Дорожите родным, милым словом!

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Внеклассная работа

Ключевые слова: русский язык


Ребята! Сегодня у нас день русского языка, праздник. Он называется «Дорожите родным, милым словом!». Мы живём в царстве слов, и слова имеют огромною власть над нашей жизнью, мы заколдованы словами и в значительной степени живем в их царстве», - писал известный русский учёный Н.Бердяев.

Общаясь, мы говорим друг другу разные слова. Так пусть слова наши будут чистыми, вежливыми. Давайте будем стараться доставлять окружающим радость приятным, ласковым словом.

Ребята, что значит слово спутник?

1. Первое значение слова – специальный аппарат, который создан для освоения космических пространств.

2. Второе значение – человек, который вместе с кем-то находится в пути.

Где можно узнать значение слова? Чтобы узнать значение слова, нужно обращаться к толковому словарю. Толковые словари интересны не только как справочники.  Это книги, дающие массу знаний.

Вспомним человека, который посвятил свою жизнь русскому языку, словам, составлению толкового словаря. Посвятим ему наш сегодняшний праздник.

Серге́й Ива́нович Óжегов(1900—1964) — лингвист, лексикограф, доктор филологических наук, профессор. Автор одного из самых известных и популярных русских словарей — однотомного «Словаря русского языка».

Сергей Иванович Ожегов был  хорошим русским человеком и славным ученым, жизнь которого, не слишком долгая, но яркая, стремительная, богатая событиями и встречами, достойна нашей памяти.

Вот так говорится о слове в «Словаре юного филолога»:«Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём-то говорить, надо его как-то называть, именовать».

Самые простые слова-названия того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: это «кошка», это «ель», это «снег». Такими этикетками увешано всё вокруг нас. У каждого из нас есть имя . Имена, есть и у предметов, которые нас окружают.

Отрывок из мультика «От двух до пяти».

Я найду слова везде
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!

Поиграем.

Игра “В две колонки становись!”

Карточки со словами, раздать детям: громоотвод, заводной, водолаз, водитель, водопой, водоросль, водомер.

Нужно быстро собрать карточки со словами, родственными слову вода, вторая – слову водить.

Игра «На загадку дай отгадку!»

1. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши)

2. Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос)

3. Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер)

4. Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык)

5. Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. Глупый человек будет искать её в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? (Иголка)

Отрывок из мультика «Капитан Врунгель» песня «Как корабль назовете, так корабль поплывет».

В слове «победа» спряталось слово «беда».

Игра «Найди»

Раздать 8 слов детям, найти спрятанные слова, ножницами отрезать лишнее. (под песню Врунгеля).

Игры со словами могут быть разными. Например, можно отыскать такие слова, в которых, если отнять по одной букве с начала или конца, всё же сохраняется смысл. Такая известная игра есть со словом «ПОБЕДА».

Игра «ПОБЕДА» (буквы)

- В какой гостинице вы жили?
- «Победа».
- Чего вы ждали?
- Обеда.
- Что случилось?
- Беда.
- Что пропало?
- Еда.
- Вы кричали?
- Да!
- Что?
- А!

Внимание на экран:

1) В каком времени года не живёт буква «Е»?
а)лето
б)осень
в)зима
г)весна

2) Как пишется слово Крокодил?
а)кракадил
б)крокодил
в)кракодил
г)крокодел

3) С помощью чего человек выражает свои мысли?
а) жестов
б) криков
в) шипения
г) слов

4) Какие слова не делятся для переноса?
а)весна б)осень в)арбуз г)мак

5) Исправь ошибки в словах:
Правело, питух, балкон, диревня, пинал.

6) Какое слово из одиннадцати букв все ученики и даже учителя пишут неправильно?
(Неправильно).

Игра “Пойми меня”

Сейчас мы будем тренироваться понимать друг друга без слов. Строимся в шеренгу по одному. Первый получает лист бумаги и ручку, последний – слово, которое нужно передать по одной букве, написав на спине впереди стоящего.(крот)

Найди лишнее слово.

Часы –
спят, стоят, идут, спешат.
Солнце –
греет, веет, сияет, светит.
Дорога –
стоит, ведёт, бежит, петляет.
Дождь –
идёт, стучит, хлещет, бежит.

