Предмет: Русский язык.
Класс: 8.
Цели:
- Познавательные - познакомить учащихся с понятиями «диспут», «дискуссия»; чтение и обсуждение публицистического материала (по теме урока);
- Обучающие - формирование умений создавать сочинение-рассуждение на дискуссионную тему; формирование умений и навыков участия в диспуте, дискуссии, публично выступать, высказывать своё мнение, подтверждать его фактами, доказывать аргументами;
- Развивающие - развивать навыки поисковой работы, отбора материала на заданную тему; развивать навыки создания презентаций; развивать стремление заниматься самообразованием, расширением своего кругозора;
- Воспитательные - воспитывать в детях активную гражданскую позицию; воспитывать такие нравственные качества, как справедливость, заботливость, честность, сострадание, доброту ,милосердие, чувство ответственности за судьбу Отечества.
Планируемые результаты.
- Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке).
Метапредметные:
- Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
- Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.
- Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Тип урока: развитие речи.
Метод урока: урок развития речи с использованием ИКТ, урок-дискуссия.
Словарная работа: рассуждение, диспут, дискуссия, актуальные проблемы, резюме, резюмировать.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентации учащихся, подборка газетных публикаций, плакаты по охране природы.
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия обучающихся |
Оргмомент |
Здоровается с обучающимися, проверяет готовность к уроку. |
|
Мотивационный |
- У вас на столах разложены пазлы. Соберите их, пожалуйста. |
Учащиеся собирают пазлы. |
Формулировка темы и целеполагание |
Словарная работа: аргументировать, дискуссия, рассуждение, позиция, предположение, публика, публичный, публицистика |
Отвечают на вопросы учителя, размышляют, пытаются установить связь учебных предметов.
Отвечают на вопросы учителя, размышляют, делают выводы, формулируют тему и цель урока, записывают в рабочие листы (тетради) |
1 этап актуализации |
Начнём с того, что вспомним, к какому стилю относятся рассуждение, диспут, дискуссия. Они относятся к публицистическому стилю (подберём однокоренные слова - публика, публичный, публицистика). Публицистический в переводе с латинского рассуждению значит «общественный». |
|
2 этап актуализации |
Вопросы к классу: что такое рассуждение? |
Отвечают на вопросы (фронтальная работа). |
Работа по теме урока |
В наше бешенное время, когда человек и человечество теряют своё лицо в погоне за удовольствием, преуспеванием и наживой; когда отовсюду в нашем обществе слышны разговоры о росте цен и понижении уровня жизни населения; когда телевизионный экран притупляет свежесть чувств и ощущения неповторимости собственной жизни и обостряет остроту погони за благами и жажду владеть всем, так трудно остановиться и трезво рассудить, куда идёт страна и человечество, вспомнить уроки истории, осознать, что не хлебом единым жив человек. Проблема 1 - экология. (Презентация, рассуждения.) |
Отвечают на вопрос учителя. Работают в группах. Представители групп озвучивают результат работы. |
Закрепление |
А теперь я прошу высказаться ребят из других групп. С чем вы согласны, а с чем не согласны? Своё мнение аргументируйте. |
Учащиеся участвуют в дискуссии. |
Итог урока |
Итак, что мы сегодня вспомнили на уроке? Чему учились? Достигли ли цели урока? |
Участвуют в подведении итога урока, формулируют выводы. |
Рефлексия |
В своих рабочих листах в поле «Итоги урока» впишите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня на уроке, чему научились и что сделали. |
Работают в рабочих листах. |
Домашнее задание |
Каждая группа пишет сочинение-рассуждение на свою подготовленную тему. |
Записывают в дневники задание на дом. |