«Наука не сводится к сумме фактов, как здание не сводится к груде камней»
(Анри Пуанкаре)
Введение
Современный мир XXI века вступил в эпоху глобализации, тем создал основу глобальных перемен как в жизни мира, так и в жизни Кыргызстана. Мы всё интенсивнее ощущаем причастность ко всему, что происходит на земле. Глобальный характер приобретают проблемы экологические, политические, экономические, социальные, ранее считавшиеся локальными. Глобальные проблемы современности создают угрозу всему человечеству на Земле, а также оказывают интегрирующий характер осознания общности судеб природы и человечества.
Сегодня вместо высокого уровня IQ настоящие лидеры обладают высоким уровнем EQ - эмоциональным интеллектом. Но без должных «мягких» навыков (soft-skills) это, зачастую, не приведет к масштабированию успеха. Помогают в этом инновационные, интегрированные способы обучения, при которых в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету складываются в широкую целостную картину мира, дают молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в них.
Одним из инновационных методов обучения сегодня выступает выездная школа. Данный метод позволяет учащимся получить глубокие и разносторонние знания, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления, имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую, тем самым стимулирует аналитическую деятельность учащихся.
Способ обучения посредством выездной школы очень актуальный на данном этапе, т.к. он выступает современным методом познавательной деятельности учеников и экспериментальной площадкой в обучении.
Необходимо отметить, что детальным изучением данного способа могут заниматься представители различных наук, поскольку выездная школа становится объектом внимания социологии, разделов психологии (социальной, возрастной, педагогической), экономики и множества других сфер общественной жизни. Выездная школа нацелена на все возрастные категории учеников, форма проведения уроков нестандартна и увлекательна, проходы квестов, интеллектуальные игры, походы на шашлыки и прогулки по музеям несомненно помогает формировать системное мышление.
Современные методы обучения
В последнее время педагогика стала взаимодействовать со смежными науками, расширяя свои междисциплинарные связи, и данные изменения повлекли за собой появление термина «интерактивное обучение», где ученик становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель, в свою очередь, играет роль проводника. Он не предоставляет знания в готовом виде, но побуждает обучающихся к самостоятельному поиску.
Интерактивная модель обучения – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учеников в процессе обучения.
Таким образом в ходе исследования современных методов обучения можно сделать вывод о том, наиболее эффективной моделью обучения является интерактивная модель. Интерактивная модель обучения отвечает все потребностям современного ученика и дает наиболее высокий уровень остаточных знаний учеников, тем самым повышая всеобщий уровень образования школьников.
Выездная школа как современный метод познавательной деятельности учеников.
Одним из инновационных способов обучения сегодня выступает выездная школа, актуальность которой в том, что она выступает современным методом познавательной деятельности учеников и экспериментальной площадкой в обучении, нацеленной на все возрастные категории учеников.
Введение в учебный план выездной школы позволяет решить задачу систематизации знаний учащихся, так как предполагает активное осуществление интеграции знаний на основе широкого использования материалов учебных дисциплин. Система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению, каждый предмет изучается отдельно, сам по себе в отрыве от реальной жизни, что приводит к тому, что у ученика отсутствуют практические навыки применения знаний. Метод выездной школы является площадкой применения полученных знаний на практике.
Форма проведения уроков на выездной школе ОК «Илим» нестандартна и увлекательна, так как, во-первых, подготавливается учебная программа по заранее продуманной теме. Это не система отдельных курсов, каждый из которых непосредственно привязан к преподавателю. Мы режиссируем всю программу, выбираем сюжет — одну или несколько тем, связанных между собой.
Происходит работа по подтверждению теории на практике: сбор и обработку данных, постановку экспериментов, построение моделей своими руками, компьютерное моделирование.
Здесь математика пересекается с историей, и к этому же материалу применяются компьютерные науки. Получается, что разные люди здесь занимаются одним и тем же. Ученик может быть опытным олимпиадником в обычной школе, и может сделать первые шаги за пределы своей школьной программы уже в непривычной для него атмосфере, на выездной школе, которая, в свою очередь должна сформировать у ребёнка определённые мыслительные навыки, а не дать ему разрозненные знания по отдельным предметам. Поэтому, каждый раз, для очередной выездной школы, выдумываются сюжеты, которые показывают связь между разными областями знания.
Во-вторых, на выездной школе нет деления на преподавателей и, условно, администраторов. Преподаватели курируют школьников, но ведущую роль выполняют учащиеся 11-х классов, что несомненно благоприятно влияет и на самих одиннадцатиклассников, и на миксовые группы учащихся.
В-третьих, каждый выезд — это путешествие во что-то новое и содержательное. Давно подмечено, что если ты занимаешься привычным делом в непривычном месте — где люди говорят на другом языке, или хотя бы где растут немножко другие деревья, — то ты развиваешься быстрее. Этот эффект новизны очень хорошо работает со школьниками.