В наш век всеобщей компьютеризации, к сожалению, падает интерес к слову. Многих больше интересует язык знаков и символов. А ведь наш русский язык — это национальная гордость, большая ценность для каждого, кто считает его своим родным языком. Его нужно беречь, любить, сохранять и защищать.

Некоторые скоро вообще забудут, как говорить и писать нужно. Вот к примеру.

Сценка

Мы вчера с Артемом переписывались.

Даша: Вот, я ему пишу: «Артем, идем, поиграем? На улице такая погода хорошая». А он мне: « ( ». Я ему: « А может тогда в кино?». Он: « ) ». Я ему «Конфеты с собой возьмем?». Он « ))». Я ему: «Увидимся». А он мне: « )))»

Даша: Вот и поговорили! Только мне непонятно: он или совсем русский язык забыл, или только как слова пишутся, не помнит.

Игра-кричалка «Мне эхо раскрывает секреты»

Вы помните, как отвечает эхо? Да, верно! Оно повторяет окончание слова. А в нашей игре эхо будет называть имена девочек и мальчиков. Какие? Сейчас узнаем!

«Кто забрался под диван
Эхо мне в ответ: «Иван». 
«Не боится кто мороза?»
Эхо отвечает: «Роза». 
«Кто съел плитку шоколада?»
Эхо (с укоризной): «Лада». 
«Кто гуляет до рассвета?»
Эхо мне ответит: «Света». 
«Кто глядит из-за сарая?»
Знает эхо: это «Рая».
«Кто потерял сандалик?»
Промолвит эхо: «Алик». 
«Назови мне кавалера!»
Эхо прокричит: «Валера!»

Одним из нарушений содержательности и чистоты речи является засорение ее большим количеством слов-паразитов: как бы, типа, типа того, как говорится, знаешь, в смысле, э-э-э, ну-у и других.

А представьте себе такую ситуацию. Человеку нужно коротко и ясно изложить свою мысль, а он начинает вставлять лишние слова. Тут не до смеха.

1.

Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по “ноль один”
Срочно сообщает:
Я не знаю, как начать,
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться.
Вообщем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
Можно трубку положить
Все давно сгорело.

2.

Как проехать на вокзал? -
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает
 Вообщем, где-то, так сказать,
Это близко очень.
Просто тут рукой подать,
Говоря короче.
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе…
Вы проехали давно
Возвращаться нужно.

Очень разной бывает судьба слов. Одни живут тысячелетиями, не изменяясь и не старея – мама, дом, хлеб, вода – это общеупотребительные слова. Другие на каком-то этапе уходят из языка, устаревают, третьи – только – только появились.

Замените устаревшие слова, обозначающие части тела,  современными  словами

Игра «Составь пару»

Ребята, соедините предложения с совпадающими по значению словами и выражениями. (10 детей)

Когда мы так говорим?

1. Глаза на лоб лезут

1. Очень быстро

2. Глаза слипаются

2. Очень темно

3. Хоть глаз выколи

3. Сильно удивляться

4. В мгновение ока

4. Сильно хочется спать

А как у вас с повседневной речью? Ведь там думать некогда. Давайте проверим. Как бы Вы сказали:

  • «Сходите» или «Выходите»? (Выходите.)
  • «Вы крайний» или «Вы последний»? (Последний.)
  • «Извините» или «Я извиняюсь»? (Извините.)
  • «Надеть шапку» или «Одеть»? (Надеть.)

Просмотр отрывка мультика «Человек и слово».

Итак, слова – это сила, а  в чем сила слова?

Словом можно спасти, умудрить и исцелить. Но словом, же можно и посеять зло, ранить.

Нужно бережно, внимательно относиться к словам.

Подумай, прежде чем сказать: “Зачем я это говорю? Для чего?”

Литературный монтаж

а)

Слово - это не пустяк.
В каждом слове свой костяк.
Говорите и любите это чудо.

б)

В школе учат понимать,
Что словом нужно выражать
Доброту, тепло, любовь, заботу к людям.

в)

Не стесняйтесь говорить
И «спасибо», и «прости»,
И «люблю», «целую», «верю», «уважаю».

г)

Постарайтесь не грубить,
В своём сердце сохранить
Слово. Это то, что сердцем выражаешь.

Дорогие ребята! Вот и подошёл к концу наш праздник русского языка. Учите слова, не допускайте в своей речи ошибки. Пусть ваша речь будет культурной, выразительной, понятной.