Формирование навыков каллиграфического письма на уроках обучения грамоте (из опыта работы молодого специалиста по методике письма «с секретом» В.А.Илюхиной)

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 1

Ключевые слова: обучение грамоте, уроки письма, Азбука


Данную статью рекомендую прочитать начинающим педагогам, желающим сформировать у детей красивый почерк. Ведь приятно, когда ребенок пишет красиво, да и разборчиво. Но вспомнить себя, сколько сил тратили вы на написание красивой буквы или слова, а всякие палочки и крючки, добиться ровного и идеального почерка было очень сложно. Поэтому и в своей работе делайте скидку на несформированную руку ребенка, но учитывайте его желание писать красиво, быть лучшим в этом деле.

Обучение грамоте – важный период в жизни и учителя и ребенка. В период обучения грамоте перед педагогом ставится две главных задачи:

1. Формирование навыков чтения и письма.

2. Развитие фонематического слуха.

Первоклассники, еще недавно ушедшие из детского сада, воспринимают школу как что-то новое, неизведанное, им все интересно, познавательно. В том числе и учебники, которые появляются не в виде красочных книг, а уже как материал, необходимый для изучения. Изучают материал дети преимущественно в классе, под контролем учителя. Потому нужна некая системность в подаче материалов и требований.

Решая задачи обучения грамоте перед учителем ставится вопрос об эффективности использования тех или иных УМК, но и их простоте использования, показателях детей. Именно эффективность показывает методика письма с открытыми правилами В.А.Илюхиной.

Вера Алексеевна Илюхина предлагает методику обучения письму с проговариванием, анализом и сравнением элементов букв, которая способствует не только формированию графического письма, но и всестороннему развитию ребёнка в процессе обучения письму, его более быстрой адаптации к школе благодаря успехам в обучении.

Рис. 1. Рабочая тетрадь школьника

Обучение письму начинается с первых дней, изначально детей знакомят с волшебной страной – Букволандией, где живет королева букв. На основе этой истории детям предлагается попасть в королевство и для этого ставятся первые задачи. Дети приступают к изучению основных элементов письма, применяемых в работе с «Чудо-прописью».

Стоит выделить проблемы первого этапа системной работы: детей важно познакомить с понятием «рабочая строка», «дополнительные строки», чтобы ребенок понимал, что и где нужно писать, также нужно познакомить с тетрадью, полями и их назначением. Важным аспектом, с точки зрения физиологии, являются правила посадки, а также то, как правильно держать ручку. Написание элементов и отработка навыков их написания рекомендуется проводить в тетрадях в частую косую линию, иногда их называют тетрадь для прописей.

После изучения всех основных элементов, примерно в одно и то же время по планированию (рекомендуется составлять планирование таким образом, чтобы уроки обучения чтению по теме совпадали с уроками обучения письму), дети приступают к написанию первой буквы Аа.

Урок обучения письму я выстраивал по следующему принципу:

1. Организационный этап.

2. На следующем этапе ученики вспоминают то, что отрабатывали на прошлых уроках, вспоминают, что их цель – красивое начертание букв, как у учителя (можно использовать специальную презентацию, составленную авторами методики).

3. На этом этапе осуществляется подготовка руки к письму. Детям можно предложить штриховку или что-то подобное. Далее дети приступают к работе в обычной тетради. Дети прописывают элементы, ранее изученные ими, под руководством учителя. Учитель уже может пройти по рядам и посмотреть, как работают дети.

Важно! Стоит в течение урока напоминать о правиле письма, как держать ручку и положении тетради на парте.

4. Далее в проблемной ситуации дети выясняют, что не могут прописать букву Аа. Учитель предлагает им образец написания. Презентация устроена таким образом, что каждая буква пишется на экране, дети уже знают элементы и могут их проговорить, таким образом формируется представление о движении руки при написании буквы. Далее приписывается «в воздухе» несколько раз по элементам.

5. Приступаем к написанию. Учителю желательно разлиновать часть доски и там же, начинать писать букву, учитель диктует, дети пишут в тетрадях, в первое время желательно писать буквы в «Чудо-прописи», там все очень хорошо указано.

Важно! Так как буквы имеет и большую, и маленькую версию, рекомендую изучать в два урока, подстроив под это уроки обучения чтению.

6. Закрепляем написание уже в обычной тетради, рекомендуется использовать интересные задания или же какие-то графо-моторные упражнения.

7. Подводим итоги урока. Можно предложить учащимся выбрать несколько самых красивых, изученной на уроке буквы, сверху нарисовать корону (желтым карандашом). Лучше попросить выделить не одну, а несколько красивых, но не так много, чтобы ребенок понимал, что некоторые буквы он написал с отличиями от образца.

В течении урока не забудьте про физкультминутки. На первых уроках лучше делать несколько раз, чтобы снизить физическое напряжение. Для этого могу посоветовать вам использовать сборник физкультминуток: «Валентина Ковалько: Школа физкультминуток. 1-4 классы».

Данную схему проведения урока (не путать с этапами урока) можно применять постоянно, лишь корректируя время от времени. Также учителю стоит в самом начале подарить «шпаргалку» детям, в которой будут помещены основные элементы письма и главное, написание букв.

Результаты методики порадовали не только меня, как учителя, но и самих детей, а также родителей, удивившихся тому, что почерк детей читабелен, а также строгий, буквы ровные и красивые. Но всегда можно добиться идеального почерка у ребенка, в силу его особенной развития. Основные проблемы, с которыми можно в данном случае столкнуться:

1. Ребенок неправильно держит ручку или неправильно сидит.

2. Ребенок не знает основных элементов.

3. Ребенок не ориентируется в тетради.

4. Ребенок не пишет букву по образцу.

Для решения этих проблем учителя необходимо возвращаться к первым урокам и индивидуально поработать с ребенком, объяснить ему еще раз показать, как писать. Часто достаточно взять руку ребенка и совместными движения прописать тот же элемент или букву отдельно. Стоит озаботиться и оформлением тетради в первом полугодии. Первоначально я самостоятельно указывал место начала письма буквы, прописывал образцы и прочее, после, мы уже с детьми прописывали сами по образцу с доски, а потому они и вовсе стали делать сами.

Примеры работы разных учащихся в тетради:

Рис. 2. Основные проблемы проблемы с написанием

Пример работы оформления доски (на нижних строках можно заметить почерк обучающихся):

Рис. 3. Работа и оформление доски

Желаю вам успехов в работе! Помните, что грамотное построение урока, наличие системности и соблюдения некоторых правил, связанных со здоровьесберегающими технологиями на уроке, помогут вам в работе не только на уроках письма, но и на остальных уроках.

Список литературы

1. Обучение грамоте в 1 классе по «Прописям» В.А.Илюхиной: Программы, методические рекомендации, поурочные разработки/ В.А.Илюхина. — Москва : АСТ : Астрель, 2015. — 254.

2. https://spravochnick.ru/pedagogika/metodika_obucheniya_gramote/

3. http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2006_02_09.html