Дополнительная общеобразовательная программа "Школа раннего развития "Эврика"

Разделы: Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Класс: д/с


Паспорт программы

Название программы

Дополнительная  общеобразовательная программа «Школа раннего развития «Эврика»

Организация-исполнитель

МАУДО ЦРТДЮ «Нарт»

Возраст обучающихся

5,5-7 лет

Срок реализации программы

1 год

Год разработки программы

2008

Год обновления

2019

Цель программы

всестороннее развитие личности ребенка, его познавательных способностей, ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств посредством включения его в различные виды деятельности.

Направленность

Социально-педагогическая

Тип  программы

Модифицированная, комплексная

Уровень реализации

Общеразвивающая

Уровень освоения программы

Общекультурный

Способ освоения

Креативный

Социальный статус

дошкольники г.Владикавказа

Форма обучения

Групповая, очная

Аннотация

Дополнительна общеобразовательная программа «Школа раннего развития «Эврика» имеет социально-педагогическую направленность. Программа предполагает комплексную предшкольную подготовку старших дошкольников (5,5-7 лет). В программу включены разделы: «Букварь», «Основы математических знаний», «Развитие речи», «Письмо», «Окружающий мир», «Осетинский язык», «ИЗО», «Развивающие игры», «Экология». Старший дошкольный возраст – это период активного познания, творчества, общения, а также период подготовки к новому этапу в жизни - школьному обучению. Программа направлена на создание комфортных условий для интеллектуального и личностного развития ребенка дошкольного возраста, успешного вступления  его в новую социальную роль – роль ученика. Ведущим методом обучения является дидактическая игра, в ходе которой педагог пополняет и расширяет знания детей при помощи игровых приёмов, с опорой на наглядно-предметное мышление.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проходят 3 раза в неделю, по 4 получасовых разнохарактерных занятия в день.

Пояснительная записка

Преемственность дошкольного и начального общего образования – одна из сложнейших проблем, которую многие годы пытаются решить на самых разных уровнях (среди ученых, специалистов органов управления, педагогов, родителей). Несмотря на серьезные реформы, происходящие в дошкольном и школьном образовании, использование современных методик и технологий, по сей день, она остается до конца нерешенной. Причиной тому, возможно, является и обилие нетрадиционных, «развивающих» программ для начальной школы, авторы которых зачастую стремятся усложнить предлагаемый учебный материал, увеличить его объем, ориентируясь на цели «опережающего развития» и забывая не только о необходимости длительной, постепенной, тщательной отработки тех или иных навыков и умений, которые ребенок приобретает в первый год обучения и которые являются основой, фундаментом всего дальнейшего учения, но и о потребности ребенка в периоде адаптации, приспособления ребенка к новой для него социальной роли – ученика. Между тем все больше родителей задумывается о том, готов ли ребенок к школе, все чаще они пытаются решить эту проблему самостоятельно, вне стен дошкольного учреждения. Ведь от того, как ребенок подготовлен к школе, будут зависеть его учебные успехи, психологическая комфортность, отношение к учебной деятельности в целом.

Пока ученые, методисты, педагоги школы и детского сада ищут способы преодоления сложившейся проблемы, образовавшийся вакуум смогли заполнить в учреждениях дополнительного образования. Именно система дополнительного образования, как наиболее гибкое и доступное нововведениям звено образовательной цепи, чутко реагирует на потребность в тех или иных услугах по обучению, воспитанию, развитию ребенка. И. как результат, сегодня во многих учреждениях дополнительного образования страны успешно действуют структуры, направленные на раннее интеллектуальное развитие ребенка и подготовку к школьному обучению.

Предлагаемая программа рассматривает аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста 5,5-7 лет в условиях учреждения дополнительного образования.

Программа составлена с учетом следующих нормативных документов:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р)
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751)
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №1008)
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015г. №09-3242 )
  • Требованиями к структуре и содержанию программы дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003г. №28-02-484/16);
  • Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844);
  • СанПиНом 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  • Уставом МАУДО ЦРТДЮ «Нарт»

Программа имеет социально-педагогическую направленность, поскольку решает задачу адаптации дошкольника к новым условиям жизнедеятельности. Программа является комплексной, так как представляет собой объединение нескольких образовательных областей в единое целое. Содержание программы распределено по разделам, по каждому определены конкретные цель, задачи, ожидаемые результаты, дано подробное тематическое планирование.

Данная программа является актуальной, поскольку основана на анализе родительского спроса на услуги дополнительного образования в области предшкольной подготовки и направлена на создание комфортных условий для интеллектуального и личностного развития ребенка дошкольного возраста, успешного вступления его в новую социальную роль – роль ученика.

Новизна программы в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов, с опорой на наглядно-предметное мышление, т.к. ведущий вид деятельности дошкольников – это игра. Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы, как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и знания об окружающем мире, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.

