5-9 й классы. Теория:значение физической культуры для развития организма; правильное оформление дневника самоконтроля; личная и общественная гигиена; составление комплекса утренней гигиенической гимнастики; инструкторская и судейская практика; врачебный контроль за занимающимися физической культурой и спортом.
Практика: выполнение физических упражнений, направленных на коррекцию заболевания; подсчет ЧСС по частоте пульса и количеству дыханий в 1 минуту; выполнение контрольных нормативов с учетом противопоказаний; правильное выполнение строевых упражнений, упражнений на осанку. В первую очередь при выставлении оценок рассматривается посещаемость занятий.
Аттестация производится по следующим темам: «Гимнастика», «Основные движения руками, ногами, туловищем», «Акробатические элементы», «Равновесие», «Поднятие и перенесение тяжестей», «Упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами», «Лазание по канату, гимнастической стенке».
В легкой атлетике оцениваются умение демонстрировать технику бега на короткие, средние дистанции, способы метания гранаты, мяча на дальность и в цель, в движущуюся цель, толкание ядра, прыжки в высоту и длину.
Спортивные и подвижные игры. Элементы спортивных и подвижных игр; участие в соревнованиях; составление комплекса упражнений, направленных на коррекцию заболевания. Например, бросок малого мяча в цель на точность (количество попаданий): 6 раз из 10 - оценка «5», 5 раз - «4», 4 раза - «3», 3 раза - «2» (как юноши, так и девушки).
10-11 -й класс. При выставлении итоговой оценки в первую очередь рассматривается посещаемость занятий.
Теория: значение и методы воспитания физических качеств:
а) силы;
б) выносливости;
в) гибкости;
г) ловкости;
д) быстроты (по четвертям, полугодиям).
Врачебный контроль и самоконтроль в процессе занятий физической культурой и спортом. Дневник самоконтроля. Оздоровительное и прикладное значение гимнастики, спортивных игр. Организация соревнований по волейболу и другим играм, умение подсчитать ЧСС по частоте пульса и количеству дыханий за 1 минуту, современные проблемы теории и практики физической культуры, составление и обоснование комплекса утренней гигиенической гимнастики, оздоровительное значение туризма.
Практика:показать элементы игры в баскетбол, волейбол и другие виды спорта, выполнить 8 упражнений на силу; выполнить 8 физических упражнений на укрепление мышц брюшного пресса, 4 упражнения на улучшение кровообращения в органах брюшной полости, выполнить контрольные нормативы с учетом противопоказаний. Дневник самоконтроля; показать 8 физических упражнений на расслабление; составить комплекс при заболеваниях органов дыхания, сердечнососудистой системы.
Например, поднимание туловища (руки за голову), поднимание ног из положения лежа (см. нормативы для 5-9-го классов).
Баскетбол: штрафной бросок мяча в корзину (количество попаданий из 10 бросков), юноши: 6 раз - оценка «5», 5 раз - «4», 4 раза - «3», менее 3 раз - «2»; девушки: 5 раз - «5», 4 раза -«4», 3 раза - «3», менее 3 раз - «2».
Проводя занятия, учитель должен в первую очередь определить переносимость физических нагрузок и физическую подготовленность школьников по тестам. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.
Тесты физической подготовленности для учащихся первого года обучения в составе СМГ проводятся в декабре и апреле, для второго и последующих лет обучения – в сентябре, декабре и апреле.
Определение уровня физической подготовленности мальчиков
№ п/п |
Контрольное упражнения |
Возраст, |
Уровень физической подготовленности |
||||
Высокий |
Выше среднего |
Средний |
Ниже среднего |
Низкий |
|||
5 баллов |
4 балла |
3 балла |
2 балла |
1 балл |
|||
1 |
Прыжок в длину с места, см |
7 |
130 |
117-129 |
104-116 |
88-103 |
87 |
8 |
145 |
132-144 |
119-131 |
103-118 |
102 |
||
9 |
158 |
145-157 |
132-144 |
116-131 |
115 |
||
10 |
166 |
153-165 |
141-152 |
124-140 |
123 |
||
11 |
177 |
164-176 |
151-163 |
135-150 |
134 |
||
12 |
187 |
174-186 |
161-173 |
145-160 |
144 |
||
13 |
198 |
185-197 |
172-184 |
156-171 |
155 |
||
14 |
208 |
195-207 |
182-194 |
166-181 |
165 |
||
15 |
217 |
204-216 |
191-203 |
175-190 |
174 |
||
16 |
228 |
215-227 |
202-214 |
186-201 |
185 |
||
17 |
238 |
225-237 |
