Буктрейлер как инновационное средство повышения читательской активности обучающихся

Разделы: Организация школьной библиотеки

Ключевые слова: буктрейлер


Класс: 5.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: сформировать представление о буктрейлере как средстве повышения читательской активности.

Задачи:

  • знать понятия буктрейлера, его структуру.
  • уметь создавать буктрейлер по произведению.
  • применять буктейлер для повышения читательской активности обучающихся.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению, эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • построение логической цепи рассуждений;
  • умение работать с текстом, обобщать, выделять главное, составлять план.

Коммуникативные:

  • умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • учет разных мнений;
  • работа в группах.

Регулятивные:

  • извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Предметные результаты:

  • строить устное и письменное высказывание;
  • конструировать сценарий буктрейлера;
  • словесно передавать свои эстетические впечатления;
  • оформлять буктрейлер в соответствии с требованиями.

Оборудование: компьютеры, проектор, колонки, экран, видеоматериалы, презентация.

Организация пространства: фронтальная, работа в группах, индивидуальная, практическая.

Ход урока

1. Мотивация

Добрый день, ребята! Я скажу слова"Доброе день ..." и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

- Доброе утро всем девочкам! ... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!"

- Доброе утро всем мальчикам! ...

- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы! ...

-- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...

- Доброе утро всем, кто хочет знать зачем мы сегодня здесь собрались!

2. Актуализация опорных знаний

Какие существуют способы по привлечению к чтению? Что можно сделать, чтобы понравившуюся тебе книгу прочитали? Как современные писатели привлекают читателей? и т.п.

(Слайд первый реклама книг)

3. Выявление места и причины затруднения

Посмотрите пожалуйста на экран. Как вы думаете, как называется этот ролик? Захотелось ли вам прочитать эту книгу? Как переводится буктрейлер? Для чего делается буктрейлер?

4. Построение и реализация проекта

Теперь вы знаете почти все способы для рекламы книг. Кто может сформулировать цель нашего урока? Как вы думаете, чем мы сегодня займемся? Что для этого мы должны знать и уметь? Какие задачи перед нами стоят?

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Давайте посмотрим, что же такое буктрейлер и его виды.

Буктрейлер (англ. booktrailer) - это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов - пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Сегодня буктрейлеры прочно вошли в повседневную жизнь библиотек. Буктрейлеры могут быть посвящены какому-либо автору, серии книг или даже какой-нибудь теме, дате, например, краеведению, юбилею писателя. Также возможно создание буктрейлеров о книжных выставках библиотеки или о самой библиотеке.

История.

Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментариями. Именно таким было первое видео, снятое к роману Джона Фарриса в 1986 году.

В 2003 году на книжной ярмарке в Луизиане был впервые продемонстрирован буктрейлер к книге Кристин Фихан «Темная симфония». Это событие дало начало популяризации буктрейлеров, которые до этого распространялись в основном только в сети Интернет, среди широкой публики.

В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги. Ролик к книге Алексея Маврина «Псоглавцы» стал не только одним из первых, но и одним из самых дорогих: на его создание было затрачено около 10 000 долларов. Сейчас активно поддерживает направление создания буктрейлеров и издательство «Эксмо». На сайте издательства есть специальный раздел, где пользователь может найти ролики к книгам-новинкам.

Виды.

По способу визуального воплощения текста:

  • Игровые (минифильм по книге);
  • Неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.)
  • Анимационные (мультфильм по книге).

По содержанию:

  • Повествовательные (презентующие основу сюжета произведения).
  • Атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции).
  • Концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Теперь мы знаем что такое буктрейлер, виды и для чего они нам нужны. Пора приступить к созданию своего буктрейлера. Давайте познакомимся с этапами создания буктрейлера, которые могут отличаться в зависимости от личности автора, его творческой задумки и манеры воплощения.

Первый этап: выбор книги. Вы будете разделены на группы и каждой группы будет своя книга, которая вам знакома по школьной програме.

Второй этап: Создание сценария к буктрейлеру (продумать сюжет и написать текст, так как сегодня мы учимся текст у вас уже готов. Его необходимо бегло прочитать, и систематизировать). Важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что же будет дальше. А узнать это можно, только прочитав книгу

Третий этап: подбор иллюстраций к тексту и музыки: у каждой группы в папке есть варианты иллюстраций, которые вы использовать для вашего буктрейлера и музыка.

Четвертый этап: создание буктрейлера. Мы будем использовать програму, в которой вы все умеете работать Powerpoint.

Начнем. Необходимо разделить роли в группе. Кто работает с текстом, кто создает презентацию. У вас перед глазами текст для вашего буктрейлера. 1. Вам необходимо найти информацию о авторе книге. 2. история создания книги. 3. О чем книга и 4. План что за чем происходило в произведении. Приступаем. Можете черкать на листочках. Те кто работает с созданием буктрейле начинаем работая с таблицой, извлекать из нее необходимую вам информацию, то есть действовать по алгоритму написанному в таблице. вставлять картинки в презентацию. 1. Сама книга, автор, история создания книги, о чем книга и по ходу действий в книге, не забываем, мы полностью не раскрываем сюжет, он должен оборваться на самом интересном, чтобы хотелось взять и самим прочитать.

7. Включение в систему знаний (последние 2 задания)

Представление видео роликов.

8. Рефлексия (по слайду)

Технологическая карта урока

Презентация