Педагогическая целесообразность состоит во взаимосвязи процессов интеллектуального и творческого развития, обучения и воспитания. Образовательный процесс Школы раннего развития  включает в себя все виды деятельности, необходимые для полноценного развития ребенка данного возраста. К ним относятся: игровая, продуктивная (изобразительная), познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность совместно с родителями, развивающие упражнения, элементарная математика. Все эти виды деятельности, охватывая несколько направлений развития, вводят ребенка в культурный мир, в конечном итоге образовывая его как активного, культурного субъекта деятельности. Программа составлена с учётом реализации предметных, метапредметных и личностных связей по разделам.

Отличие данной программы от имеющихся заключается в комплексном подходе к подготовке ребенка к школе, разработке содержания по нескольким направлениям: обучению грамоте, основам математических знаний, подготовке к письму, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, из – деятельности, основам владения английским языком, и что важно – обучению родному (осетинскому) языку.

Программа разработана с учетом принципов системности и доступности, является целостной и реалистичной, поскольку содержание всех разделов согласовано и систематизировано с учетом достижения прогнозируемого результата.

Программа является модифицированной. Основой для ее создания является государственная ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, представляющая собой один из структурных компонентов Образовательной системы «Школа 2100» и успешно применяемая педагогами уже не один год.

Основная цель данной программы - всестороннее развитие личности ребенка, его познавательных способностей, ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств посредством включения его в различные виды деятельности. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. Реализация цели предполагает решение ряда задач:

Образовательные:

  • формирование основ предметных и общеучебных знаний, умений, навыков, способствующих подготовке детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательной школе.

Развивающие:

  • развитие основных познавательных процессов у детей: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия;
  • развитие эмоциональной сферы;
  • развитие коммуникативных навыков.

Воспитательные:

  • приобщение детей к духовным ценностям, способствующим формированию нравственных и эстетических качеств личности;
  • формирование опыта практической, познавательной, творческой и др. деятельности;
  • формирование навыков дисциплины и самодисциплины;
  • создание воспитывающей и креативной среды, обеспечивающей овладение способами позитивной самореализации и саморегуляции своего поведения с окружающими людьми.

Возраст обучающихся – 5,5–7 лет. Программа не предполагает предварительной подготовки, отбора собеседования или других вступительных испытаний. Принимаются все желающие, в том числе и дети с ОВЗ.  Наполняемость групп в соответствии с нормами САНПиН - 20-30 человек. Учебный процесс построен с учетом возрастных психологических особенностей детей.

Старший дошкольный возраст – это период активного познания, творчества, общения, а также период подготовки к новому этапу в жизни - школьному обучению. Самооценка старшего дошкольника достаточно адекватна, ребенок более объективно оценивает результат деятельности. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу», он становится в позицию исследователя. Старший дошкольник начинает сам анализировать, сопоставлять и делать выводы. Формируется логическое мышление. Именно поэтому в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы по развитию мыслительных операций. Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития, происходят прогрессивные изменения во всех сферах деятельности. Учет этих особенностей позволяет педагогу наиболее эффективно построить работу с детьми по данной программе.

Срок реализации программы - 1 год обучения. Занятия проводятся три раза в неделю, по 4 разнохарактерных занятия. Совокупный объем программы 432 часа.

Формы и режим занятий

Форма обучения по программе – групповая, очная.

Формы организации деятельности на занятиях – групповые, фронтальные, индивидуальные, в малых группах. Практикуется:

  • Фронтальная работа с демонстрационным материалом
  •  Практическая, творческая работы
  • Дидактическая игра
  • Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом
  •  Моделирование и разрешение проблемных ситуаций
  • Совместная  проектная деятельность: педагог + ребёнок + родитель
  • Совместная деятельность детей
  • Совместная деятельность взрослого и детей
  • Самостоятельная деятельность

Кроме традиционных форм занятий, используются также занятия – викторины, соревнования, занятия – игры.

Продолжительность одного занятия с учетом возрастных и психофизических особенностей, допустимой нагрузки – 30 мин. Перерывы между занятиями – 10 минут. Обязательно в течение занятия проводятся две динамические паузы по 2-3 мин.

Ожидаемые результаты обучения по программе:

Личностные результаты

К концу периода обучения ребёнок:

  • любознательный, активный, интересующийся новым, неизвестным в окружающем мире, любящий экспериментировать, способный самостоятельно действовать;
  • эмоционально отзывчивый, откликающийся на эмоции близких людей и друзей, сопереживающий персонажам сказок, историй, рассказов; эмоционально реагирующий на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • имеющий сформированные соответственно возрасту нравственные качества личности;
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Метапредметные результаты

К концу периода обучения ребёнок:

  • имеющий сформированные соответственно возрасту познавательные процессы: внимание, память, мыслительные операции (сравнение, анализ, умение делать выводы);
  • имеющий опыт самостоятельной практической, познавательной, творческой и др. деятельности;
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности –умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

Предметные результаты

К концу периода обучения ребёнок:

  • овладевший основами предметных и общеучебных знаний, умений, навыков, соответствующих разделам программы и  способствующих подготовке детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательной школе.

