Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
Поэтому в практике своей работы я стала достаточно активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. В современных методических рекомендациях нет четкого указания на то, сколько проектов в год должно быть реализовано. Но, учитывая преемственные связи с начальной школой, я определила для себя, что это должно быть не мене 4-х проектов в год. Хотя практика показала, что их может быть и больше.
Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием, поэтому я стараюсь находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу.
Работая над проектами, я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребёнка:
- творческое начало, воображение, изобретательность;
- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;
- способность ставить проблемы и находить их решение;
- неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, страны, окружающей среды.
Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.» Сухомлинский В.А.
Актуальность проблемы: бумага – доступный для ребёнка и универсальный материал. Широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает детей - самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использоваться в играх, инсценировках, оформлении уголка, подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.
С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психических процессов, речевых функций, а также особо развивающее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка. Развитая мелкая моторика пальцев руки является одним из показателей интеллектуального развития ребенка.
В нашей группе мы часто используем проектную деятельность. В сентябре у нас состоялся краткосрочный проект «Волшебница бумага».
Задачи проекта:
- Воспитательные: обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.
- Развивающие: развивать познавательную и интеллектуальную активность, исследовательские умения; развивать умение обследовать предмет и делать выводы на основе эксперимента.
- Обучающие: познакомить с происхождением, со свойствами и особенностями бумаги.
Ребятам было интересно узнать и получить новые знания и представления
- о бумаге, ее происхождение, свойства, назначение;
- узнавали и различали виды бумаг;
- овладели разными техническими навыками работы с бумагой;
- создавали композиции из бумаги;
- научились экспериментировать, проводить опыты, исследовать и делать выводы;
- овладели навыками культуры труда;
- улучшили свои коммуникативные способности и приобрести навыки работы в коллективе.
Работа с бумагой является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных.
Участие в проекте было очень интересным и творческим не только детям и родителям. Дети и родители с удовольствием приняли участие в конкурсе «Волшебница бумага». Хотим выразить огромное спасибо родителям за совместное творчество, и партнерские отношения.