212-224 |
196-211 |
195 |
||
2 |
Медленный бег в сочетании с ходьбой 6 мин, м |
7 |
1000 |
900 |
800 |
700 |
600 |
8 |
1050 |
950 |
850 |
750 |
650 |
||
9 |
1100 |
1000 |
900 |
800 |
700 |
||
10 |
1150 |
1050 |
950 |
850 |
750 |
||
11 |
1200 |
1100 |
1000 |
900 |
800 |
||
12 |
1250 |
1150 |
1050 |
950 |
850 |
||
13 |
1300 |
1200 |
1100 |
1000 |
900 |
||
14 |
1350 |
1250 |
1150 |
1050 |
950 |
||
15 |
1400 |
1300 |
1200 |
1100 |
1000 |
||
16 |
1450 |
1350 |
1250 |
1150 |
1050 |
||
17 |
1500 |
1400 |
1300 |
1200 |
1100 |
||
3 |
Броски и ловля теннисного мяча с расстояния 1 м от стены за 30 сек., раз |
7 |
30 |
25 |
20 |
15 |
10 |
8 |
31 |
26 |
21 |
16 |
11 |
||
9 |
33 |
28 |
23 |
18 |
13 |
||
10 |
34 |
29 |
24 |
19 |
14 |
||
11 |
36 |
31 |
26 |
21 |
16 |
||
12 |
37 |
32 |
27 |
22 |
17 |
||
13 |
39 |
34 |
29 |
24 |
19 |
||
14 |
40 |
35 |
30 |
25 |
20 |
||
15 |
42 |
37 |
32 |
27 |
22 |
||
16 |
43 |
38 |
33 |
28 |
23 |
||
17 |
45 |
40 |
35 |
30 |
25 |
Определение уровня физической подготовленности девочек
№ п/п |
Контрольное упражнения |
Возраст, |
Уровень физической подготовленности |
||||
Высокий |
Выше среднего |
Средний |
Ниже среднего |
Низкий |
|||
5 баллов |
4 балла |
3 балла |
2 балла |
1 балл |
|||
1 |
Прыжок в длину с места, см |
7 |
123 |
111-122 |
99-110 |
85-98 |
84 |
8 |
132 |
119-131 |
106-118 |
90-105 |
89 |
||
9 |
140 |
127-139 |
114-126 |
98-113 |
97 |
||
10 |
157 |
142-156 |
127-141 |
108-126 |
107 |
||
11 |
164 |
150-163 |
136-149 |
119-135 |
118 |
||
12 |
168 |
155-167 |
142-154 |
126-141 |
125 |
||
13 |
176 |
165-175 |
154-164 |
139-153 |
138 |
||
14 |
188 |
174-187 |
160-173 |
144-159 |
143 |
||
15 |
194 |
180-193 |
166-179 |
150-165 |
149 |
||
16 |
198 |
184-197 |
174-183 |
160-173 |
159 |
||
17 |
204 |
191-203 |
178-190 |
162-177 |
161 |
||
2 |
Медленный бег в сочетании с ходьбой 6 мин, м |
7 |
900 |
800 |
700 |
600 |
500 |
8 |
950 |
850 |
750 |
650 |
550 |
||
9 |
1000 |
900 |
800 |
700 |
600 |
||
10 |
1050 |
950 |
850 |
750 |
650 |
||
11 |
1100 |
1000 |
900 |
800 |
700 |
||
12 |
1150 |
1050 |
950 |
850 |
750 |
||
13 |
1200 |
1100 |
1000 |
900 |
800 |
||
14 |
1250 |
1150 |
1050 |
950 |
850 |
||
15 |
1300 |
1200 |
1100 |
1000 |
900 |
||
16 |
1350 |
1250 |
1150 |
1050 |
950 |
||
17 |
1400 |
1300 |
1200 |
1100 |
1000 |
||
3 |
Броски и ловля теннисного мяча с расстояния 1 м от стены за 30 сек., раз |
7 |
25 |
20 |
15 |
10 |
5 |
8 |
26 |
21 |
16 |
11 |
6 |
||
9 |
28 |
23 |
18 |
13 |
8 |
||
10 |
29 |
24 |
19 |
14 |
9 |
||
11 |
31 |
26 |
21 |
16 |
11 |
||
12 |
32 |
27 |
22 |
17 |
12 |
||
13 |
34 |
29 |
24 |
19 |
14 |
||
14 |
35 |
30 |
25 |
20 |
15 |
||
15 |
37 |
32 |
27 |
22 |
17 |
||
16 |
38 |
33 |
28 |
23 |
18 |
||
17 |
40 |
35 |
30 |
25 |
20 |
В заключение хотелось бы уделить внимание на то, что положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков и умений, в развитии физических качеств, но регулярно посещал уроки физической культуры, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми знаниями в области физической культуры.
При выставлении текущей отметки необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства обучающегося, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.
Список литературы
- Письмо Минобразования РФ от 31.10.2003 N 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 мая 2012 г. N МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья».
- Справочник учителя физической культуры / сост. Н.М.Вилкова. – Волгоград: Учитель, 2016. 118 с.
- Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование, программы / авт.-сост. А.Н.Каинов, И.Ю.Шалаева. – Волгоград: Учитель, 2009. 185 с.
- Физическая культура. 5-9 классы. Рабочая программа. Расширенное трехчасовое планирование для специальных медицинских групп с вариантами уроков оздоровительно-корригирующей направленности и обучения бадминтону. Ресурсное обеспечение / авт.-сост. К.Р.Мамедов. – Волгоград: Учитель, 2014. – 159 с.
- Физическая культура. 10-11 классы. Рабочая программа. Расширенное трехчасовое планирование для специальных медицинских групп с вариантами уроков оздоровительно-корригирующей направленности и обучения бадминтону. Ресурсное обеспечение / авт.-сост. К.Р.Мамедов. – Волгоград: Учитель, 2014. – 143 с.