Формы подведения итогов реализации программы

Уровень освоения учебного материала определяется системой контроля:

  • Начальный контроль (диагностика, изучение личностных качеств и психологических особенностей детей);
  • Текущий;
  • Тематический;
  • Промежуточный контроль (по итогам I полугодия);
  • Итоговый контроль (диагностика готовности к школьному обучению).

Предварительный контроль – осуществляется перед изучением учебного курса Школы раннего развития «Эврика». В устной беседе педагог знакомится с детьми, узнавая их общую социальную осведомленность, социальные элементарные знания и умения. В первые недели проводится психолого-педагогическая диагностика уровня развития познавательной, эмоционально – волевой сферы детей в форме тестов, заданий. На основе бесед и наблюдения проводится изучение их личностных качеств и психологических особенностей. Предварительный контроль имеет большое значение для определения познавательных возможностей детей и осуществления индивидуализации и дифференциации обучения, диагностики исходного состояния обученности ребенка с целью отслеживания его дальнейшего продвижения в обучении.

Текущий контроль – осуществляется на всех этапах обучения, непосредственно в процессе усвоения, закрепления, систематизации знаний, умений, навыков и позволяет оперативно диагностировать и корректировать, совершенствовать ЗУН детей, обеспечивает стимулирование и мотивацию их деятельности на каждом занятии.

Тематический контроль (периодический) – завершает образовательный процесс дошкольника по определенной теме, разделу, блоку и имеет целью обобщение и систематизацию знаний, проверку эффективности усвоения ребенком определенного, логически завершенного содержания материала (блок, раздел, тема). Он позволяет плавно переходить к изучению следующей темы (разделу, блоку). По окончании изучения темы проводится самостоятельная работа, игра-состязание и др.

Итоговый контроль – осуществляется в заключении образовательного процесса, выполняет задачу обобщения и систематизации материала по всему курсу, проводится в конце учебного года (результат обучения за год). Проводится также психолого – педагогическая диагностика в форме тестирования.

Все перечисленные выше виды контроля осуществляются с помощью разнообразных методов и форм проверки знаний, умений, навыков:

Формами контроля являются:

  • опросы (индивидуальные и фронтальные);
  • проверки;
  • выполнение контрольных заданий;
  • дидактические игры,
  • беседы;
  • тестирование.

Устная проверка: индивидуальный и фронтальный опрос.

Индивидуальный опрос – предполагает включение в работу одного опрашиваемого, позволяет выявить глубину усвоения материала, но требует больших временных затрат, а также необходимости активизировать деятельность других детей, обеспечивая их включенность не только в качестве слушателей, но и активных участников (дополнения, анализ ответа).

Фронтальный опрос (репродуктивная и эвристическая беседа) – создает условия для включения в него большего количества опрашиваемых, но не позволяет выявить глубину усвоения материала, системность знаний и логичность их изложения.

Письменная проверка: самостоятельная работа, индивидуальные задания (карточки, шаблоны). Основным достоинством письменного опроса является самостоятельный характер работы детей, обеспечивающий объективность данной формы контроля при условии предъявления индивидуальных заданий.

Практическая проверка (контрольно-практические работы): позволяют выявить степень усвоения детьми конкретных умений и навыков, а также степень освоения ими теоретических знаний, готовность использовать их в практической деятельности.

Смешанная форма контроля: осуществляется на основе одновременного применения нескольких форм и методов проверки результатов учебной деятельности.

Кроме названных выше форм контроля так же используются: кроссворды, шарады, ребусы, викторины, творческие работы, ролевые игры, игра-общение, игра-труд, анализ выполненных работ и т.д.

Материально-техническое и дидактическое обеспечение программы

Информационно-методическое и дидактическое обеспечение.

  • комплексная дополнительная общеразвивающая программа «Школа раннего развития «Эврика»;
  • методические пособия;
  • конспекты занятий;
  • дидактический материал (схемы, рисунки и т.д.);
  • игротека;
  • индивидуальный раздаточный материал;
  • сценарии мероприятий;
  • литература для педагога;
  • литература для детей;
  • литература для родителей;
  • изобразительные наглядные пособия:
    • азбука в картинках;
    • набор карточек с животными, грибами, насекомыми;
    • схемы,
    • карты;
    • плакаты;
  • учебно-наглядные пособия:
    • мозаика,
    • шаблоны,
    • образцы готовых поделок (аппликация),
    • набор карточек с буквами,
    • набор карточек с цифрами,
    • счетный материал и т.д.

Материально-техническое обеспечение.

  • Учебный кабинет с типовой мебелью по количеству детей, соответствующей росту детей;
  • Стол и стул для педагога;
  • Магнитно-меловая доска с разметкой для письма;
  • Шкафы, стеллажи для методического и дидактического материала;

Технические средства обучения:

  • Компьютер, мультимедиа проектор, экран, музыкальный центр.

Учебный план Школы раннего развития

Раздел

Количество часов в год

1

Букварь

72

2

Письмо

72

3

Основы математических знаний

72

Окружающий мир

36

Экология

36

6

Развитие речи

36

7

Изо-деятельность

36

8

Осетинский язык

36

 

ИТОГО

432

См. продолжение программы