Занятия на выездных школах ОК «ИЛИМ» проходят в разных форматах. Но мы стараемся сделать так, чтобы на уроке или семинаре ребёнок усвоил какую-то теорию, а на практике поставил эксперимент, который показывает, как эта теория работает. К примеру, он может узнать, какую геометрическую форму должен принять мост из спичек, чтобы не обрушиться при максимальной длине. Можно ещё провести квест или турнир по пройденной теме.
Не менее важная составляющая — развлекательно-познавательная. Это экскурсии и маршруты, квесты с применением компьютерных технологий, необычные музеи, в которых можно найти привязку к теме, которую мы проходим.
Выездная школа включает все факторы, стимулирующие активность учеников. К ним относят:
- Познавательный и профессиональный интерес;
- Творческий характер проведения занятий;
- Состязательность;
- Игровой характер учебно-познавательной деятельности;
При этом, эффективность процесса обучения в выездной школе реализуется за счет следующих принципов:
- коммуникативно-ситуативного обучения (использование комплекса коммуникативных ситуаций, направленных на развитие речи обучающегося);
- интерактивности (обучающиеся не только приобретают учебные и профессионально значимые знания и умения, но и «изменяются сами в результате выполнения ими предметных действий»);
- дифференцированного подхода (реализуется в использовании всех видов учебной деятельности);
- учета индивидуальных особенностей;
- вариативности режима работы;
- проблемности (знания не преподносятся обучаемому в детерминированном, завершенном виде, предназначенном лишь для запоминания, а даются в динамике перехода от незнания к знанию).
Важность данного метода имеет психологическое преимущество, пробуждает интерес к школьным предметам, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.
Еще одно преимущество выездной школы заключено в развитии логического мышления и коммуникативных способностей ученика. На основе активной мыслительной деятельности ученик развивает речевой аппарат, формирует умение сравнивать, обобщать, делать выводы. Использование разных видов работы учеников на целена на концентрацию внимания на высоком уровне, тем самым повышая эффективность и результативность полученных знаний.
Выездная школа — это не только образовательная платформа учеников, но и платформа самореализации, самовыражения, творчества учителя и ученика. Здесь как нигде проявляется новаторство и импровизация. Отсюда следует, что данные уроки требуют большую подготовительную работу, особенно при интеграции двух и более учебных дисциплин с участием двух учителей. Взаимосвязь разных дисциплин в рамках выездной школы должна выглядеть гармонично и быть понятной ученику. Задача учителей является, чтобы дети успешно использовали полученные знания, формирование основных компетентностей, сочетая с воспитательной деятельностью учеников.
Таким образом, введение выездной школы в интегрированной системе образования способствует развитию эрудиции человека, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
Целью выездной школы является выработка навыков и умений развитию компетенций: социальной, включающей навыки проявления толерантности в межличностном общении; информационной, включающей навыки работы с информационными ресурсами; самообразовательной, реализующей желание учиться всю жизнь.
Выездная школа является новым этапом обучения в системе школьного образования, выступает основным рычагом мыслительной деятельности учеников. Для учителей это способ повышения квалификации, возможность перехода на новый уровень современного преподавания.
В результате участия в выездной школе ребята:
- восстановятся после напряженной учебы в школе, отдохнут от компьютера и телевизора;
- приобретут навык общения с самыми различными людьми;
- реализуют свои лидерские качества;
- получат возможность почувствовать себя в роли ученого, путешественника, натуралиста.
- разовьют личностные качества (креативность, способность к оценочным суждениям и самоанализу, гибкость и оригинальность мышления, инициативность), которые необходимы человеку для жизни и продуктивной деятельности в современном мире.
Предложения:
- Итогом работы каждой выездной школы научная конференция или фестиваль (в зависимости от тематики выездной школы).
- Проводить на территории ОК «ИЛИМ» дни как на выездной школе.
- Расширение площадки проведения выездной школы.
- Приглашение учащихся других государств на платформу выездной школы ОК «ИЛИМ»
Заключение
В ходе исследования современных методов обучения можно сделать вывод о том, наиболее эффективной моделью обучения является интерактивная модель. Интерактивная модель обучения отвечает все потребностям современного ученика и дает наиболее высокий уровень остаточных знаний учеников, тем самым повышая всеобщий уровень образования школьников.
Введение выездной школы как современного метода обучения в интегрированной системе образования может в большей степени быть эффективнее, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
Список литературы:
- Андреев А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах //Инновации в образовании. 2004. № 6. С. 98–113.
- Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций/ Н.Н. Двуличанская – М.: Наука и образование, 2011.
- Зимняя И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34- 42.
- Коротаева Е.В. Некоторые вопросы интерактивного обучения/Е.В. Коротаева// Педагогика.-2012.-№5.-С.100-111.
- Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев. – М.: Академия, 2002.
- Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие/С.Б. Ступина – Саратов: Наука, 2009.
- Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие/С.Б. Ступина – Саратов: Наука, 2009