О чем рассказал детский рисунок

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Работа с родителями


Дети рисуют. Домики, машинки, цветочки, животные, смешные человечки – чего только не выведет шаловливая рука ребенка.

- А это что? Прямо чудище какое-то…

- Нет, мама, как же ты не понимаешь – это зоопарк, здесь медведи живут. Вот этот медведь на задних лапах стоит. А это зебра.

Родители по-разному относятся к детскому творчеству. Одни придирчиво выискивают черты будущего таланта, другие не придают значения детской «мазне»: рисует, мне не мешает и пусть.

Чем является рисунок для ребенка? Почему, раз потянувшись к карандашу и бумаге, он не расстается с ними длительное время?

Известно, что рисование – универсальная способность человека, благодаря которой реализуются его важнейшие потребности: потребность в активном освоении мира, потребность в диалоге, взаимодействии с другими людьми. Рисунок -  это единство чувств, образов, отношений.

Наблюдая за процессом творчества детей, анализируя рисунки, можно увидеть, что существует взаимосвязь между возрастом ребенка, социальной ситуацией их развития и способом рисования.

Очень часто первым изображением на детских рисунках оказывается человек. Это мама, воспитательница, принцесса, герой мультфильма. Однако трех - четырехлетние и шести - семилетние изображают «дядю» по-разному.

Большая голова, длинные руки и ноги, выходящие прямо из головы. «Это бабушка. А сейчас нарисую папу». И мы видим, опять кружок, глазки, ротик, ручки-ножки – палочки. Такой «головоногий» рисунок характерен для детей трех–четырех лет. Почему именно такой?

Оказывается все просто. Первое, что фиксирует малыш при восприятии мамы, папы, других взрослых, которые ухаживают за ним, - это лицо. Ребенок видит, слышит, осязает именно то, что для него наиболее важно. Все оттенки отношений он видит во взгляде, глазах, улыбке.

Научившись ходить, ребенок вынужден смотреть на взрослого снизу вверх. Происходит искажение восприятия – туловище не фиксируется, создается ощущение, что руки и ноги как бы вырастают из головы.

По мере развития детей, совершенствования образных представлений рисунок человека становится более адекватным.

К шести – семи годам дети уже рисуют человека с соразмерной по отношению к туловищу головой, изображают шею и плечи, руки и ноги приобретают двухмерность. Ребенок изображает шею, плечо, руку одной непрерывной  линией, постепенно происходит переход от отдельного изображения каждой детали.  Теперь уже человека одевают – в платье, рубашку с пуговицами, брюки – в зависимости от пола.

Рисунок человека становится показателем возрастного развития ребенка, говорит об уровне сформированных  у него образных представлений.

В то же время в рисунке человека можно выделить признаки, отличающие детей одного возраста друг от друга (не учитывая разной степени развития художественных, графических способностей). Такими признаками являются: размер фигуры (большой или маленький), расположение фигуры на листе (внизу, вверху, слева, справа), настроение (веселое или грустное выражение лица), штриховка, качество линий (прямые, прерывистые, тонкие, двойные), нажим.

Глядя на нарисованного человечка, педагог может проанализировать социальную среду, в которой развивается ребенок, опыт его взаимоотношений со взрослыми. Полученный материал может стать одним из показателей готовности шести - семилетних детей к школе. Как известно, готовность к школе предполагает выход на новый уровень взаимодействия ребенка со взрослым (учитель – ученик), и этот контакт будет затруднен, если у будущего школьника имеется негативный опыт взаимодействия со взрослыми в семье.

Возникает вопрос: как можно проследить опыт взаимодействия ребенка со взрослым, оценить его с точки зрения готовности к школе, глядя на детские рисунки человеческой фигуры?

В первом классе учитель просит нарисовать человека, как кто умеет. Одни сразу приступают к работе, другие начинают раздумывать, задавать вопросы. Порой, смотришь на ребенка и видишь, как он нервно держит в руках карандаш, сосредоточенно смотрит на белый лист бумаги, пытается сделать движение карандашом, но всякий раз поспешно убирает руку. В глазах появляются слезы. Никакие уговоры не помогают.                               

- У меня не получится, - слышится сквозь всхлипывания.

Ребенок боится неуспеха, боится, что у него получится не так, как нужно, а значит, плохо. Но откуда он знает, что его рисунок обязательно получится плохо? Ведь он в этом возрасте еще не владеет эталонами оценивания. Эти эталоны задают взрослые, и прежде всего родители. А что происходит, когда ребенку не по силам соответствовать родительскому эталону?

Сияющий сын несет маме рисунок, изображающий эпизод из жизни семьи. Но мама, глядя на рисунок, явно разочарована. Наблюдая за маминым лицом, находя на нем подтверждение того, чего он боялся,  ребенок вовсе откажется это делать, мотивируя это тем, что не умеет. Так ребенок теряет уверенность в своих силах, своих способностях.

Рассматриваем рисунки. Вот маленький и неприметный человечек затерялся внизу листа, а здесь – маленький и без рук, у этого - нет лица. И сразу возникают вопросы,: какой стиль общения предпочитают родители со своим ребенком, не авторитарны ли они, не сковывают ли самостоятельность и инициативность?

Часто бывает, родители вечно куда-то спешат, общаются с ребенком стоя, с высоты своего роста. Такие дети, постоянно поднимающие голову вверх и выслушивающие наставления взрослых, чувствуют, как они еще малы, одиноки и беззащитны.

Порой у родителей не находится доброго слова, чтобы подбодрить свое дитятко. В неудачном рисунке они видят отсутствие старания, начинают сравнивать работы других детей.

Но никакие неудачи, никакие поступки не должны подрывать уверенность ребенка в том, что он нужен окружающим его людям и любим ими, прежде всего родителям. Важен безоценочный подход к детям. Необходимо предоставлять ребенку возможность действовать самостоятельно, без оглядки на взрослого. Действия «по указке», становясь преобладающей формой действий, обедняют, сужают возможности ребенка. Он теряет свою индивидуальность. Любите своих детей!